создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики и духовных традиций России
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о современной государственной символике России;
- прививать уважение к обычаям и традициям своей Родины;
- способствовать развитию позитивного отношения друг к другу;
- воспитывать чувства любви, гордости, патриотизма к своей стране.
Метапредметные результаты:
• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ход урока
I . Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Самоопределение к учебной деятельности
У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно
таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече?
Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю
тебе сегодня на уроке …»
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
«Что краше солнца, дороже золота?»
- Правильно, Родина!
- Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?
- Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”
Какие задачи поставите перед собой на уроке?
III. Изучение нового материала.
Чтение стихотворения
Родина бывает разная.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
З. Александрова
- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки,
место по которому он тоскует и которое готов защищать.
- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?
Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
- Что называют Родиной?
- А малой Родиной?
- Как вы думаете, почему Родину называют Отечеством, а матушкой? (слайд 9)
- *Русь широка и велика! (слайд 10)
Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце, начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь, а на западе ещё только вечер. На севере уже наступили холода, выпал снег, а на юге плещется тёплое море, цветут растения. Каждый уголок России замечателен своей природой, народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей.
- *Россия – многонациональное государство. В ней проживает более 180 национальностей. (слайд 11)
Все они и мы вместе с вами – россияне. Мы – граждане России. Нас много, мы все разные, но у нас у всех одна Родина. Это нас объединяет.
- *Но главный город один. (слайд 12) Столица – Москва.
- Главой государства является президент. Кто президент России?
- Что входит в обязанности президента? (слайд 13)
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ.
- А вот исполняет и претворяет в жизнь, подписанные президентом законы правительство, являющееся исполнительной властью.
- Кто является Председателем правительства РФ? (слайд 14)
- Каждое государство имеет свою символику. Государственные символы очень важны. По ним можно судить о самом государстве, о людях, живущих в стране.
- Какие символы нашего государства вы знаете?
*флаг (слайд 15)
- какие цвета на флаге России и что символизирует каждый цвет?
- Есть предположение, что Пётр I позаимствовал эти цвета у древнего герба города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле.
1 ЗАДАНИЕ
НАРИСОВАТЬ ФЛАГ И ПОДПИСАТЬ ЦВЕТА,
Где вы можете увидеть флаг?
- на границе, при въезде на территорию нашей Родины;
- на зданиях посольств;
- торговых представительств нашей страны за рубежом?
22 августа – День Государственного флага РФ
Флаг – наша святыня и мы должны относиться к нему с уважением и почтением.
Герб
- Символ объединения и отличительный знак государства, города, области.
- Что изображено на гербе РФ? Что означают эти изображения?
- Красный цвет щита – символ храбрости, мужества, отваги.
- Где можно увидеть герб?
Есть закон о Государственном гербе РФ. В нём определены правила использования гербов, которых мы должны строго придерживаться.
ЗАДАНИЕ № 2
Назови элементы государственного герба Российской Федерации: (двуглавый орёл, держава, скипетр, Георгий Победоносец, убивающий змея)
Гимн
(включить гимн) - посмотреть на реакцию детей.
- Что прозвучало сейчас?
- Что такое гимн? (слайд 17)
- Кто автор музыки и стихов?
При официальном исполнении Государственный гимн России слушают стоя. Так люди выражают своё уважение к символу государства.
Когда исполняется гимн?
- во время торжественных собраний, посвящённых государственным праздникам;
- во время поднятия российского флага;
- во время парада на Красной площади 9 Мая;
- перед началом спортивных состязаний; на международных соревнованиях звучит гимн одержавшей победу страны.
- Что вы чувствовали, слушая гимн?
Физкультминутка:
Работа у доски
Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
Р - родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.
Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.
Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.
А – активная, актуальная,
«Россия – наша Родина»
Родина для Миши это мама,
Старый дом и вишня у забора.
А для Вани - речка и пригорок,
На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству,
Родина - истории секреты.
И когда закончится их детство,
Об открытиях напишут все газеты.
Родина кому-то это яхта,
Взрослым тоже нравятся загадки.
Камышей полоска у причала,
Ветерок и речка, все в порядке.
И страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина - Россия.
б) ПОСЛОВИЦЫ
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. Родная земля и в горсти мила.
5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.
- Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное. Предложение.
СИНКВЕЙН
Отчизна, Отечество, Родина,
родная, любимая.
Я люблю свою Родину.
IV. Закрепление нового материала.
Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
- А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?