Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Наследие Древнего мира"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 «Гармония»
О
ктябрьского района города Новосибирска
Класс: 3
Учитель Устинова Юлия Викторовна, учитель высшей квалификационной
категории
Предмет: окружающий мир
Тема. Наследие Древнего мира
Цель:подготовка к мини-проекту по изученному материалу
Задачи:расширить знания детей о жизни народов в далёком прошлом, познакомить учащихся с наследием Древнего мира; развивать речь, умение делать выводы, классифицировать; воспитывать уважительное отношение к достижениям народов мира, коллективизм при работе в группе, интерес к изучаемому предмету.
Планируемый результат:создание мини-проекта «Наследие Древнего мира»
Тип урока: урок-путешествие
ХОД УРОКА
Введение в тему.
Читает (рассказывает учитель):
Вечером вся семья собралась за большим резным столом. Мама открыла шкатулочку, и Дениска увидел много старинных вещей. «Вот это перо, которым писала твоя бабушка свои стихи. А это чернильница, в которую она наливала свои волшебные чернила. А это знаменитый дедушкин компас, который он смастерил для путешествий по миру». Дениска с восхищением смотрел на диковинные вещи своих знаменитых дедушки и бабушки.
- Как же можно назвать вещи, которые достались семье от близких людей? (наследство)
- А бывает ли наследство у государства? (Конечно)
- Только называем мы это наследием. (На доске появляется тема урока «Наследие Древнего мира»).
- Какая же цель нашего урока?
- Сегодня мы побываем в первых древних государствах и узнаем, какое наследие они подарили всему миру. В это время учитель на интерактивной доске отмечает первые древние государства (или можно отметить эти места флажками на карте)
Подача нового материала
- Очень прославилось в древности государство Вавилония. Знаменитый город Вавилон – одно из чудес света. Слайды 2, 3. Этот храм люди использовали для жертвоприношений. Но это не главное. Как вы думаете, как ещё могли использовать вавилоняне это высочайшее сооружение? (Ответы детей)
Вавилоняне наблюдали за небесными телами с этой башни, изучали космос. Такое здание, оборудованное для астрономических наблюдений называется ОБСЕРВАТОРИЕЙ (Слайд с объяснением этого понятия из словаря Ожегова).
- А что вы уже знаете, благодаря открытиям вавилонян? (названия планет, Галилео Галилей первый человек, который увидел на Луне горы)
Работа в группах.
- А сейчас представьте себя на вершине этой башни и выполните задание.
Две медведицы смеются: Эти звёзды нас надули, Нашим именем зовутся, А похожи на кастрюли.
О чём идёт речь?
(Детям даются листы с изображением большой и малой медведицы).
- Найдите полярную звезду. (выслушав возможные варианты, открывается ответ на интерактивной доске)
- Чтобы найти на звездном небе Полярную звезду, нужно через две крайние звезды ковша Большой Медведицы, провести вверх прямую линию и на ней мысленно отложить 5 раз расстояние между этими звездами.
- Ребята, какими в древности пользовались видами транспорта? (Ответы детей)
- Я вам сегодня предлагаю прокатиться на такой вот лодке. Показываю на слайде.
- На этой замечательной лодке мы приплываем ещё в одно государство Шумер. Слайд
- Что же изобрели шумеры? Загадка:
4 братца друг за другом гоняются, а догнать друг друга не могут.
КОЛЕСОСлайд
- Придумывали колесо очень долго – 1000 лет, ведь в природе нигде не было колеса, да и подсмотреть не у кого было. А ещё шумеры изобрели ….показываю детям глиняную дощечку с различными знаками. Что же это? (Ответы детей).Слайд
- Шумер был первым народом в мире, который создал письменность. У них был только один материал для письма – глина. Из неё лепили таблички. Писали на них палочками, вдавливая им глину. Если попробовать таким образом написать наши буквы, в которых столько овалов, то вы поймёте, как это трудно делать. Поэтому первое письмо было клинописное. Перед нами сейчас КЛИНОПИСЬ (появляется на доске объяснение из словаря Ожегова).
(Детям даётся в группы глиняная табличка, учащиеся пробуют на ней писать). Трудно, ребята?
Звучит музыка.
- Ребята, вам знакома эта музыка? Да, это сиртаки (греческий групповой танец). Слайд
- Вы, наверно, догадались, в какое государство мы прибыли? Это Греция.Слайд
- Я предлагаю вам сегодня побывать в двух знаменитых городах Греции – Спарта и Афины.Слайды
Работа в паре.
Вам нужно прочитать в учебнике текст на с.58-59 и сделать схему (на листочках), отражающую главную мысль содержания.
Одновременно за компьютером работают 2 человека, выполняя тоже задание
При работе у детей появляется такая схема:
Затем результат пар сравнивается, делается вывод.
- Кто же такой ОРАТОР? (ответы детей).
На доске появляется определение из словаря Слайды
- Ребята, вы знаете, что у нас Слава увлекается историей. Сегодня он хотел бы вам рассказать о том, как проходило обучение военному искусству в Спарте. (Рассказ Фисюкова С. )
- Сейчас я предлагаю вам с ветерком прокатиться вот на таком интересном экипаже…
Слайд и попасть в Египет. Слайд
- Чем нас так удивляет Египет? Да, красивыми пирамидами. Слайд Это самая высокая пирамида – её высота 146 м. А ещё, ребята, в Египте придумали…. Что это? Слайд (парирус)
- Сейчас нам Аня расскажет, как египтяне делали папирус. (Выступает Лагутина Аня с рассказом и презентацией)
- Но это ещё не всё. Учитель показывает композицию “Керамические кошечки”. Древний Египет таит много интересного. Здесь обожествляли многих животных. Сейчас нам Олеся расскажет об этом (рассказ и презентация Тимощенко Олеси «Кошка – священное животное Египта»)
Работа в группах.
- Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу.Вам понравилось наше путешествие? Давайте подведём итог. Вы многое сегодня узнали о наследии Древнего мира. Вспомните, в каких государствах мы были и что о них узнали. В этом вам поможет небольшой тест (5 человек работают с пультами, остальные в группе с конвертами).
- Тем, кто работает с конвертами необходимо выбрать изобретение и приклеить его в соответствующее государство, а те, кто работает с пультами, наоборот, выбрать государство, в котором изображение изобретения было изобретено.
(Дети на листах приклеивают картинки с изображением изобретений государств к названию государства, выбирают на пульте правильный ответ).
ОЦЕНКА
- Одна картинка новая – олимпийские кольца. Дети должны приклеить её к Греции и объяснить, что Греция – родина Олимпийских игр. Об этом вы постараетесь найти материал и рассказать на следующем уроке. Нам ещё предстоит закончить наше путешествие по древним государствам на следующем уроке.
Итог урока.
- Ребята, скажите, а для чего изучают наследие Древнего мира? (Ответы детей) Да, это наша история. А кто не знает историю, как говорил Цицерон, тот младенец.
Рефлексия. Откройте дневники, запишите д/з и оцените наш урок. Если материал понят хорошо – жёлтый кружок, если с затруднениями – зелёный цвет, если слабо – красный цвет.