kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения  К. Бальмонт " Снежинка ".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения»

УМК « Школа России» 2 класс

Учитель: Фатеева Н.И. МОУ - СОШ №3 г. Красный Кут Саратовской области

Тема урока: К. Бальмонт. «Снежинка».

Цель: создание условий для изучения творческого наследия К.Д. Бальмонта.

Планируемые результаты:

Личностные: 

-способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- уметь действовать по плану и планировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать друг друга, работая в паре;

- уметь договариваться, находить общее решение действий, формулировать своё мнение и выводы.

Познавательные УУД: 

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

– учить понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности;

- повторить и закрепить литературоведческие понятия – эпитет, метафора, олицетворение, виды рифмовки;

- развивать умение работать с художественным образом слова, выделять образы-символы в поэтическом произведении;

- воспитывать любовь к родной речи, формировать нравственные качества личности, культуру.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

- Один из видов искусства это поэзия . Музыканты создают свои незабываемые произведения при помощи нот, а художники рисуют красивые произведения искусства на бумаге при помощи кисти и краски. Поэты при помощи слов. Это не просто люди, а люди, которым дан поэтический дар. Умение увидеть прекрасное и передать это другим при помощи слов и литературных средств выразительности.( слайд)


Проверка д/з и актуализация знаний

- Назовите фамилия поэтов, произведения которых мы уже изучали. 

-О произведениях, какого поэта мы начали говорить на прошлом уроке чтения?( слайд)

-Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»?

- Обоснуйте свой ответ. Докажите строчками из стихотворения.

-Поработайте в группах, послушайте друг друга, определите чтеца, который будет представлять вашу группу.

Конкурс чтения стихотворения.

-Уважаемые жюри, будьте внимательны.

К. Бальмонт тоже будет присутствовать на нашем конкурсе. ( пустой слайд)

Пушкин, Суриков, Есенин, Блок, Некрасов.

Портрет



Бальмонт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима», потому что зима ещё не наступила, природа только готовится к зиме.

Скоро будет падать снег, начнём кататься, будет смех

Чтение стихотворения.

Постановка цели урока

Подойдите к окну. Опишите волшебство зимы.

- Что видите?

- Это время года вдохновляло многих творческих людей. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. Художники отображали красоту зимы на своих полотнах. А поэты посвящали ей свои стихи. 

-Одним из них как вы догадались, был Константин Дмитриевич Бальмонт. (портрет)

- А вы любите зиму?


Физминутка

- Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. В вас случайно попали снежком, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой.


Работа над стихотворением «Снежинка»


































































































































- Что больше всего мы ждем в начале зимы?

- Что такое снег?

- Из чего он состоит?

Первичное восприятие ( видео портрета)

- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (читает учитель)

-Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили?

- Какое настроение возникло у вас после прослушивания?

-Как автор описывает снежинку?

- Ребята, какой вы представили себе снежинку?

Вторичное чтение. Самостоятельная работа

Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте непонятные для вас слова или выражения. А музыка П.И. Чайковского «Времена года» поможет вам представить картины природы.( слайд с музыкой)

Словарная работа( слайд)

- Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста.

Бурною – резкий, стремительный.

Лазурную – цвет лазури, светло синий. 

Веющим – дуть, обдувать дуновением.

Взметается – подниматься высоко кверху.

Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.

Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.

Безвестная – новая, неизвестна

Чтение по смысловым частям, анализ произведения

- Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем:

1-е четверостишие

-Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки?

- Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт?

- Как вы понимаете эпитет чистая?

- Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше.

2-е четверостишие 

- Какая часть речи появилась?

- Снежинка, появившись на свет начала своё движение.

- О какой дороге говорит поэт?

-Какой синоним можно подобрать к слову дорога?

- Снежинка начала свой жизненный путь.

3 и 4-е четверостишия

- Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге? 

- Что происходит со снежинкой?

5-е четверостишие 

-О чём говорит поэт

6-е четверостишие

- Какие эпитеты относятся к Снежинке?

- В чём её умение?

- Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути?

- Как вы понимаете эпитет сохранно-белая?

7-е четверостишие

- Какова тема этого четверостишия?

- Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу, преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи.

- Какой видит поэт снежинку, как называет её?

- Какое это средство художественной выразительности? 

Метафора

8-е четверостишие 

- Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие.

- Какой видит поэт снежинку?

- Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой.

- С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»?

- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?

- Как будем читать стихотворение?

Чтение стихотворения

-Как будем читать стихотворение? (Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе)

Я предлагаю вам послушать и посмотреть, как это стихотворение читает начинающая актриса Юлия Яковлева

https://youtu.be/hY_KUsSEE4U

- Попробуйте сами прочитать его.

-А теперь слушаем вас.

Снег

Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой

Из снежинок



Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое




























Светло-пушистая, белая, чистая, смелая









Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною


Путь, жизненный путь




веющий /веет, дует/


Взметается – поднимается высоко вверх

Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо.

-В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее.


В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи.


Конец жизни


Звезда кристальная - всё преодолела, но осталась чистой


1-е – начало пути, появление на свет, рождение;

Последнее – конец жизненного пути

Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой

В начале – восхищается; в конце – грустит

Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе.





.



Рефлексия

Снежинку на доску

- Как вы думаете, почему мы сегодня читаем стихотворения К.Д.Бальмонта написанные

более 100 лет назад? Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Выберете слова из текста стихотворения, какая снежинка?

С кем же олицетворяет поэт Снежинку? /с человеком/.(слайд сравнение с человеком)

Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души. За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души.

Возьмите снежинки, напишите слова, которыми вы бы хотели поделиться с нашими гостями. И в преддверье самого любимого праздника, который нам дарит зима, Новый год, поздравьте наших гостей. ( слайд с музыкой )

- Хочу закончить наш урок слова Жан-Жака Руссо

« Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает».

Александр Блок

«Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе»».

светло-пушистая, чистая, белая, смелая, умелая, сохранно-белая, кристальная, (карточки на партах)



УЧ с.30-32 выучить наизусть. РТ с.24 №1, с.25 №1,2







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения

Автор: Фатееваа Наталья Ивановна

Дата: 16.12.2023

Номер свидетельства: 642491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства