I.Организационный момент II. Постановка темы урока | Вхождение в урок, дети сидят, Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. - Ребята, назовите главный признак осени. -Какие ещё изменения произошли в природе? - А кто любит осень? - Какие чувства вызывает она у вас? - А всегда ли она одинакова? -Как называют осень, когда природа меняет свои цвета? - А почему её называют «золотой»? - Это время года любили многие писатели, поэты, художники, композиторы. Они посвятили ей свои произведения. Вот как об осени писал Константин Георгиевич Паустовский: «Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба. Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.» - Может, кто-то знает стихи об осени? - Чем восхищаются поэты, писатели в своих произведениях? - Может, кто – то уже может назвать тему урока? | Учитель читает загадку. Беседа | Ученики слушают загадку, отгадывают её (осень) Ответы учащихся. Дети слушают. Дети читают стихи об осени. «Осень швея.» Татьяна Гусарова. Чтоб крошка земля без хлопот зимовала. Ей осень лоскутное шьёт одеяло. Листок аккуратно к листку пришивает, Сосновой иголкой стежок подгоняет. Листочки на выбор – любой пригодится. Вот рядом с багровым лиловый ложится, Хоть очень по вкусу швее золотистый, Сгодится и бурый, и даже пятнистый. Скрепляет их бережно нить паутины. Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины. Красотой осенних деревьев Высказывания детей (Осенний пейзаж, осень в лесу, золотая осень) | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: аргументировать свои суждения |
III. Мотивация учебной деятельности | Беседа с просмотром слайдов. Картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, сто оконца. - Можно ли сказать, что это стихотворение описывает то, что изображено на картине? | Учитель при просмотре слайдов нацеливает детей обратить внимание на цветовую палитру, которая преобладает в пейзажах художников, что общего в этих картинах. | Ответы учеников. Ответы учащихся. (Преобладают «тёплые» цвета: жёлтые, оранжевые, красные, находят общее – везде мы видим изображение деревьев в осеннем убранстве) Слушают. Отвечают на вопрос. | К: умение выражать свои мысли Р: анализ картин, выявление общих признаков |
IV. Создание проблемной ситуации –фиксирование затруднения. | - Какие красивые картины! - Ребята, как вы думаете, трудно изобразить осеннее дерево? - Представьте, что вас попросили нарисовать красивое осеннее дерево за несколько минут. Сможете ли вы справиться с этой задачей? - Как вы какова же цель нашего сегодняшнего урока? | Учитель ведёт беседу | Слушают, отвечают на вопросы. Предложения детей. Постановка цели урока. (Научиться быстро рисовать осеннее дерево) | К: умение слушать своих одноклассников Л: проявлять уважение к одноклассникам Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке К: выражать свои мысли |
V.Усвоение новых знаний. Построение выхода из ситуации. | Вы сказали, что все картины художников объединяет, то что везде есть изображение деревьев в осеннем убранстве. - Вчера мы с вами были на экскурсии в ботаническом саду. Там мы видел иного разных растений. Наше внимание привлекли вековые деревья. Мы рассматривали их, любовались и восхищались ими. - Прежде чем начнём рисовать, подумаем, как быстро и красиво можно нарисовать ствол дерева. -У нас с вами рядом всегда есть помощник. - Посмотрите на нашу руку и кисть руки. Скажите, на что она похожа? Как же мы можем её использовать? - Да, рука похожа на ствол дерева, а пальцы – на ветви дерева. | Показ руки, кисти с разведёнными в стороны пальцами. Составляем алгоритм действий для выполнения рисунка. Вывешиваем на доску первый этап работы. | Дети слушают, делятся впечатлениями. Дети повторяют действия за учителем. Высказывают своё мнение. Предложение разных вариантов детьми. -Обвести карандашом, приложив к листу бумаги. | |
VI. Применение знаний на практике (этап закрепления) | - Хорошо, обведите и закрасьте ствол вашего дерева. Подумайте, какого цвета краски вам понадобятся. -Посмотрите внимательно на стол, что вы ещё видите? -Кто догадался для чего они нам нужны? -Правильно, с их помощью мы будем рисовать крону нашего осеннего дерева. Обмакивая тычки в нужную нам краску мы будем делать оттиск на бумаге. - Получилось ли у вас нарисовать осеннее дерево за короткий промежуток времени? Что помогло вам быстро изобразить осеннюю листву? - Ребята, скажите, сумели ли мы достичь поставленной нами цели? | Помогает, контролирует процесс выполнения действий. Учитель показывает, заранее подготовленные, «тычки» из фольги. Показ техники с использованием фольги для рисования листвы на деревьях. Вывешивает на доску изображение второго этапа алгоритма рисования. Учитель контролирует ход работы, помогает учащимся. | Дети обводят руку простым карандашом на тонированном листе бумаги. Самостоятельная работа обучающихся Ответы детей Дети оценивают результат своей работы. Делятся впечатлениями о том, понравилось ли рисовать, используя такую нетрадиционную технику. Ответы детей. | Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции Р:оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу |
VIII. Рефлексия урока | У детей на столах листики разного цвета. На доске – дерево. | - Если на уроке у вас всё получилось, узнали что – то новое, то выберите жёлтый листик. -Если у вас возникали затруднения, то выберите красный листик. -Если вам было скучно, не всё было удачно, то выберите коричневый листик. - Выбранными листочками украсьте дерево нашего настроения.. | Дети выбирают листики и прикрепляют к дереву на доске. | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности |