kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Разработка соответствует для детей с огрониченными возможностями детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга


Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

по теме «К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».





Урок составила Давыдова Ольга Викторовна

учитель начальных классов


Цель урока: совершенствовать умение давать характеристику персонажу.

Задачи урока.

Педагогические задачи: создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественные средства изобразительности), соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов, краткому пересказу событий произведения на материале того или иного фрагмента; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к природе, окружающему миру

Коррекционно – развивающая: развивать произвольное внимание и умение концентрироваться, развивать творческие способности, расширять словарный запас детей, навыки выразительного и беглого чтения. Формирование и совершенствование механизма выделения признаков. Избирательность зрительного внимания, (фокус) памяти, мыслительных операций, анализа-синтеза, признаков объектов, мотивации. Способность выделять значимые и существенные параметры. Связь зрительного восприятия и технических функций.

Воспитательная: воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения. воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим».

Планируемые результаты.

Предметные:

научатся делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задают вопросы.

Личностные:

осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения.

Тип урока: решение учебной задачи.

Оборудование: Учебник с.12-24. аудиозапись музыкального фрагмента балета С. Прокофьева «Золушка», тест.



Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Проверим готовность к уроку.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сегодня мы узнаем!

2.Актуализация знаний.


Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос – выдох через нос;

Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

Вдох через рот – выдох через рот;

Вдох через рот – выдох через рот; (частями)


а) Речевая разминка (текст напечатан на экране).

– Прочитайте скороговорку про себя:

Ах вы, сени, сени, сени,

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

-Какое слово придает скороговорке веселое настроение?

– Как вы понимаете слово «кувырк»?

– Прочитайте скороговорку шепотом, немного громче, громко и внятно, быстро.

– Представьте, что Сене встретился невежа, он над ним насмехается.

-Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека?

– А теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать.

-Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку?


б) Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».)

– К какому жанру относится данное произведение – сказка это или рассказ? Обратимся за помощью к толковому словарю. Найдем толкование слов «сказка» и «рассказ» в словаре С. И. Ожегова.

-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, что позволяет нам утверждать, что это произведение – сказка.)

– Кто главные герои сказки?


в) Электронная физминутка для глаз, снятие зрительного утомления


3.Постановка учебной задачи.

– Послушайте музыкальное произведение – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». Как вы думаете, какому моменту сказки он соответствует. (Золушка убегает с бала и теряет туфельку.)

– Как вы догадались? (Мы услышали бой часов.)

– Если вы когда-нибудь попадете на этот балет, в момент звучания этого отрывка вы обязательно вспомните другое произведение – сказку К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

- О чем это произведение? (Автор рассказывает о том, как Маша спасла воробья, а потом воробей помог девочке.)

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня продолжим исследовать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».


4.Проверочная работа по содержанию произведения.

Предлагается выполнить тест по произведению К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

(см. приложение).


5.Работа над содержанием текста: (характеристика образа воробья.)

На экране рисунки, на которых изображены воробьи.

- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?

- Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

- Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм)

- Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?

- Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется?

– В рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ.

- Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона?

- Какими вы их представляете?

– Какой он, воробей Пашка?

-Какие еще средства для создания персонажа использует автор?

-Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд».

– Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.)

-Чем еще необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».)

– Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены.

- Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое.)

– У К. Г. Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый, счастливый, смешной.)

– Почему же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.)

– Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.

-Работу выполняйте в парах.

– Прочитайте итоговые слова мамы «От маленькой радости смеются, а от большой плачут».

- Как вы понимаете эти слова? (Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

6.Физминутка. Выполняют движения по тексту под руководством учителя.


7.Закрепление знаний и способов действий.

Пересказ текста.

– Прочитайте текст, обращая внимание на то, о чем рассказывается вначале, как развиваются события дальше, чем текст заканчивается.

– Мысленно разделите текст на смысловые части (микротемы).

– Определите главное в каждой части. Отметьте опорные слова или выражения.

1. Трудная жизнь воробьиного племени.

2. Воспоминания старого воробья Чичкина.

3. Спасение Пашки милиционером.

4. Жизнь Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.

5. Нападение на вороний ларек.

6. «Рукопашный бой» воробьев.

7. Пашка на театральной сцене.

– Перечитайте по частям. Выразите своими словами, что является главным в каждой части.

– Расскажите товарищам в классе.

– Оцените качество своего пересказа. Найдите ошибки и неточности.


8.Рефлексия учебной деятельности (Итог).

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением мы работали на уроке?

-Кто его автор?

– Чему нас учит автор посредством рассказа? (Учит быть послушным, добрым, внимательным, благодарным, заботливым, радоваться за другого.)

– Вспомните начало рассказа и его конец.

-Что получается? (Начало и конец рассказа похожи.)

– В чем заключается идея произведения?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания:

• Чуть-чуть неясно…

• Еще придется потрудиться…

• Урок полезен и понятен…

• Да, трудно все-таки учиться…


9.Домашнее задание.

• Подготовить творческий пересказ от лица воробья.

• Подобрать пословицы к данному произведению.

• Записать диалог с другом на тему «Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями».
































Приложение.



СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛА И КОНЦА РАССКАЗА
К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»


Начало

Конец

Ворона за окном

Воробей за окном

Разговор мамы с Машей о папе

Разговор мамы с Машей о папе, о счастье

Маша у окна думает о маме с папой

Мама у окна думает о Маше и о папе





СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛА И КОНЦА РАССКАЗА
К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОРОБЬЯ И ВОРОНЫ

Воробей Пашка

Ворона

решительный

любознательная

веселый

хитрая

отзывчивый

отчаянная

смелый

коварная

отчаянный

упрямая

настоящий друг

вороватая

жалостливый

сластена

добрый

беспощадная











ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Выбери и подчеркни верный ответ.

Вариант 1

1. Укажи значение слова «торба».

а) Большой мешок из очень прочной ткани;

б) специальная повозка, на которой перевозили вещи, зерно;

в) мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

2. Какой характер был у вороны?

а) Смелый и решительный;

б) трусливый и злой;

в) скупой и сварливый.

3. Укажите значение слова «капельдинер».

а) Работник театрального буфета;

б) артист, играющий небольшие роли;

в) работник театра, проверяющий билеты и следящий за порядком.

4. Кто отбивал удары на старых часах?

а) Железный солдатик;

б) железный кузнец;

в) железный звонарь.

5. Который был час?

а) Восемь;

б) девять;

в) десять.

6. Почему Маша стояла у окна и не оглядывалась?

а) Ей было страшно;

б) это была такая игра;

в) боялась разбудить нянюшку.

7. Где была Машина мама?

а) На концерте;

б) в театре;

в) в командировке.

8. Что было на крыше театра?

а) Чугунные лошади;

б) огромные колонны;

в) чугунные орлы и лебеди.

9. В каком театре работала Машина мама?

а) Московский Художественный театр;

б) Малый театр;

в) Большой театр.

10. К чему готовилась мама?

а) Танцевать Золушку;

б) танцевать Снегурочку;

в) играть Дюймовочку.

11. Кем был Машин отец?

а) Военным летчиком;

б) пограничником;

в) военным моряком.

12. Где теперь был Машин отец?

а) На Камчатке;

б) на Крайнем Севере;

в) в Антарктиде.

13. Что он привез маме из далекой страны?

а) Янтарные бусы;

б) стеклянный букет;

в) серебряное колечко с бирюзой.

14. Чего ждала ворона?

а) Когда Петровна откроет форточку;

б) когда все уйдут из дома;

в) когда мама откроет тумбочку.



Вариант 2

1. Укажите значение слова «сварливый».

а) Ограниченный, недалекий;

б) жадный, прижимистый;

в) ворчливый, склонный к ссорам.

2. Где жила ворона?

а) В сарае, где раньше хранили овес;

б) в дупле дерева;

в) в заколоченном на зиму ларьке для продажи мороженого.

3. Что делала ворона со своими богатствами?

а) Прятала в дупле;

б) закапывала в солому;

в) забивала клювом в щели своего жилища.

4. Почему раньше воробьям легче было зимовать в городе?

а) Было много лошадиного овса;

б) было много кормушек;

в) было больше хлеба.

5. Почему ворона ударила воробья Пашку?

а) Он хотел помешать вороне украсть мамин подарок;

б) она хотела отнять у него кусок сала;

в) она застала его в ларьке.

6. Кто спас воробья Пашку?

а) Мама;

б) милиционер;

в) Маша.

7. Как Пашка попал к Маше?

а) Она его спасла;

б) ей его отдала мама;

в) ей отдал милиционер.

8. Как воробей пытался отблагодарить Машу?

а) Приносил ей вещи из тайника вороны;

б) чирикал для нее песенки;

в) приносил ей зерна овса.

9. Как ворона унесла мамино украшение?

а) Она разбила стекло форточки клювом;

б) Маша открыла форточку, чтобы посмотреть, как ворона протискивается в комнату;

в) няня забыла закрыть окно.

10. Что было, когда мама узнала о пропаже?

а) Мама долго плакала;

б) мама наказала Машу;

в) мама быстро утешилась.

11. Что решил делать Пашка?

а) Украсть мамино украшение у вороны;

б) отбить мамино украшение у вороны;

в) принести маме новое украшение.

12. Куда мама, няня и Маша отправились вечером?

а) На концерт;

б) в парк;

в) в театр.

13. Что предприняли воробьи?

а) Выманили ворону из ларька и дрались с ней на улице;

б) проникли в ларек и напали на ворону;

в) выманили ворону из ларька и украли украшение.

14. Что сделал милиционер?

а) Помог воробьям;

б) помог вороне;

в) открыл ларек, чтобы прекратить драку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению

Автор: Давыдова Ольга Викторовна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства