Конспект урока математики по теме «Название и запись трёхзначных чисел».
Конспект урока математики по теме «Название и запись трёхзначных чисел».
Данный урок поможет сформировать умение читать и записывать трёхзначные числа (и соответствующие единицы длины), выражать их в разных единицах счёта (измерения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Название и запись трёхзначных чисел».»
Тема: «Название и запись трёхзначных чисел: 204».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
5) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать умение читать и записывать трёхзначные числа в случае, когда количество единиц в разряде десятков равно нулю.
2) Тренировать умения считать в пределах тысячи, выражать трёхзначные числа (и соответствующие единицы длины) в разных единицах счёта (измерения); решать составные задачи на нахождение части.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности»
Д-22.1 Подробный образец выполнения домашнего задания;
Д-22.2 Изображение остров (можно нарисовать мелом на доске);
Д-22.3 Эталон записи числа с 0 в середине;
Д-22.4 Образец выполнения СР.
2) Презентация: слайд 1-5.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Сегодня я предлагаю вам познакомиться с жителями двух необычных островов.
Открыть на доске изображение двух островов (их названия, написанные мелом, пока закрыты) (Д-22.2, слайд 1):
– Назовите жителей левого острова. (Сотни, десятки, единицы.)
– Как называется этот остров? (Остров единиц счёта.)
Открыть название острова.
– Отлично! Назовите жителей правого острова. (Метры, дециметры, сантиметры.)
– Как называется этот остров? (Остров единиц измерения длины.)
Открыть название острова.
– Вы разгадали, чему будет посвящён сегодняшний урок – единицам счёта и единицам измерения длины. Значит, с какими числами будете работать? (С трёхзначными числами.)
– Верно, и вы пополните свои знания о трёхзначных числах. А раз вы будете узнавать новое, какие «приключения» вас ждут на этих островах? (Мы обязательно встретимся с трудностями, постараемся понять их причину, поставим цель и т.д.)
– Готовы к таким «приключениям»?
– Тогда начнём. С чего? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− Начнем повторение с проверки домашнего задания.
Открыть на доске подробный образец выполнения домашнего задания (Д-22.1, слайд 2-3);
1) 27 – 8 = 19 (н.) во 2 день
2) 27 + 19 = 46 (н.) за 3 день
3) 46 + 46 = 92 (н.)
Ответ: за 3 дня поймано 92 насекомых
27 н.
(27 −8) н.
I + II
?
− Сопоставьте свои работы с подробным образцом.
− Какие эталоны вы использовали при выполнении задания?
– Что вы умеете делать с трёхзначными числами? (Записывать, читать, соотносить с единицами длины.)
− Откройте рабочие тетради на стр. 40, выполните № 1.
− Что вы знаете о числе 158? (В нем 1 сотня 5 десятков, 8 единиц, …)
− Нарисуйте его графическую модель.
Учащиеся могут выполнять в рабочих тетрадях, но целесообразно выполнить задание на планшетках, чтобы можно было показать учителю.
После выполнения учащиеся показывают результаты учителю, при необходимости проводится коррекция.
− Выразите это число в разных единицах счета.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, проверка проводится фронтально.
– Запишите число 158 в виде суммы разрядных слагаемых.
Один у доски, остальные – в тетради. (158 = 100 + 50 + 8.)
– Что обозначает каждая цифра в записи трёхзначного числа? (Первая – количество единиц в разряде сотен, вторая – количество единиц в разряде десятков, третья – количество единиц в разряде единиц.)
– Назовите ещё раз разряды трёхзначных чисел. (Сотни, десятки, единицы.)
– Какие единицы измерения длин им соответствуют? (Сотням – метры, десяткам – дециметры, единицам – сантиметры.)
– Давайте потренируемся в записи трёхзначных чисел. С новой строки запишите число, в котором 2 сотни, 5 десятков, 3 единицы.
– Назовите число. (253.)
– Куда обратимся, чтобы доказать, что число записано верно? (К эталону.)
– Следующее число: 7 сотен, 1 десяток, 8 единиц.
– Назовите второе число. (718.)
– Молодцы! Обобщите, что мною было выбрано для повторения? (Чтение и запись трёхзначных чисел, выражение их в разных единицах счёта.)
– Вы сказали, что повторили запись трёхзначных чисел. Единицы, каких разрядов были в этих числах? (Сотен, десятков и единиц.)
– Что дальше? (Будет задание для пробного действия.)
– Выполните № 2 (РТ) (а).
– Что нового в задании? (Нет разряда десятков.)
– Попробуете записать число, в котором нет разряда десятков?
– У кого нет результат, что вы пока не смогли сделать? (Я не смог записать число, в котором нет разряда десятков.)
– И что делаем дальше? (Думаем над причиной затруднения.)
3. Выявление причины затруднения.
– Какое задание вы выполняли? (Записывали число, в котором 2 сотни 4 единицы, нет разряда десятков.)
– В чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Я пока не знаю, как записать и прочитать трехзначное число, выраженное в сотнях и единицах.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Какова же цель вашей работы на уроке? (Узнать способ записи трёхзначных чисел, в которых нет разряда десятков.)
– Назовите тему урока. (Запись трёхзначных чисел, в которых нет единиц разряда десятков.)
– Теперь необходимо выбрать средства. Какой инструмент является вашим бессменным помощником в освоении чисел и действий над ними? (Графические модели.)
– И теперь надо определить, вы воспользуетесь имеющимся эталоном, который появился у нас на прошлом уроке, или будете строить новый? Обоснуйте свою точку зрения. (Мы воспользуемся имеющимся эталоном, так как он отражает последовательность разрядов при записи трёхзначных чисел.)
