Проверка д/з и актуализация знаний | - Назовите фамилия поэтов, произведения которых мы уже изучали. -О произведениях, какого поэта мы начали говорить на прошлом уроке чтения?( слайд) -Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»? - Обоснуйте свой ответ. Докажите строчками из стихотворения. -Поработайте в группах, послушайте друг друга, определите чтеца, который будет представлять вашу группу. Конкурс чтения стихотворения. -Уважаемые жюри, будьте внимательны. К. Бальмонт тоже будет присутствовать на нашем конкурсе. ( пустой слайд) | Пушкин, Суриков, Есенин, Блок, Некрасов. Портрет Бальмонт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима», потому что зима ещё не наступила, природа только готовится к зиме. Скоро будет падать снег, начнём кататься, будет смех Чтение стихотворения. |
Работа над стихотворением «Снежинка» | - Что больше всего мы ждем в начале зимы? - Что такое снег? - Из чего он состоит? Первичное восприятие ( видео портрета) - А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (читает учитель) -Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили? - Какое настроение возникло у вас после прослушивания? -Как автор описывает снежинку? - Ребята, какой вы представили себе снежинку? Вторичное чтение. Самостоятельная работа Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте непонятные для вас слова или выражения. А музыка П.И. Чайковского «Времена года» поможет вам представить картины природы.( слайд с музыкой) Словарная работа( слайд) - Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста. Бурною – резкий, стремительный. Лазурную – цвет лазури, светло синий. Веющим – дуть, обдувать дуновением. Взметается – подниматься высоко кверху. Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то. Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе. Безвестная – новая, неизвестна Чтение по смысловым частям, анализ произведения - Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем: 1-е четверостишие -Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки? - Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт? - Как вы понимаете эпитет чистая? - Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше. 2-е четверостишие - Какая часть речи появилась? - Снежинка, появившись на свет начала своё движение. - О какой дороге говорит поэт? -Какой синоним можно подобрать к слову дорога? - Снежинка начала свой жизненный путь. 3 и 4-е четверостишия - Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге? - Что происходит со снежинкой? 5-е четверостишие -О чём говорит поэт 6-е четверостишие - Какие эпитеты относятся к Снежинке? - В чём её умение? - Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути? - Как вы понимаете эпитет сохранно-белая? 7-е четверостишие - Какова тема этого четверостишия? - Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу, преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи. - Какой видит поэт снежинку, как называет её? - Какое это средство художественной выразительности? Метафора 8-е четверостишие - Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие. - Какой видит поэт снежинку? - Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой. - С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»? - Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения? - Как будем читать стихотворение? Чтение стихотворения -Как будем читать стихотворение? (Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе) Я предлагаю вам послушать и посмотреть, как это стихотворение читает начинающая актриса Юлия Яковлева https://youtu.be/hY_KUsSEE4U - Попробуйте сами прочитать его. -А теперь слушаем вас. | Снег Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой Из снежинок Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое Светло-пушистая, белая, чистая, смелая Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною Путь, жизненный путь веющий /веет, дует/ Взметается – поднимается высоко вверх Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо. -В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее. В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи. Конец жизни Звезда кристальная - всё преодолела, но осталась чистой 1-е – начало пути, появление на свет, рождение; Последнее – конец жизненного пути Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой В начале – восхищается; в конце – грустит Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе. . |
Рефлексия | Снежинку на доску - Как вы думаете, почему мы сегодня читаем стихотворения К.Д.Бальмонта написанные более 100 лет назад? Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Выберете слова из текста стихотворения, какая снежинка? С кем же олицетворяет поэт Снежинку? /с человеком/.(слайд сравнение с человеком) Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души. За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души. Возьмите снежинки, напишите слова, которыми вы бы хотели поделиться с нашими гостями. И в преддверье самого любимого праздника, который нам дарит зима, Новый год, поздравьте наших гостей. ( слайд с музыкой ) - Хочу закончить наш урок слова Жан-Жака Руссо « Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает». Александр Блок «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе»». | светло-пушистая, чистая, белая, смелая, умелая, сохранно-белая, кристальная, (карточки на партах) |