Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
I. Организация класса на работу |
Задачи: Мотивировать,заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Сергеевна, сегодня урок литературного чтения буду вести у вас я. Рефлексия Мне очень интересно с каким настроением вы сегодня пришли, у вас на партах лежат смайлики, возьмите и покажите мне тот смайлик какое у вас на данный момент настроение. Если у вас плохое настроение то покажите грустный смайлик, если хорошее настроение то веселый смайлик, если и не хорошее и не плохое то покажите мне нейтральный смайлик. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа. | Развивают логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). | 2 мин |
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | - Посмотрите на слайд, вы можете увидеть чудесные рисунки художника Ивана Яковлевича Билибина, созданные им к одной сказке, а посмотрите и подумайте что это за сказка изображенна? - Правильно, сегодня мы с вами будем разговаривать о сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина. | Выдвигают предположение о теме урокаслушая музыкальное произведение; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | 2 мин |
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | -Некоторым ребятам в классе я давала подготовить сообщения про биографию А.С Пушкина и сообщение про белок. Биография о А.С. Пушкин : 1)Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России. 2) Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка, а его произведения — как эталон языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. Ещё при жизни поэта именовали гением, в том числе и печатно, со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. Факты о белках: 1)Белки очень часто забывают, где спрятали клад. Она способна за один день обработать и спрятать 15 еловых и 100 сосновых шишек, что обеспечит её едой более чем на 3 месяца. Белка не разобьется, даже если упадет с 50-ого этажа. Хвост белки служит и парашютом и рулем. 2) Древние греки называли белок «скиуридами». «Скиа» — тень, «аура» — хвост. Белки отлично плавают. Их главная задача не намочить хвост (они его держат над водой). Белка съедает за зиму только четверть своих запасов, об остальных она просто навсего забывает. -Молодцы! Ребята очень хорошо выступили. -А что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина. -А что вам запомнилось про белочек? -Хорошо. -Давайте вспомним, а что такое сказка? -Какие виды сказок вы знаете? | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; участвуют в игре. Выходят к доске и рассказывают биографию А.С. Пушкина, про персонажа из сказки (белочка) | Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | 3 - 5 мин |
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | -Молодцы! -Сейчас мы поиграем в викторину. -Вы знаете, что такое викторина? -Правильно! -Сейчас мы поиграем в викторину «А знаешь ли ты сказку» -Так же за правильный ответ я буду вас оценивать с помощью жетончиков, кто будет сейчас активно и хорошо работать и в течении всего урока получить хорошие оценки. Викторина: 1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером? (Три) 2. О чем мечтали старшая сестрица? (Приготовить пир на весь мир.) 3. О чем мечтала средняя сестрица? (Наткала бы полотна.) 4. О чем мечтала младшая сестра? (стать царицей и для батюшки-царя родить богатыря) 5. Сколько сестер у царицы? (Две) 6. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано? ( что царица родила «неведому зверушку») 7. –Кто вместе с сестрами сочинил ложное послание? Баба-бабариха 8. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это письмо? ( ничего не делать и ждать его возвращения) 9. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой? а) снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в море 10. Как звали сына царя Салтана? ( Гвидон) 11. Как назывался остров, мимо которого корабельщики плыли в царство Салтана? (Буян ) 12. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег? ( коршуна) 13.Кто напал в сказке на лебедь-птицу? ( коршун) 14.Кем на самом деле оказался коршун? ( злым чародеем) 15. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение? ( сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова) 16. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца? ( превратила его в комара) 17. Сколько раз превращала Лебедь князя Гвидона? (3) 18. В кого превращался Князь Гвидон? (комара, муху, шмеля) 19. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха? (о белке, которая грызет золотые орешки и поет песенки) 20. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»? (Лебедь) 21. Внутри орешков, которые грызла белка, были...(изумруды) 22. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33 ) 23. Кто помогал князю Гвидону навещать отца? (Лебедь-птица) 24. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын? ( простил их) -Умнички! я смотрю вы хорошо усвоили сказку. Физминутка (электронная) | отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Развивают свою художественную образную речь. | Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Принимать и сохранять учебную задачу(регулятивныеУУД). | 10 мин. |
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Теперь открываем учебники на стр.....118 -Прочитайте 2 абзац. (обращение царя к сестрицам) -Как вы думаете почему царь обратился именно к третьей сестрицы? А почему он выбрал именно эту сестрицу в жены? -Как вы представляете царя-Салтана? -Как вы считаете почему он двух сестер забрал с собой? -откройте стр 120….. -Прочитайте 1 абзац пожалуйста (имя)…… -Ребята, как вы считаете почему сестры царицы с бабой бабарихой написали ложное письмо и отправили царю салтану? -Как вы себе представляете старшую сестрицу? -А среднюю? -Как вы себе представляете бабу-бабариху? -Как вы думаете с каким чувством они писали это письмо? -Найдите в тексте ситуацию когда Гвидон спас царевну-лебедь это стр 122… -Прочитает нам это (имя)…… -Как вы считаете данный поступок как характерезует Гвидона, что он спас царевну-лебедь? -А как бы вы поступили на месте Гвидона? -Была ли у вас такая ситуация, когда вы защищали своих одноклассниц? -Как вы считаете, что мы больше всего ценим в мужчине? (доброту, силу, защищать и т.д) -Как вы думаете почему? -Как выглядит коршун? -Я давала подготовить сообщение про коршунов, давайте его прослушаем и представим себе, что это за птица такая. -Как вы думаете, все ли люди способны сделать такие геройские поступки? -А в наше время есть люди-герои? Можете привести пример? -Теперь откройте страницу 127… -Прочитайте первый абзац со слов «Уж диковинка, ну право…. -Почему Повариха стала лгать Царю? -Как наказал Князь-Гвидон повариху? -Откройте стр 130. -Найдите в первом абзаце как двух сестер и баба- бабариху называет автор? (Злые жабы) -Почему их так прозвал автор? -Есть такое выражение «жаба давит», как вы его понимаете? -Почему он их называет злыми? (потому что они творят плохие дела) -Найдите в тексте, где говориться о ткачихе, которая рассказывает о 33 богатырях. (131-132) -Правильно! вы заметили что она как и сестра ведет себя неправильно, она что делает? (лжет) -А для чего она лжет? -Найдите в тексте где о царевне-прекрасной говорит баба-бабариха (стр 136-137) -Нам этот отрывок прочитает(имя)…. -Баба-бабариха что делает? говорит правду? -Ребята, а как вы думаете, для чего врали две родные сестры и баба-бабариха? -А вы не задумывались, что баба-бабариха взрослей двух сестер и она как сама много врет, могла научить этому сестер? -Старшие должны подавать пример младшим. -Взрослые лучше знают законы христианской морали. -Откройте стр 139 (Имя) прочитай пожалуйста нам отрывок со слов Знай, близка твоя судьба... -Как вы думаете почему Царевна-лебедь превратилась в прекрасную царевну? -Как она относилась к князю Гвидону? -Найдите в тексте, когда царь Салтан решается ехать на остров буян(стр 142) -Прочитает нам этот абзац (имя)… -Почему царь-Салтан решился ехать на остров буян? -Может его что-то заитересовало, а что это могло быть? -Как вы думаете царь думал о том, что его жена с ребенком живы? -Может он и надеялся на то что на этом острове живут его жена и сын? -Найдите в тексте когда Царь-Салтан встретил свою жену-Царицу и сына с его будущей женой? -Прочитайте этот отрывок. -Что почувствовал царь, когда увидел родных ему людей? -Как вы считаете какие чувства и эмоции испытывала царица, когда увидела своего мужа Царя-Салтана? -Что он сделал с ткачихой, поварихой и бабой-бабарихой? -Он правильно поступил с ними? -Почему он так поступил? -Как вы оцениваете поступок Царя-Салтана? -Молодцы ребята! -Какой можно сделать вывод по данной сказке? -Христианская мораль такова: Делая людям добро, оно возвращается тебе добром, делаешь зло, оно возвращается тебе злом, может не сразу, но оно как бумеранг все возвращается. -Какова главная мысль в данной сказке? ( Оказывается как важно доверять любимым, родным людям, а не слушать других чужих людей.) | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); | 15мин. |
