kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения может быть связан с уроком окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе.»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели:

  • познакомить учащихся с биографией П. П.  Бажова;

  • познакомить со сказом «Серебряное копытце»;

  • показать  своеобразие и красоту сказов Бажова;

  • воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать;

  • развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;

Планируемые результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- интерес к учебному материалу, нравственно-этическая ориентация;

- эстетические чувства;

Познавательные:

- смысловое восприятие художественных текстов;

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

- построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- осуществление совместной деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные:

- саморегуляция;

- целеполагание, постановка учебной задачи;

- планирование свои действий;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Как называется наш раздел? (Литературные сказки)

- Что знаете об этом жанре?

- Какие произведения мы уже прочитали? Какое произведение понравилось больше других?

III. Проверка домашнего задания.

Работа с вопросами 6-9 учебника на с.179

IV. Постановка цели урока.

-Начать урок хотелось бы с выражения:” …книга научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку”

- Как вы понимаете смысл данного выражения?

- Попробуем и мы наполниться чувством любви к миру и человеку.

- Что нам потребуются для достижения цели?

V. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию нового.

– Какие жанры литературы знаете?

-Что знаете о сказах?

-Сегодня состоится знакомство с творчеством русского писателя, который является автором сказов.

2. Знакомство с биографией П.П.Бажова.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. Павел Петрович Бажов родился в конце 19 века на Урале в семье опытного горнозаводского мастера и был единственным ребенком в семье. Его мать была искусной кружевницей.

Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Павел учился в простой школе. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше.
Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии , и поэтому Павла отдали в духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в духовную академию. Павел должен был стать священником, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей и народными сказками, легендами. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. “Сказы старого Урала”-его первая книга. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок.
Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Бажова часто называют волшебником. А почему?

По  мотивам  сказов  П. П. Бажова  созданы  кинофильм  «Каменный цветок» , балет «Сказ о каменном цветке» , опера «Сказ о каменном цветке» .

 3. Работа над произведением.

– Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце».

- Подберите однокоренные слова.

Сказ — рассказ - сказка

- Что такое сказка? 

- Что такое рассказ?

-Что такое сказ?  На этот вопрос мы ответим в конце урока.

А.Первичное восприятие текста. Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться». (стр186)

Б.Первичная проверка усвоения текста.

– Где происходят события?
– Кто главные герои сказа?
– Как жилось сиротке в чужом доме?
– Какое чувство вызывает у вас такое житьё?
– Чем занимался Кокованя?
– Почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? 
– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
– Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
-Как они относились друг к другу? 
– Можно сказать, что они были счастливы? 

           – Какое у каждого было дело?

– О ком спрашивала Дарёнка деда?

– Как выглядел козлик?

– Чем отличался Серебряное копытце?

В. Словарная работа

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь.
Пособник – помощник.
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Балаган – временная легкая деревянная постройка.
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Несподручно – неудобно, неловко.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
Лукаво – хитро.
Солонина – засоленное мясо.
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.

 

Г. Продолжение работы с текстом. Чтение текста до конца.

Д. Выборочное чтение

– Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка?
– Какие наставления давала Даренка Мурёнке?
– Чему удивлялись соседи?
– Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? – Почему Дарёнка не смогла поймать кошку?

– Чем Кокованя занимался в лесу?
– Зачем Кокованя ушел в село?
– Кого увидела Даренка в первый день в окне?
– Что услышала во второй день?

– Какое чудо увидела Даренка?
– Куда делась Муренка?
– Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

- Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?  

– Что же это за такой удивительный козлик?
– Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
– А что говорил про рога Серебряного копытца?
– А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.
-Видите, ветвистые рога на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа.  Серебряное копытце – олень, а не козлик.

 VI. Закрепление.

а) Восстановите последовательность событий. Поставьте номер по порядку  перед каждой частью плана.  Проверка по эталону.          

План:  1. Дарёнка

            2. Стали жить вместе.

             3. Рассказ о Серебряном копытце.

             3. Жизнь в лесу

             4. Чудо Серебряного копытца.

б) Работа с пословицами в группах.

 - Найдите  пословицу, которая выражает главную мысль сказа.

Жизнь дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

Черствое сердце не знает благодарности.

Доброе дело без награды не останется.

 - Почему ты так думаешь?

 VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

«Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

Домашнее задание: прочитать с.180-191, в тетради выполнить задания 1-3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Автор: Меньших Т.В.

Дата: 05.06.2024

Номер свидетельства: 652113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства