Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе»
Конспект урока по литературному чтению по теме "И. Соколов - Микитов С. " Листопадничек "" составила Меньших Т.В.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
расширение читательского кругозора детей;
формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин. (А. Толстой)
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)
- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
III. Постановка цели урока. Эмоциональная подготовка детей.
-Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного .
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке тёплой, под осинкой
Три листопадничка лежат.
- Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью)
- Произведение с таким названием написал И.С. Соколов - Микитов.
IV. Открытие новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек".
-Хотите узнать подробнее об авторе?
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему светуНо все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравародной Смоленщины.Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природеС трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Знакомство с книгами И. Соколова - Микитова
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Знакомство с произведением «Листопадничек»
- Хотите узнать, о чём или о ком это произведение?
- А как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)
-От каких слов образовано слово Листопадничек?
Словарная работа:
долговязый - высокий, худой и нескладный;
плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;
запрудили - перегородили реку плотиной;
настлано - настелено;
хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
зябнуть - испытывать чувство холода;
робеть - пугаться, стесняться, бояться;
ходко работают - работают быстро;
обглоданные - объеденные.
Первичное чтение учителем и учащимися.
Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)
- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
- - Какая она по характеру? ( Грустная, добрая.)
Анализ художественного произведения.
Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.
- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
- Каких страхов натерпелся листопадничек?
- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?
V.Закрепление изученного.Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения
- Когда родились зайчата?
- Как называют их охотники ? Почему?
- Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему?
- Чем он интереснее своих братьев?
- Почему журавли жалели зайчат?
- Отчего плакали листопаднички?
- Чем мать успокаивала малышей?
- Зачем Листопадничек убежал из гнезда?(Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны.
Он испугался зимы.)
-Чем занимались бобры? (Строили плотину)
-Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды)
-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?
(Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно)
-Почему Листопадничек не смог уйти от бобров?
- Какие обязанности были у Листопадничка?-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?
- Какое желание было у зайчика всю зиму?
-Легко ли жилось Листопадничку у бобров?
-Какая беда случилась с зайчонком?
-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?
-Кого встретил он у норы?
- Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?
- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
- Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?
(-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)
-Вылетел как пуля - это как?
-Что значит волей - неволей?
-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
VI. Итог урока.
-Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.