Тема: Хлеб глазами сытого и голодного.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3. Подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа.
4. Совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи.
лепешка, бублик).
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I . Организация класса. | Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности. | Уч. - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того. чтобы выполнить эту работу хорошо? Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке. Уч. – Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите , что вы о них думаете. Запись на доске. Нам важно: Доказывать свою точку зрения. Перебивать товарищей. Видеть глубину и красоту авторского слова. Выкрикивать свое мнение. Внимательно выслушивать мнение товарищей. Молчать, когда спрашивают. Быть готовыми протянуть руку помощи. Бояться высказывать свое мнение. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. Обижаться и обижать товарищей. Быстро и дружно работать в паре и группе. Быть бесполезным для товарищей. Уч. – Почему вы решили, что эти правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке. | Д. ….. Дети самостоятельно читают правила и исключают те, которые не подходят для работы на уроке. (исключаются подчеркнутые правила) объясняют почему. Оставшиеся правила прочитываются хором. |
II. Определение темы и задач урока. | Выявить картину жизни, которую нужно изобразить в творческих работах. | Уч. – Догадаться о чем на уроке пойдет речь вам помогут два текста записанных на доске. Прочитайте, определите жанр и картину жизни. Запись на доске 1. Комовато, ноздревато, И губато, и горбато, И тяскло, и кисло, И пресно, и вкусно, И красно, и кругло, И легко, и мягко, И твердо, и ломко, И черно, и бело, И всем людям мило. Сытый голодного не разумеет. Работа над загадкой. Уч. – Почему вы решили , что это хлеб? Все ли слова вам понятны? Проводится словарная работа, выясняются значения непонятных слов. Уч. – Как вы понимаете слова «И всем людям мило». Беседа о бережном отношении к хлебу. Работа над пословицей. Уч. - Объясните смысл пословицы. Уч. – Вспомните картину жизни в загадке и пословице и скажите о чем на уроке пойдет речь. Учитель записывает на доске, сформулированную детьми тему урока. Тема: Хлеб глазами сытого и голодного | Дети читают текст, (сначала про себя, затем вслух), определяют жанр произведения и картину жизни. Загадка (про хлеб). Пословица. Вмести с учителем выясняют значение непонятных слов в загадке. Дети объясняют смысл пословицы. Формулируют тему урока. |
III. Работа со словом. | Включение подсознательной области чувств каждого ученика через введение слов, для построения детьми ассоциативных связей, сбор материала для будущей творческой работы. | Проводится работа со словами «голодный», «сытый», «хлеб». Уч. – А вы были когда-нибудь голодны? А сыты? Когда человек бывает голоден? Что он чувствует, какое у него настроение? Чтобы хотел съесть голодный человек? А сытым …? Уч. – Мы выяснили , что сытый и голодный человек чувствует себя по разному. Произнесите слово «хлеб» и запишите на листочка, что вы видите, слышите, чувствуете и вспоминаете, когда произносите это слово. (используйте слова-предметы, признаки, действия, сравнения). Оформление листа. Когда я слышу слово хлеб, я : Вижу….. Слышу …. Чувствую ….. Вспоминаю … Уч. – Поделитесь своими открытиями (ассоциациями) с товарищами. Учитель заранее на доске составляет ряд ассоциаций и записывает их на доске ( не показывая их детям). Запись на доске: хрустящий с румяной корочкой теплый золотистый пышный горелый шершавый как солнышко вкусный сухой | Дети высказывают свои ассоциации возникающие со словами «голодный» и «сытый». Учащиеся индивидуально заполняют заранее заготовленные листы. Если ребенок затрудняется, он может обратиться за помощью к учителю. Закончив работу учащиеся зачитывают свою ассоциации вслух дополняя друг друга. |
| | ободранный мягкий пухленький поджаристый невкусный жесткий свежий кругленький большой вкусно пахнущий аппетитный старый посыпан мукой пресный Уч. - Какие из этих слов мог бы сказать о хлебе сытый, какие голодный, почему? | Дети выбирают слова характеризующие отношение к хлебу сытого и голодного. |
IV. Работа с предметом. Физминутка. | Погружение в личностный опыт для осознания разрыва между знанием и незнанием. | Уч. – Сколько разных слов вы сказали о хлебе, какое это чудо- хлеб, давайте на него посмотрим. Учитель открывает хлеб на столе. Уч. – Посмотрите, какой он красивый, пышный, румяный. Кто из вас любит хлеб? Что хлеб дает человеку? (силу, …) Уч. - Сейчас мы немножко разомнемся и посмотрим кто из вас самый сильный, быстрый и ловкий. Дальше мы будем работать в группах, а для этого нам нужно переставить парты Уч. – Каждая группа получит хлеб. Нужно этот хлеб описать так, чтобы мы его сразу узнали. -Что можно описать? Уч. – Что помогло тебе выбрать хлеб? Что ещё ты можешь добавить? Кем описан хлеб, сытым | Дети переставляют парты для групповой работы. Организуется 5 групп. ( 4 работают за столами, а пятая уходит из класса). Д. – Цвет, форму, вкус, запах, на что похож. Дети описывают в группах хлеб, а представитель от группы выбирает его по описанию. |
V. Индивидуальная творческая работа | Создать свое произведение. | или голодным? - Оцени, насколько точно группа описала хлеб и помогла тебе. Учитель подводит итоги групповой работы. Уч. – Сегодня мы попробуем сочинить текст , каким бы увидел наш хлеб сытый человек и голодный. Предлагаю следующие темы ( на столе остается черный хлеб и лепешка). Запись на доске: Сытый о хлебе. Голодный о хлебе. Сытый о лепешке. Голодный о лепешке. Уч. – Определим какие задачи мы будем решать в своей работе. Запись на доске: Что бы рассказчик был голодный или сытый. Что бы он описывал именно наш хлеб. Должен быть рассказчик-герой. | Участник группы оценивает её работу по шкале. 1 гр. 2 гр. 3гр. 4 гр. Дети вместе с учителем определяют какие задачи будут решать в своей работе и устно или письменно составляют небольшой рассказ. |
VI. Представление и обсуждение работ | Представить свою работу, участвовать в обсуждении работ товарищей, заполнить творческую копилку. | Учитель руководит обсуждением работ, помогает и корректирует. | Дети (по желанию) представляют свою работу, участвуют в обсуждении работ товарищей и оценивают их в соответствии с поставленными задачами. |
VII. Итог урока и рефлексия. | Обобщить и оценить работу на уроке, сформулировать домашнее задание. | Уч. – Как можно продолжить нашу работу дома. Учитель подводит итог урока, напоминает детям о поставленных задачах, которые они должны отразить в своей творческой работе. Уч. - Оцените свою работу на уроке. Запись на доске: Не интересно вообще Не очень интересно Было интересно | Д. - Доработать свои сочинения. Сочинить от имени другого рассказчика. Дети оценивают работу на уроке с помощью значков. |