– В каком порядке вы будете действовать. Спланируйте свою работу. (Сначала воспользуемся графическими моделями, потом уточним эталон.)
– Действуем по плану. Сначала… (Выложим графическую модель числа, в котором 2 сотни и 4 единицы.)
Один вывешивает графические модели на доске, остальные – рисуют в тетрадях.
(В этом числе 2 сотни – вывешиваем два больших треугольника; 4 единицы обозначаем четырьмя точками.)
– Что замечаете? (Единицы десятков отсутствуют.)
– Как же показать отсутствие единиц разряда десятков при записи числа? (На месте разряда десятков записать 0,…)
– Как надо было записать число, в котором 2 сотни и 4 единицы? (204.)
– Запишем, сколько в числе 204 сотен, десятков, единиц?
Один у доски, остальные – в тетрадях. (204 = 2 с 0 д 4 е.)
– Что ещё нужно по плану сделать, чтобы и впредь не ошибаться в записи чисел, в которых единицы десятков равны 0? (Уточнить эталон, по которому можно было бы проверить, верно ли написали число.)
Учитель вывешивает на доску эталон. Окошко десятков, в котором записано число 0, закрыто листочком (эталон выглядит так же как на предыдущем уроке).
– С чего начнём изменения? (Впишем в квадрат, обозначающий разряд десятков, число 0.)
Открыть «0» в окошке десятков.
– Пользуясь этим эталоном, представьте и запишите число 204 в десятках и единицах.
Один у доски, остальные – в тетрадях. (204 = 20 д 4 е.)
– В сотнях и единицах.
Один у доски, остальные – в тетрадях. (…= 2 с 4 е, единиц в разряде десятков 0, поэтому писать их нет смысла.)
– Как покажем это на эталоне. (Нужно убрать (зачеркнуть) линию, идущую от е (см) до квадратика, обозначающего разряд десятков.)
Учитель зачёркивает красным маркером указанную линию. В итоге эталон приобретает такой вид (Д-22.3):
– Выразите равенство, которое вы записали (204 = 20 д 4 е = 2 с 4 е) в разных единицах измерения длины. (204 см = 20 дм 4 см = 2 м 4 см.)
– Ну что ж, преодолели затруднение? Докажите. (Преодолели, так как теперь мы знаем способ записи чисел, когда не назван разряд десятков.)
– Что сделаете дальше? (Потренируемся в записи и чтении чисел, с которыми мы познакомились.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 2 (У) (первых два), стр. 42
Задание выполняется на доске с комментарием.
3 с 7 е = 307 = 30 д 7 е = 3 с 0 д 7 е
№ 3 (У), стр. 42
Задание выполняется на доске с комментарием.
№ 4 (У) (первый столбик), стр. 42
Задание выполняется на доске с комментарием.
9 с 4 е = 904 9 м 4 см = 904 см
№ 5 (У) (а), стр. 42
Задание выполняется на доске с комментарием.
503 = 5 с 3 е = 50 д 3 е 503 см = 5 м 3 см = 50 дм 3 см
№ 6 (У) (первых два столбика), стр. 43
Задание выполняется на доске с комментарием.
405 = 4 с 5 е = 40 д 5 е 807 = 8 с 7 е = 80 д 7 е
405 см = 4 м 5 см = 40 дм 5 см 807 см = 8 м 7 см = 80 дм 7 см
– Молодцы, я уверена, что вы с успехом выполните подобные задания самостоятельно.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Выполните № 3 (РТ) стр. 40.
После выполнения задания учащиеся сопоставляют свои работы с образцом для самопроверки (Д-22.4, слайд 4-5):
– Проверьте.
– Какие затруднения возникли? С чем они связаны? (Забыли написать ноль в разряде десятков,..)
– У кого нет ошибок?
– Что делать ребятам, у которых возникли затруднения? (Они должны понять причину ошибки и отработать эти задания в домашней работе.)
– А если всё равно не получается? (Мы им поможем, …)
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Ну что ж, мне хочется вас похвалить и сказать, что у нас осталось время для решения задачи.
I II осталось 2) 22 + 16 = 38 (л.) – израсходовали за I неделю.
22 22 + 16 ? 3) 22 + 38 = 60 (л.) – израсходовали за две недели.
4) 80 – 60 = 20 (л.)
Ответ: 20 листов бумаги осталось.
– Проведите анализ задачи. (В задаче известно, что купили 30 листов красной бумаги, а жёлтой и зелёной – по 25 листов. За первую неделю израсходовали 22 листа, а за вторую неделю – на 16 листов больше. Надо узнать, сколько листов бумаги осталось. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из общего количества листов вычесть количество листов, которое израсходовали, т.к. ищем часть. Сразу не можем ответить на вопрос задачи, т.к. эти числа по условию не известны. Чтобы найти общее количество листов, надо сложить количества листов бумаги всех цветов, т.к. ищем целое. Чтобы найти количество израсходованных листов, надо сложить количества листов, которое израсходовали в I и II недели.)
– Составьте план решения задачи. (Первым действие найдём целое, вторым – сколько листов израсходовали, после чего ответим на вопрос задачи.)
– Запишем решение задачи.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какую цель вы достигли на уроке? (Узнали способ записи трёхзначных чисел, с нулём в разряде десятков.)
– Какая ошибка может возникнуть при записи трёхзначных чисел, в которых единицы разряда десятков равны нулю? (Пропуск нуля.)
– Какие были затруднения? Удалось ли их преодолеть?
– Что в своей работе ученика вы бы особо отметили?