Конспект урока на тему "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова"
Конспект урока на тему "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова"
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.
Задачи:
· Образовательная: познакомить с понятиями: «многозначные» и «однозначные слова», пополнить активный словарь детей многозначными словами, формировать навык работы с толковым словарем, развивать орфографическое чтение, умение списывать с печатного образца.
· Развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе, способствовать развитию орфографической зоркости
· Воспитательная: воспитывать организованность, содействовать воспитанию культуры учебного труда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова"»
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.
Задачи:
· Образовательная: познакомить с понятиями: «многозначные» и «однозначные слова», пополнить активный словарь детей многозначными словами, формировать навык работы с толковым словарем, развивать орфографическое чтение, умение списывать с печатного образца.
· Развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе, способствовать развитию орфографической зоркости
· Воспитательная: воспитывать организованность, содействовать воспитанию культуры учебного труда
Планируемые результаты:
1. Личностные (формировать познавательный интерес к новому учебному материалу, развивать устную речь, воспитывать культуру речи.)
2. Предметные (научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.)
3. Метапредметные:
- познавательные УУД (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
- регулятивные УУД (уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий)
- коммуникативные УУД (уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
Оборудование: Ручка, тетрадь, учебник, доска, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий , 1 класс; презентация.
Литература: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий , 1 класс; презентация.
4) Постановка учебной задачи и её решения. (2 мин)
5) Решение частных задач. (25 мин)
6) Физминутка (1 мин)
7) Закрепление знаний (3 мин)
8) Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
Оформление доски:
21 марта.
Классная работа.
с, ц, е, я, м.
Ход урока:
1) Организационный момент:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь
Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Татьяна Константиновна.
Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим заодно правила поведения на уроке.
2) Актуализация знаний и целеполагание:
Ребята, отгадайте загадки:
Встретив зайку ёж – сосед
Говорит ему: « ….»Привет!
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик,…»здравствуй !
К Осминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: « …»До свидания!
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: « …»Спасибо!
Говорит лиса Матрона
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, лиса, не жалуйся,
А скажи: « …»Пожалуйста!
На закате мотылёк
Залетел на огонёк.
Мы, конечно, рады встрече,
Скажем гостю …Добрый вечер!
Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)
Для чего нужны в речи вежливые слова? (Для общения с другими людьми)
3) Чистописание:
Ребята, откройте свои рабочие тетрадки. Отступите две строчки и запишите число, сегодня у нас 21 марта и классная работа.
Ребята, давайте подготовим пальчики к письму.
Дружат в нашем классе
Мальчики и девочки
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать. Ребята, сейчас у нас с вами минутка чистописания и вам надо будет написать буквы : с, ц, е, я, м.
4) Постановка учебной задачи и её решения.
Составьте из этих букв слово. (Месяц)
Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)
Это слово имеет ещё одно значение. Вы поймёте, если отгадаете загадку.
Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)
Как вы заметили, слова имеют много значений. Такие слова называют «многозначными». Кто может сформулировать тему урока? (Сегодня тема урока многозначные и однозначные слова)
А какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Познакомится с многозначными и однозначными словами)
5) Решение частных задач.
Откройте ваши учебники на 26 странице. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.
Что вы можете о них сказать? Почему одним словом мы назвали несколько картинок? Сколько значений имеет слово «колокольчик»? А слово «кисть»? Как называются такие слова? (многозначные) Назовите слова, которые имеют только одно значение. Как называются такие слова? (однозначные)
Откройте свои толковые словари и дайте определение словам: колокольчик, кисть.
Составьте предложение с любым из этих слов.
Прочитайте на странице 27, на что нужно обратить внимание. Какие слова называются однозначными? Приведите примеры. Какие слова называются многозначными? Приведите примеры. Молодцы. Ребята, сейчас я вам назову предметы, а вы определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). ( лишнее карандаш) Правильно, карандаш.
Почему? (потому что карандаш это не мебель)
А теперь отгадайте загадку:
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)
Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами. Давайте запишем одно предложение, которое вы придумали. А как можно связать эти новые словарные слова с темой нашего урока?( Они однозначные)
Ребята, давайте прочитаем на 29 странице текст о происхождении слова «пенал».
Хорошо.
Ребята, обратите внимание на упражнение №17. Давайте прочитаем это четырёхстишье.
Молодцы. А теперь подумайте, что обозначает слово золотой. Хорошо, ребята. Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значения слова «золотой». Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.
А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь?
Какое значение имеет выражение золотые руки?
Ребята, а сейчас вам надо будет записать диалог между ветерком и колоском.
Хорошо. Откройте словарь на странице 141. Как называется этот словарь? А как называется словарь на странице 142? Как расположены слова в этих словарях? Почему?
6) Физ.минутка :
Мы ладошкой потрясем,
Каждый пальчик разомнем.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнем опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
7) Закрепление знаний:
Откройте учебники на 28 странице.
Прочитайте текст.
Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ. Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением. Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный. Спишите заголовок. Составьте свои предложения со словами ленивый и прилежный. Давайте запишем одно из предложений.
Молодцы!
Ребята, сейчас вы самостоятельно выполните задание. На доске вы видите слова. Вам надо подобрать слова с противоположным значением. В выполнении этого задания вам поможет словарь на странице 142.
Мягкий -…(твердый)
Близкий - …(далекий)
Сладкий - …(соленый)
Холодный - …(горячий)
Узкий - …(широкий)
Низкий - …(высокий)
Редкий - …(частый)
Звонкий - …(глухой)
Давайте проверим.
Молодцы. Были ли у вас трудности в выполнении этого задания?
Хорошо, ребята. Вы справились с заданием.
8) Итог урока. Рефлексия.
Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! Какие слова мы называем однозначными? Какие слова мы называем многозначными? Где мы можем узнать значение слова?
Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?