4. Работа учащихся в микрогруппах |
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. | -А сейчас мы проведем работу в микрогруппах. Первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой. Для каждой группы я дам индивидуальное задание. Постарайтесь подойти к решению этих заданий творчески, с интересом. Для каждой группы я дам индивидуальное задание. Постарайтесь подойти к решению этих заданий творчески, с интересом. Карточка 1 Вставьте в текст предложенные ниже слова, чтобы получился не-большой рассказ от имени старшей сестры о младшей сестре (плохо, полотна, хуже, нашел, меня, особенного, иметь, он) Текст: Почему царь-Салтан не выбрал меня, разве это плохо много полотна иметь. Чем я хуже ее, что он в ней нашел такого особенного. Карточка 2 Вставьте в текст предложен-ные ниже слова, чтобы полу-чился не-большой рассказ от имени средней сестры о младшей сестре (странно, понравилось, желание, мир, нашел, меня, пир.) Текст: Странно, что не понравилось мое желание, закатить пир на весь мир, что в ней он нашел такого, что нет у меня. Карточка 3 Вставьте в текст предложен-ные ниже слова, чтобы полу-чился не-большой рассказ от имени Гвидона о маме (мамачка, пришлось, испытать, осталась, милой, ты, сколько) Текст: Мамачка, милая моя мамачка! Сколько же тебе пришлось испытать, но ты все равно осталась такой же доброй, милой, родной мамачкой. Карточка 4 Вставьте в текст предложен-ные ниже слова, чтобы полу-чился не-большой рассказ от имени Гвидона о сестрах (Жестокость, отсутствие, чувств, ценностями, прячите, душе, человеческих, невежество) Текст: Какая жестокость! Какое невежество, отсутствие элементарных человеческих чувств! Какими же истинными ценностями, вы прячете в своей душе? Карточка 5 Вставьте в текст предложен-ные ниже слова, чтобы полу-чился не-большой рассказ от имени Царицы о Царе-Салтане. (царь, поговоришь, поступаешь, мной, быть, доверчивым, сам, ты) Текст: Царь ты мой царь, что же ты такой поступаешь, почему ты не поговоришь лично сам со мной!? Нельзя же быть таким доверчивым! Карточка 6 Вставьте в текст предложен-ные ниже слова, чтобы полу-чился не-большой рассказ от имени Гвидона о царе-Салтане. (царь, мудрее, окружают, лжецы, увидеть, должен, семью, можешь, отец) Текст: Отец! Ты же царь, ты должен быть умнее, мудрее, окружают тебя одни лжецы, но ты не как не можешь этого увидеть, ты же должен беречь свою семью, охранять! -А сейчас один человек от каждой микрогруппы выходит к доске и зачитывает классу то, что у них получилось. | Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. | Формируют у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой.(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу.(регулятивные УУД). | 5 – 10 мин. |
IV. Подведение итога урока. |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | -На этом наш урок подходит к концу. -Ребята, с какой сказкой мы свам работали сегодня? -Кто является автором данной сказки? -О чем говорилось в данном произведении? Можете ли вы назвать тему сказки? -Какой мы сделали вывод из данной сказки? | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) | 5 мин |
V. Рефлексия |
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | -Вы все молодцы! Все славно потрудились. Теперь давайте Подчитаем у кого сколько жетончиков получилось? -Теперь давайте отметим своё настроение. Рефлексия: Если у вас на партах лежат смайлики, возьмите и пока-жите мне тот смайлик какое у вас на данный момент настро-ение. Если у вас плохое настроение то покажите грустный смайлик, если хо-рошее настроение то веселый смайлик, если и не хорошее и не плохое то покажите мне нейтральный смайлик. | Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. | Учащиеся учатся самостоятельной оценке своей деятельности. | Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |