знать средства образной выразительности в изобразительном искусстве
проявлять интерес к деятельности, предлагаемой на уроке;
ценить и принимать следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя;
иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
знать этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре;
соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения задания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формулировать цель деятельности на уроке и учебную проблему;
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
работая по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций;
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД:
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
слушать и слышать учителя и одноклассников совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений.
Практические методы: упражнения, самостоятельная работа изобразительной деятельности, выполнение практического задания; каллиграфическая минутка
Логические методы: анализ и обобщение, метод разрешения проблемной ситуации.
Методы поощрения: похвала, одобрение
Методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:Для учащихся – альбом для рисования, акварель, стакан с водой, кисти, салфетки, палитра; картины природы, иллюстрации, принесенные учениками
Тип урока: урок – творчество
Ход урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
– Попробуйте, используя теплые и холодные оттенки, изобразить свое настроение.
– Какие цвета ты использовал, чтобы изобразить свое настроение? Почему ты выбрал теплые (холодные) цвета?
II. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать цвет как средство выражения. Нам предстоит выяснить: можно ли о цвете говорить «тихий» («глухой») и «звонкий».
III. Изучение новой темы.
1. Игра «Цветик-семицветик».
На доске – цветные карточки.
– Распределите эти цвета на две группы. Назовите каждую группу. (теплые цвета и холодные цвета.)
– Как быть с зеленым цветом? (Если нужен теплый цвет, добавим больше желтого, если холодный, то добавим больше синего.)
2. Игра «Настроение».
По классу развешаны карточки со словами, называющими настроение: загадочное, грустное, радостное, счастливое, таинственное, веселое.
– Прочитайте то, что написано на карточках. Что это? (характеристика настроения.)
– Я предлагаю вам распределить эти таблички на две группы. Ваши предложения? Что получилось? (Настроение, которое выражают теплые и холодные цвета.)
– Какую картину можно изобразить теплыми цветами?
Жаркое солнце,
Теплый песок,
Ярко-оранжевый в поле цветок.
Самым горячим, красным и желтым,
Знойное лето цветом наполним.
– Что можно изобразить холодным цветом?
Темно-синий вечер,
Голубой рассвет,
Льдинки и снежинки,
Их холодный свет.
Прохладу нарисуем сине-голубой –
Зимнюю картину видим мы такой.
– Что получится, если в картине объединить теплые и холодные оттенки?
– Посмотрите на картины М. Сарьяна «Ереванские цветы» и В. Попкова «Весенний закат» (учебник, с. 128–129), они вам помогут выдвинуть предположение. Какие чувства у вас вызывают эти картины? (Выслушиваются мнения учащихся. Чувственное восприятие может быть разным, поэтому одобряются все версии.)
– Если в картине теплые и холодные цвета расположены рядом, то они помогают друг другу звучать ярче, как бы громче, становятся сочнее, активнее, выразительнее.
– В какое время года чаще всего встречается сочетание теплых и холодных цветов?
– Цвет может быть звонким, а может быть глухим. Попробуйте предположить, какой цвет будет называться глухим. Вам помогут картины И. Левитана, В. Борисова-Мусатова «Весна» (учебник, с. 131), рассмотрите их внимательно.
– Глухой цвет – это цвет с преобладанием белых, серых, пастельных и других нейтральных тонов. Дымка, дождь, туман приглушают все цвета.
3. Игра «В картинной галерее».
Учитель показывает слайды с репродукциями картин известных художников.
– Посмотрите на картины. Найдите картины со звонким и глухим цветом. Почему вы так считаете? Что позволяет картине звучать, а что приглушает?
Движения выполняются детьми по ходу стихотворения.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Все вместе отдыхают.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сегодня на уроке вам предстоит создать звучащую, яркую, сочную картину.
1-й вариант. Нарисовать букет цветов, располагая рядом холодные и теплые оттенки. Рисовать мы будем трубочкой (Приложение 14).
Этапы работы:
1. Подумай, что будет изображено.
2. Нарисуй вазу.
3. Макни кисточку в краску, поставь на листе пятнышко и начинай дуть на него через трубочку в разные стороны. Лист можно крутить, поворачивать. Следи, чтобы слюна не попадала в трубочку – капельки слюны могут испортить работу.
4. Сделай несколько подобных пятнышек.
5. Нарисуй цветам стебельки, листья.
6. Фон сделай при помощи поролоновой губки. Макни кусочек губки в краску (в краске не должно быть много воды) и ставь на листе отпечатки.
7. Работа готова.
2-й вариант. Нарисовать пейзаж, располагая рядом теплые и холодные оттенки. Какие картины природы возможно изобразить? (цветочная поляна, закат солнца над морем.)
Совет Мастера Изображения.
Выберите для работы характер мазка. Для фона – мазок «дождик» или «пятнышко», в работе можешь использовать мазок «волна». Смешивать краски можно на палитре или сразу на листе (учитель демонстрирует мазки).
Этапы работы:
1. Подумаю, что будет изображено.
2. Сделаю набросок.
3. Изображу в цвете.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу? Какие мазки были использованы в работе?
– Ты справился с работой или есть недочеты?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто желает оценить свою работу по образцу?
– Картинная галерея класса открыта. Посетим ее, восхитимся работами. Какая работа вам понравилась? Почему? Удалось ли художнику сочетать теплые и холодные цвета? Назовите самую, на ваш взгляд, удавшуюся работу, самую неожиданную, самую яркую.
2. Обобщение по теме.
– Чем занимались сегодня на уроке?
– Какой Мастер нам помогал?
– Что можете рассказать о холодном цвете, о теплом? Что позволяет картине звучать, а что приглушает?