Этап фрагмента урока | Образова тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивно е оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П - познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативны е) | Личностные |
1.Организационный момент | | Беседа | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Александровна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь. Ребята, второй класс у нас позади, и я вас поздравляю с новым учебным годом и переходом в 3 класс. Что вам запомнилось из наших уроков музыки со 2 класса? А давайте подумаем и ответим на очень важный вопрос - зачем вообще людям нужна музыка? Ребята, какую музыку вы слушали во время каникул? Какие встречи с музыкой летом запомнились вам больше всего? Какие чувства вы испытали, слушая понравившуюся музыку? | Приветствуют учителя стоя. Ответы детей. Музыка позволяет людям выразить свои чувства. Ответы детей. Радость, вдохновение, восторг, покой. | Фронтальная | Интерактивная доска, презентация, аудиосопровождение | - | - | Корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; ценностное отношение к предмету |
2. Мотивация. Моделирование проблемной ситуации | Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний. | Беседа | Ребята, на слайде вы видите цитату великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте её, пожалуйста. “Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.” Как вы понимаете эту цитату, ребята? Что хотел сказать нам автор? Действительно, ребята, чувство любви к Родине также естественно и присуще каждому человеку, как любовь к матери. Недаром мы так и говорим: родина−мать. Даже тот, кто находится за пределами своего Отечества, мысленно будет к нему обращаться, вспоминать его и желать вернуться. | Человек привязан к своему родному краю, он его любит. И хотя физически возможно жить вдали от родины, сердце и душа человека всегда будет тянуться к дому. | Фронтальная | Интерактивная доска, слайд с буквами | - | | Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; объединять объекты по определенному признаку;определять существенный признак для классификации; формулировать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; ценностное отношение к предмету |
3. Актуализация знаний | Актуализация знаний обучающихся | Беседа | Ребята, знаете ли вы, что Константин Георгиевич Паустовский, чью цитату мы с вами обсудили, неразрывно связан с нашим родным городом? Паустовский любил бродить по старым городским улочкам, он называл Рязань «самым русским из всех городов». «Весь деревянный, с петушками, крылечками, геранью и громадными липами», город навевал на него спокойствие и умиротворение. Стоит сказать, что с Рязанским краем связаны имена многих, известных всему миру, деятелей науки и культуры. Здесь родился и известный всем нам Сергей Александрович Есенин, чьи стихотворения мы знаем наизусть, и великий ученый Иван Петрович Павлов. В Рязанской области родились такие великие композиторы, как Василий Иванович Агапкин, автор марша “Прощание славянки”, и Александр Васильевич Александров, автор музыки гимна России. | С помощью мелодии люди выражают свои чувства, эмоции, мысли, впечатления. Да. | Фронтальная | Интерактивная доска; слайд с темой, целью | - | - | | - |
4. Целеполагание и планирование | Определение темы урока, постановка цели, планирование деятельности | | Но сегодня, ребята, мы поговорим об одном великом композиторе, прославляющем родной край своим творчеством. (Показываю портрет) Знаете ли вы, чей это портрет? Это Анатолий Григорьевич Новиков, известный композитор и автор многих песен. Тема нашего урока звучит так: Край, в котором ты живешь. Какая цель нашего урока? Отлично, молодцы. | Нет. Познакомиться с творчеством А.Г.Новикова | Фронтальная | Интерактивная доска; слайд с целью, темой | Контроль | | Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;проявлять уважительное отношение к собеседнику;соблюдать правила диалога;признавать возможность существования разных точек зрения. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; ценностное отношение к предмету. |
5. Основной этап урока. Первичное усвоение новых знаний | Первичное прослушивание музыкального произведения, первичный анализ | Беседа;наглядный метод;практический метод | Новиков Анатолий Григорьевич родился в городе Скопин, Рязанская губерния. Про свое детство он писал: “...музыка в доме всегда у нас звучала. Часто по вечерам певали семейным хороводом русские народные песни…” Его отец работал в кузнице, рядом с которой находились солдатские казармы. Для тогдашних мальчишек праздничными стали парады и церемонии, которые устраивались в солдатском полку. Здесь будущий композитор впервые услышал солдатские песни - и сразу же всей душой полюбил их. Уже в двадцать лет Анатолий Григорьевич Новиков написал свое первое произведение под названием “Гимн освобожденной России”. Анатолий Григорьевич обладал незаурядным актерским талантом, но именно музыка была его главной страстью. Она привела его в московскую консерваторию, и сразу после учебы он снова возвращается на родину, в Рязанский край, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Новиков творил во многих жанрах, но его любимым жанром всегда оставались песни. Основанные на народном творчестве и настоящей поэзии, пронизанные любовью автора к Родине, эти песни до сих пор живут в сердцах людей. Как вы знаете, 1941-1945 года были переломными для нашей страны. Помните ли вы, почему? Конечно, ребята, речь идет о страшном событии - Великой Отечественной войне. Анатолий Григорьевич Новиков, однако, не перестает творить даже в эти тяжелые годы. В то время им было написано очень много песен - и все они быстро получали популярность. Солдатам нравились эти песни за их искреннюю теплоту, за огромную энергию, которую они излучали. Песни Анатолия Григорьевича, подхватывались, что называется, “на лету” - стоило им прозвучать по радио, как их уже распевали в окопах, землянках. Эти песни становились подлинно боевыми, необходимым солдату оружием, способным его вдохновить, влить новые силы, воодушевить на новые подвиги в честь своей Родины. Однако не все песни Анатолия Григорьевича Новикова были веселыми, воодушевляющими. Я предлагаю вам сейчас превратиться в слушателей - а это означает, что мы не разговариваем, не шумим и не поднимаем руки, пока звучит песня. Послушайте внимательно. (Звучит песня “Дороги”) Ребята, мы с вами только что прослушали песню “Дороги”. Какие эмоции, чувства возникли у вас во время прослушивания? Поделитесь, пожалуйста. Давайте обратимся к словарю эмоциональных состояний. Выберите из слов, предложенных на слайде, свое настроение во время прослушивания данной песни. Ребята, о чем эта песня, как вы считаете? Верно. Композитор рассказывает нам о нелегкой жизни солдат в годы Великой Отечественной войны. Эта песня появилась на свет уже после окончания войны, но в памяти еще были свежи воспоминания о кровопролитных боях за защиту Родины. | Великая Отечественная война. (Слушают) Грусть, величественность, задумчивость, серьезность, тревожность. О солдатах, о войне. | Фронтальная, парная | Интерактивная доска | Контроль | | Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;корректно и аргументированно выражать свое мнение. | - |
6. Организация совместной деятельности | Закрепление нового материала, повторное прослушивание музыкального произведения, художественно-педагогический анализ музыкального произведения | Беседа | Давайте прослушаем произведение еще раз, но теперь ещё более внимательно. (Повторное прослушивание, сопровождаемое видеорядом) Ребята, как вы думаете, что важнее в этой песне - музыка или слова? Совершенно верно. Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать? Каким образом Анатолию Григорьевичу Новикову удалось передать главную мысль, настроение песни? Какой темп, характер у мелодии? Совершенно верно, ребята. Таким образом мы делаем вывод о том, что Анатолий Григорьевич Новиков горячо любил свою Родину - и активно выражал это через свое творчество. Его произведения навсегда запомнились людям, и мы с вами должны гордиться тем, что наша Рязанская земля славится таким великим композитором. | Слушают. Одно дополняет другое. Оба компонента важны. Композитор хотел передать свои чувства, воспоминания о пережитой войне. Песня небыстрая, плавная, она рассказывает нам о жизни солдат во время войны. | Фронтальная | | Контроль, взаимоконтроль | | Корректно и аргументированно выражать свое мнение. | - |
7. Рефлексия и оценивание | Самооценка обучающимися своей учебной деятельности | | С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? Какую песню мы сегодня слушали и анализировали? Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось поблагодарить вас за вашу работу, вы все работали активно, молодцы. Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Ребята, сейчас я буду называть начало фразы, а вы должны будете ее продолжить. Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке мне было интересно… Сегодня на уроке мне особенно понравилось… Сегодня на уроке мне показалось трудным… | Анатолий Григорьевич Новиков. “Дороги”. | Индивидуальная | | Самоконтроль | | Сравнивать объекты; объединять объекты по определенному признаку;определять признак для классификации;анализировать информацию;устанавливать причины неудач учебной деятельности;корректировать свои учебные действия. | - |
8. Домашнее задание | Получение обучающимися домашнего задания | Беседа | Большое спасибо за урок, до свидания. | | Фронтальная | - | - | - | | -. |