«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
по теме «К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».
Урок составила Давыдова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
Цель урока: совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи урока.
Педагогические задачи: создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественные средства изобразительности), соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов, краткому пересказу событий произведения на материале того или иного фрагмента; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к природе, окружающему миру
Коррекционно – развивающая: развивать произвольное внимание и умение концентрироваться, развивать творческие способности, расширять словарный запас детей, навыки выразительного и беглого чтения. Формирование и совершенствование механизма выделения признаков. Избирательность зрительного внимания, (фокус) памяти, мыслительных операций, анализа-синтеза, признаков объектов, мотивации. Способность выделять значимые и существенные параметры. Связь зрительного восприятия и технических функций.
Воспитательная: воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения. воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим».
Планируемые результаты.
Предметные:
научатся делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
Метапредметные:
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;
коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задают вопросы.
Личностные:
осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения.
Тип урока: решение учебной задачи.
Оборудование: Учебник с.12-24. аудиозапись музыкального фрагмента балета С. Прокофьева «Золушка», тест.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Проверим готовность к уроку.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем.
Но что-то новое, дружок,
Сегодня мы узнаем!
2.Актуализация знаний.
Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)
а) Речевая разминка (текст напечатан на экране).
– Прочитайте скороговорку про себя:
Ах вы, сени, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
-Какое слово придает скороговорке веселое настроение?
– Как вы понимаете слово «кувырк»?
– Прочитайте скороговорку шепотом, немного громче, громко и внятно, быстро.
– Представьте, что Сене встретился невежа, он над ним насмехается.
-Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека?
– А теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать.
-Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку?
б) Проверка домашнего задания.
– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».)
– К какому жанру относится данное произведение – сказка это или рассказ? Обратимся за помощью к толковому словарю. Найдем толкование слов «сказка» и «рассказ» в словаре С. И. Ожегова.
-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, что позволяет нам утверждать, что это произведение – сказка.)
– Кто главные герои сказки?
в) Электронная физминутка для глаз, снятие зрительного утомления
3.Постановка учебной задачи.
– Послушайте музыкальное произведение – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». Как вы думаете, какому моменту сказки он соответствует. (Золушка убегает с бала и теряет туфельку.)
– Как вы догадались? (Мы услышали бой часов.)
– Если вы когда-нибудь попадете на этот балет, в момент звучания этого отрывка вы обязательно вспомните другое произведение – сказку К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
- О чем это произведение? (Автор рассказывает о том, как Маша спасла воробья, а потом воробей помог девочке.)
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня продолжим исследовать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
4.Проверочная работа по содержанию произведения.
Предлагается выполнить тест по произведению К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
(см. приложение).
5.Работа над содержанием текста: (характеристика образа воробья.)
На экране рисунки, на которых изображены воробьи.
- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?
- Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)
- Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм)
- Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?
- Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется?
– В рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ.
- Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона?
- Какими вы их представляете?
– Какой он, воробей Пашка?
-Какие еще средства для создания персонажа использует автор?
-Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд».
– Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.)
-Чем еще необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».)
– Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены.
- Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое.)
– У К. Г. Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый, счастливый, смешной.)
– Почему же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.)
– Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.
-Работу выполняйте в парах.
– Прочитайте итоговые слова мамы «От маленькой радости смеются, а от большой плачут».
- Как вы понимаете эти слова? (Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)
6.Физминутка. Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
7.Закрепление знаний и способов действий.
Пересказ текста.
– Прочитайте текст, обращая внимание на то, о чем рассказывается вначале, как развиваются события дальше, чем текст заканчивается.
– Мысленно разделите текст на смысловые части (микротемы).
– Определите главное в каждой части. Отметьте опорные слова или выражения.
1. Трудная жизнь воробьиного племени.
2. Воспоминания старого воробья Чичкина.
3. Спасение Пашки милиционером.
4. Жизнь Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.
5. Нападение на вороний ларек.
6. «Рукопашный бой» воробьев.
7. Пашка на театральной сцене.
– Перечитайте по частям. Выразите своими словами, что является главным в каждой части.
– Расскажите товарищам в классе.
– Оцените качество своего пересказа. Найдите ошибки и неточности.
8.Рефлексия учебной деятельности (Итог).
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением мы работали на уроке?
-Кто его автор?
– Чему нас учит автор посредством рассказа? (Учит быть послушным, добрым, внимательным, благодарным, заботливым, радоваться за другого.)
– Вспомните начало рассказа и его конец.
-Что получается? (Начало и конец рассказа похожи.)
– В чем заключается идея произведения?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания:
• Чуть-чуть неясно…
• Еще придется потрудиться…
• Урок полезен и понятен…
• Да, трудно все-таки учиться…
9.Домашнее задание.
• Подготовить творческий пересказ от лица воробья.
• Подобрать пословицы к данному произведению.
• Записать диалог с другом на тему «Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями».
Приложение.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛА И КОНЦА РАССКАЗА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»
Начало
Конец
Ворона за окном
Воробей за окном
Разговор мамы с Машей о папе
Разговор мамы с Машей о папе, о счастье
Маша у окна думает о маме с папой
Мама у окна думает о Маше и о папе
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛА И КОНЦА РАССКАЗА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОРОБЬЯ И ВОРОНЫ
Воробей Пашка
Ворона
решительный
любознательная
веселый
хитрая
отзывчивый
отчаянная
смелый
коварная
отчаянный
упрямая
настоящий друг
вороватая
жалостливый
сластена
добрый
беспощадная
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»
Выбери и подчеркни верный ответ.
Вариант 1
1. Укажи значение слова «торба».
а) Большой мешок из очень прочной ткани;
б) специальная повозка, на которой перевозили вещи, зерно;
в) мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
2. Какой характер был у вороны?
а) Смелый и решительный;
б) трусливый и злой;
в) скупой и сварливый.
3. Укажите значение слова «капельдинер».
а) Работник театрального буфета;
б)артист, играющий небольшие роли;
в) работник театра, проверяющий билеты и следящий за порядком.
4. Кто отбивал удары на старых часах?
а) Железный солдатик;
б) железный кузнец;
в) железный звонарь.
5. Который был час?
а) Восемь;
б) девять;
в) десять.
6. Почему Маша стояла у окна и не оглядывалась?
а) Ей было страшно;
б) это была такая игра;
в) боялась разбудить нянюшку.
7. Где была Машина мама?
а) На концерте;
б) в театре;
в) в командировке.
8. Что было на крыше театра?
а) Чугунные лошади;
б) огромные колонны;
в) чугунные орлы и лебеди.
9. В каком театре работала Машина мама?
а) Московский Художественный театр;
б) Малый театр;
в) Большой театр.
10. К чему готовилась мама?
а) Танцевать Золушку;
б) танцевать Снегурочку;
в) играть Дюймовочку.
11. Кем был Машин отец?
а) Военным летчиком;
б) пограничником;
в) военным моряком.
12. Где теперь был Машин отец?
а) На Камчатке;
б) на Крайнем Севере;
в) в Антарктиде.
13. Что он привез маме из далекой страны?
а) Янтарные бусы;
б) стеклянный букет;
в) серебряное колечко с бирюзой.
14. Чего ждала ворона?
а) Когда Петровна откроет форточку;
б) когда все уйдут из дома;
в) когда мама откроет тумбочку.
Вариант 2
1. Укажите значение слова «сварливый».
а) Ограниченный, недалекий;
б) жадный, прижимистый;
в) ворчливый, склонный к ссорам.
2. Где жила ворона?
а) В сарае, где раньше хранили овес;
б) в дупле дерева;
в) в заколоченном на зиму ларьке для продажи мороженого.
3. Что делала ворона со своими богатствами?
а) Прятала в дупле;
б)закапывала в солому;
в) забивала клювом в щели своего жилища.
4. Почему раньше воробьям легче было зимовать в городе?
а) Было много лошадиного овса;
б) было много кормушек;
в) было больше хлеба.
5. Почему ворона ударила воробья Пашку?
а)Он хотел помешать вороне украсть мамин подарок;
б) она хотела отнять у него кусок сала;
в) она застала его в ларьке.
6. Кто спас воробья Пашку?
а) Мама;
б) милиционер;
в)Маша.
7. Как Пашка попал к Маше?
а) Она его спасла;
б)ей его отдала мама;
в) ей отдал милиционер.
8. Как воробей пытался отблагодарить Машу?
а) Приносил ей вещи из тайника вороны;
б) чирикал для нее песенки;
в) приносил ей зерна овса.
9. Как ворона унесла мамино украшение?
а) Она разбила стекло форточки клювом;
б) Маша открыла форточку, чтобы посмотреть, как ворона протискивается в комнату;
в)няня забыла закрыть окно.
10. Что было, когда мама узнала о пропаже?
а) Мама долго плакала;
б) мама наказала Машу;
в) мама быстро утешилась.
11. Что решил делать Пашка?
а) Украсть мамино украшение у вороны;
б) отбить мамино украшение у вороны;
в)принести маме новое украшение.
12. Куда мама, няня и Маша отправились вечером?
а) На концерт;
б) в парк;
в) в театр.
13. Что предприняли воробьи?
а) Выманили ворону из ларька и дрались с ней на улице;