прививать интерес к литературе; воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать;
развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;
ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств.
Планируемые результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
- эстетические чувства
Познавательные:
- смысловое восприятие художественных текстов
- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,
- построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;
Коммуникативные:
- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
- осуществление совместной деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Регулятивные:
- саморегуляция;
- целеполагание, постановка учебной задачи;
- определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;
- планирование свои действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Оборудование и технические средства обучения: учебник «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), выставка книг П.П. Бажова, мультфильм, презентация,
- Как называется наш раздел? (Литературные сказки)
- Как вы понимаете смысл раздела?
- Какие произведения мы уже прочитали?
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выполняют тестовую работу по сказке «Жаба и роза». (Приложение 1)
3) Постановка цели урока.
-Начать урок хотелось бы с выражения: «В книге ищи не буквы, а мысли»
- Как вы понимаете смысл данного выражения?
- Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Будем отыскивать скрытые мысли автора, его мнение ).
- Какие качества нам потребуются для достижения цели? (Хорошо уметь читать, иметь зрительную память, внимание, уметь логически рассуждать).
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся.
– Сегодня мы начнём знакомство с произведением писателя, имя которого знакомо вам с раннего детства, а его сказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Вот отрывки некоторых из них:
«– Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша? – Не вышла, – отвечает.
– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.
– Не отпустишь из горы?
– Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются».
(«Каменный цветок».)
«Вдруг из самой середины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.
Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя…
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отдвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько».
(«Огневушка-Поскакушка».)
«Сказала это и прищурилась:
– Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела…
И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у её зелёные стали, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
– Не забудь, Степанушко, как я говорила… Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!»
(«Медной горы Хозяйка».)
– Кто автор этих удивительных сказов? (П. П. Бажов.)
– Хотелось бы вам узнать, как создавались сказы?
– Тогда слушайте внимательно.
2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребенком в семье. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей.
Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Когда пришло время учиться, Павла отдали в земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала назывался сборник его произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год он пополнялась всё новыми и новыми сказами. Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. Бажовценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделял этими качествами. Творчество писателя адресовано взрослым читателям, но есть и произведения, вошедшие в круг детского чтения. Язык которыми они написаны, близок к народному. Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему?
В своих сказах Павел Петрович удивительно чутко воплощает «глубокую, большую душу народа – могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе негасимую правду и творческую красоту» (Фёдор Гладков). «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства» (Л. Татьяничева).
По мотивам сказов П. П. Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Л. Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С. С. Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К. В. Молчанов), симфоническая поэма «Азов-гора» (автор А. А. Муравлёв)…
3. Работа над произведением.
– Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце», который впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».
- Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.)
- Что такое рассказ? (Рассказ — это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.)
-Что такое сказ? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Поставь те задачу на урок. (Выяснить, что такое сказ. Чем он отличается от сказки и рассказа)
Первичное восприятие текста.Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться». (стр186)
Первичная проверка усвоения текста.
– Где происходят события? – Кто главные герои сказа? – Как жилось сиротке в чужом доме? – Какое чувство вызывает у вас такое житьё? – Чем занимался Кокованя? – Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.) – А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) – Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу) – Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная.Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
– Как жили Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
– Какое у каждого было дело?
– О ком спрашивала Дарёнка деда?
– Как выглядел козлик?
– Чем отличался Серебряное копытце?
3. Словарная работа
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание). Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь. Пособник – помощник. Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством). Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня. Горюн – горевать. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Балаган – временная легкая деревянная постройка. Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Душной – запах, идущий от животного. Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег. Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Несподручно – неудобно, неловко. Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело. Лукаво – хитро. Солонина – засоленное мясо. Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.
4. Продолжение работы с текстом. Чтение учителем и детьми текста от стр. 186 и до конца. (Чтение учителем и учениками)
5. Выборочное чтение
1) – Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? (с.186) 2) – Какие наставления давала Даренка Мурёнке? (с.186) 3) – Чему удивлялись соседи? (с.187) 4) – Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? (с.187) 5) – Почему Дарёнка не смогла поймать кошку? (с.187) 6) – Чем Кокованя занимался в лесу? (с. 187) 7) – Зачем Кокованя ушел в село? (с.188) 8) – Кого увидела Даренка в первый день в окне? (с.189) 9) – Что услышала во второй день? (с.189) 10) – Какое чудо увидела Даренка? (с.191) 11) – Куда делась Муренка? ((с.191) 12) – Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? (Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
– Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? – Что Кокованя рассказал Даше про козлика? – А что говорил про рога Серебряного копытца? – А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей) Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Серебряное копытце – олень, а не козлик.
5. Закрепление.
а) Восстановите последовательность событий. Поставьте номер по порядку перед каждой частью плана. (Приложение 2) Проверка по эталону.
План: 1. Дарёнка
2. Стали жить вместе.
3. Рассказ о Серебряном копытце.
3. Жизнь в лесу
4. Чудо Серебряного копытца.
б) Работа с пословицами в группах.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль сказа.
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
Черствое сердце не знает благодарности.
Доброе дело без награды не останется.
- Почему ты так думаешь? Докажи.
в) Вставить пропущенные слова в отрывок.
Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
Слова для справок: весело, Кокованя, прибирала, сиротка, поживали, работу, кашу, ловила,.
г) Найдите слова, которые подходят для характеристики персонажей.
Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа (красным –Дарёнки, синим - Каковани)
Дарёнка, Кокованя
1
Внешность
Большой и бородатый.
Махонькая, носишко пуговкой.
2
Чем занимается
Мастер сказки сказывать.
В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.
Охотник.
Любила сказки слушать.
С утра на работу уходил.
Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.
«Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Домашнее задание: перечитать часть сказа, прочитанную в классе; выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика); подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
VI Рефлексия.
- Оцените свою работу по шкале успеха.
Спасибо за урок.
Приложение 3
Тест-контроль
1. Назовите жанр произведения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
- сказ;
- повесть;
- сказка.
2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?
- Ваня;
- Кокованя;
- Валя.
3. Имя главной героини сказки?
- Мария;
- Дарья;
- Настя.
4. Как звали кошку, которая жила у девочки?
- Мурка;
- Муська;
- Мурёнка.
5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
- с баяном;
- с барабаном;
- с балалайкой.
6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
- лису;
- волка;
- козлика.
7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?
- правая передняя нога;
- обе передние ноги;
- левая передняя нога.
8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
- белые;
- зелёные;
- чёрные.
Приложение 2
Восстановите последовательность событий. Поставьте номер по порядку перед каждой частью плана.