Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе.»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели:
познакомить учащихся с биографией П. П. Бажова;
познакомить со сказом «Серебряное копытце»;
показать своеобразие и красоту сказов Бажова;
воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать;
развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;
Планируемые результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- интерес к учебному материалу, нравственно-этическая ориентация;
- эстетические чувства;
Познавательные:
- смысловое восприятие художественных текстов;
- анализ объектов, выбор критериев для сравнения, классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;
Коммуникативные:
- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- осуществление совместной деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные:
- саморегуляция;
- целеполагание, постановка учебной задачи;
- планирование свои действий;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Как называется наш раздел? (Литературные сказки)
- Что знаете об этом жанре?
- Какие произведения мы уже прочитали? Какое произведение понравилось больше других?
III. Проверка домашнего задания.
Работа с вопросами 6-9 учебника на с.179
IV. Постановка цели урока.
-Начать урок хотелось бы с выражения:” …книга научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку”
- Как вы понимаете смысл данного выражения?
- Попробуем и мы наполниться чувством любви к миру и человеку.
- Что нам потребуются для достижения цели?
V. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию нового.
– Какие жанры литературы знаете?
-Что знаете о сказах?
-Сегодня состоится знакомство с творчеством русского писателя, который является автором сказов.
2. Знакомство с биографией П.П.Бажова.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. Павел Петрович Бажов родился в конце 19 века на Урале в семье опытного горнозаводского мастера и был единственным ребенком в семье. Его мать была искусной кружевницей.
Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Павел учился в простой школе. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии , и поэтому Павла отдали в духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в духовную академию. Павел должен был стать священником, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей и народными сказками, легендами. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. “Сказы старого Урала”-его первая книга. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок. Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Бажова часто называют волшебником. А почему?
По мотивам сказов П. П. Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» , балет «Сказ о каменном цветке» , опера «Сказ о каменном цветке» .
3. Работа над произведением.
– Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце».
- Подберите однокоренные слова.
Сказ — рассказ - сказка
- Что такое сказка?
- Что такое рассказ?
-Что такое сказ? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
А.Первичное восприятие текста.Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться». (стр186)
Б.Первичная проверка усвоения текста.
– Где происходят события? – Кто главные герои сказа? – Как жилось сиротке в чужом доме? – Какое чувство вызывает у вас такое житьё? – Чем занимался Кокованя? – Почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? – А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? – Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? -Как они относились друг к другу? – Можно сказать, что они были счастливы?
– Какое у каждого было дело?
– О ком спрашивала Дарёнка деда?
– Как выглядел козлик?
– Чем отличался Серебряное копытце?
В. Словарная работа
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание). Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь. Пособник – помощник. Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством). Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня. Горюн – горевать. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Балаган – временная легкая деревянная постройка. Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Душной – запах, идущий от животного. Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег. Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Несподручно – неудобно, неловко. Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело. Лукаво – хитро. Солонина – засоленное мясо. Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.
Г. Продолжение работы с текстом. Чтение текста до конца.
Д. Выборочное чтение
– Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? – Какие наставления давала Даренка Мурёнке? – Чему удивлялись соседи? – Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? – Почему Дарёнка не смогла поймать кошку?
– Чем Кокованя занимался в лесу? – Зачем Кокованя ушел в село? – Кого увидела Даренка в первый день в окне? – Что услышала во второй день?
– Какое чудо увидела Даренка? – Куда делась Муренка? – Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
- Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
– Что же это за такой удивительный козлик? – Что Кокованя рассказал Даше про козлика? – А что говорил про рога Серебряного копытца? – А теперь посмотрим внимательно на эти изображения. -Видите, ветвистые рога на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Серебряное копытце – олень, а не козлик.
VI. Закрепление.
а) Восстановите последовательность событий. Поставьте номер по порядку перед каждой частью плана. Проверка по эталону.
План: 1. Дарёнка
2. Стали жить вместе.
3. Рассказ о Серебряном копытце.
3. Жизнь в лесу
4. Чудо Серебряного копытца.
б) Работа с пословицами в группах.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль сказа.
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
Черствое сердце не знает благодарности.
Доброе дело без награды не останется.
- Почему ты так думаешь?
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
«Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
Домашнее задание: прочитать с.180-191, в тетради выполнить задания 1-3