I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки навстречу новым знаниям и произнесем волшебную фразу: “Я хочу много знать!” Ведь вокруг нас много интересного стоит только посмотреть по сторонам. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым уроком этих открытий становится все больше и больше. И сегодня нас ждут новые открытия. Я желаю вам успеха. Но в любом деле необходимо определенные правила. Давайте вспомним правила работы на уроке: (СЛАЙД №1) Соблюдать правило поднятой руки; Не перебивать друг друга; Не кричать; Принимать общее решение; Не сердиться, не обижаться; Проверка готовности рабочего места. У вас на столах лежат учебники, файлы с заданиями. Ну и, конечно, у всех у вас хорошее настроение и деловой настрой на работу. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока. Учитель: Что случилось? Вот беда! Разлетелись все слова. Вы названья соберите И героев назовите. Начинаем работу. Задание называется Кто есть кто? Вам надо отгадать сказочного персонажа, а для этого поработаем по рядам Работа в группе: 1группа: Отгадайте загадку: Он уперт, умен всегда, Выставит вперед рога. Много травки он жует, И всегда вперед идет. Блеять только может он, В этом деле, он силен. Назовите все скорей, Что пред нами есть за зверь? (баран) 2 группа: Кому принадлежат эти строчки из текста сказки? Не бойтесь, я не кусаюсь, я добрая. Давайте жить вместе . Одной чертовски скучно. (Змея) 3 группа: К какому из сказочного персонажа принадлежит эта характеристика? Добрый, честный, любит манную кашу, предпочитает жить в теплой влажной среде, пугливое животное. (Морской Гридиг) Все вместе: Отгадайте зашифрованное слово решив логическую задачку и ответьте на вопрос: Что объединяет этих персонажей? ( Впереди стоящая цифра указывает какую букву нужно взять из этого слова) 2Конфета, 3Кукла , 4 Лягушка, 1Дятел,4Морж,6Сорока 1Верблюд, 2Ласточка ( Ответ – ОКУДЖАВА) Учитель: Что объединяет этих персонажей? (автор Булат Окуджава). | Эмоциональный настрой, организация рабочего места Проговаривают стих Формулируют правила на уроке. Проверка готовности рабочего места. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока. |
II. Сообщение темы урока | Определение целей урока. Составление плана работы | Цель на уроке: Мы сегодня будем продолжать знакомиться со сказкой Булата Окуджава «Прелестные приключения» Ваша цель на уроке? План: 1.Речевая зарядка 2.Путешествуем по выставке рисунков 3.Физминутка 4.Беседа по содержанию произведения 5.Определим главную мысль произведения 6.Решим тест «В гостях у Незнайки» 7.Подведем итог урока | Определяют задачи чтения, составляют план |
III. Речевая разминка | Речевая разминка в игровой форме | Ребята, у вас было домашнее задание прочитать третью часть сказки Булата Окуджава и выполнить рисунок понравившегося героя, посмотрите , какая у нас получилась чудесная выставка. На ваших рисунках видно , что вам понравилась больше всего змея, баран и мальчик, давайте вспомним описание Морского Гридига и выборочно по цепочке прочтем 2 часть. | Выполняют речевую зарядку |
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения | ФИЗМИНУТА ДЛЯ ГЛАЗ «СОЛНЫШКО» –Действительно ли предстает перед нами как ужасное страшило? Каким видите его на иллюстрациях? – Сравните первую серию рисунков, на которой изображены предполагаемые гридиги, и последующие две иллюстрации, где художница показывает, какой же Гридиг «на самом деле» | Осуществляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения, рассматриваемого в классе |
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержа нию произведения. решение проблемной задачи | – Где устроился каждый из новых жильцов в доме у героя, почему? Где поселился Баран, а где – Змея? – Когда началось опасное приключение? (Ночью.) – Где спрятались герои? (Они спрятались на берегу за большим камнем.) – Что делал главный герой? (Смотрел в подзорную трубу.) – Что делал Крэг Кутенейский Баран? (Сел караулить.) – Что делал Добрая Змея? (Светила фонариком.) – Кто появился из моря? (Морской Гридиг.) – Почему Морской Гридиг заплакал, когда герои понесли его домой? (Ему было холодно и страшно.) – Хотел ли Морской Гридиг съесть героев? (Нет.) – Какое любимое блюдо Морского Гридига? (Манная каша.) | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Определяют тему текста. Осуществляют выборочное чтение |
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | – Обратите внимание на то, что герои начинают рассказывать небылицы. Все эти истории – плод воображения, фантазии, а не результат вранья, обмана. Вам понравилась история, рассказанная Морским Гридигом? Друзья поверили ему? Подтвердите свое мнение, зачитав нужные строки из текста. – Не кажется ли вам смешным, что именно Гридиг усомнился в достоверности того, о чем рассказывал Крэг Кутенейский Баран? – Именно Гридиг спрашивает: «Где же ты взял веревку?» А ведь сам Гридиг только что рассказывал, что зашил пасть Медузы-Горгоны, неизвестно где взяв под водой нитку с иголкой. Чья история, по-вашему, интересней – Морского Гридига или Крэга Кутенейского Барана? – А как вы представляете себе КаруДа? Рассмотрите три картинки, изображающие предполагаемого КаруДа. (Первый КаруД чем-то похож на жабу, второй –на рыбу, третий – на ежа или репейник.) – Обратите внимание на то, что слово «каруд», прочитанное справа налево, означает «дурак». – Вам понравился рассказ Змеи? Вы говорили кому-нибудь слова: «Что хочу, то и делаю», «Что сама хочу, то и хочу»? Никто из вас не узнает себя в речевом поведении Змеи и КаруДа? Откроем страницу 89 и зачитаем диалог между Доброй Змеей и Невынасимом Приставучим Каруда. – Какая история из трех самая интересная? Какая самая смешная? Сравните все три истории и сделайте выбор. – В какой истории больше всего занимательных подробностей и неожиданностей? (В истории про Крэга.) – А какая лишена таких подробностей, но зато забавная и смешная? (Про Змею и КаруДа.) – Как же называются такие истории? – Гридиг, Крэг и Змея – обманщики или фантазеры? (Герои «Прелестных приключений» –фантазеры, а не обманщики, поскольку их цель – не извлечь какую-то выгоду из своего рассказа, но сделать его интересным и занимательным для своих друзей.) Чем отличается обман от фантазии? Ребята мы знакомы с вами со сказками цепочками, наша сказка «Пп» относится к сказке цепочке? Почему? Да вы совершенно правы. Тк действия происходят друг за другом. В основном это русский фольклор. Какие русские народные сказки цепочки вы знаете? Теремок. Чем похожи между собой сказка ПП и Теремок? Сказка Теремок русская народная, а сказка прелестные приключения авторская. Булат Окуджава позаимствовал или другими словами перенёс сюжет сказки Теремок в свою сказку. Такой приём в литературе называется бродячим сюжетом. Бродячий сюжет – это перенос сюжета сказки одного народа на сюжет сказки другого. Посмотрите на экране представлены примеры бродячих сюжетов в сказах Слайд | Определяют главную мысль произведения , подводят вывод. |
VII. Под- ведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Работа в парах по тесту : Самостоятельная работа по теме «В гостях у Незнайки» Как называется рассказ Булата Окуджавы? А. «Интересные приключения» Б. «Прелестные приключения» Кто главный герой рассказа «Прелестные приключения»? А. сам автор Б. мальчик О чём мечтают герои рассказа «Прелестные приключения»? А. о мороженом Б. о приключениях Как звали первого гостя в рассказе «Прелестные приключения»? А. Крег Кутенейский Баран Б. Морской Гридиг Где жила змея из рассказа «Прелестные приключения»? А. на шкафу Б. на абажуре настольной лампы Чем питался Морской Гридиг? А. мясом Б. манной кашей Что делали герои рассказа «Прелестные приключения», когда сидели дома? А. пили чай Б. рассказывали истории Герои рассказа «Прелестные приключения»… А. обманщики, Б. фантазёры На какую русскую народную сказку похоже начало рассказа «Прелестные приключения»? А. «Волшебное кольцо» Б. «Теремок» Врать и фантазировать это одно и тоже? А. да Б. нет Проверяем тест: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Обменяйтесь работами. Оцените работу друга. Ребята, какое сейчас время года? Да, правильно Осень, смотрите она к нам в гости пришла и устроила целый листопад в классе. Посмотрите сколько разноцветных листочков у вас на партах. Они нужны нам для подведения итога урока. Сделайте свой выбор Красный –урок сложный, имелись затруднения. Оранжевый – всё отлично, урок понравился Желтый – урок хороший, есть над чем поработать ещё Рефлексия: Я благодарю вас за работу | Отвечают на вопросы теста работая в паре. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока |