kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока литературного чтения в 4 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения»

Урок литературного чтения в 4 А классе

Тема урока: «Житие Сергия Радонежского» ( урок с использованием ИКТ и коррекционно-развивающих технологий)

Цель: формирование навыка безошибочного, выразительного чтения; обогащение словарного запаса; формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов; фор­мирование первоначальных представлений о житие и исторических фактах, воспитание почтительного отношения к образу святых, коррекция речевых нарушений

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Оборудование: проектор, карточки с текстами с трудными словами; картинки к текстам; толковые словари.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

а) речевая разминка










б) развитие речи детей, коррекция

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона, фон храма слайд 1)

Учитель выразительно читает стихотворение.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

(слайд 2)

- Подберите однокоренные слова, к выделенному слову живёт.

Словарная работа:

Преподобный – Святой монах.

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный — у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Черноризец - монах.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение.


Дети внимательно слушают и настраиваются на работу.


Читают медленно.

Читают с ускорением.

Читают выразительно.




Называют однокоренные слова. (живой, живность, заживут и т.д.)

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

повторение знаний по теме однокоренные слова.

3

Постановка учебной задачи

(Выход на тему урока, цель, учебные задачи)

а) Игра «Соотнеси карточки» 














б) Постановка проблемы


Игра в парах «Найди друга» .

- Возьмите на столе карточки и установите соответствие.

Илья Муромец сказка

Сергий Радонежский былина

Иванушка дурачок

Какая карточка осталась? Почему?

-Знаком ли вам образ, который вы видите на экране? (портрет Сергия Радонежского) (слайд 3)

-Где и когда вы его видели?

-А что вам известно о Сергии Радонежском?

- Сформулируйте тему нашего урока?

-Какие учебные задачи предстоит решить?



- Сегодня на уроке мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака»

– Как вы понимаете это высказывание?

Весь христианский мир чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя земли русской Сергия Радонежского.

- Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Что нам для этого необходимо? (изучить житие Сергия Радонежского, провести исследование)


Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие героя и жанра произведения.






Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.


Рассматривают на слайде портрет святого.



Дети высказывают свои мысли и предположения.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.


4

Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)

а)организация работы в статистических группах


б) планирование деятельности














Учитель для работы на уроке организует четыре группы. Определяет этапы исследовательской работы, раздаёт необходимый для работы инструментарий (карточки: с текстами; с трудными словами; картинки к текстам. толковые словари, инструкционные карты, критерии оценивания, листы самооценки. Разъясняет правила работы в группе и каким должен быть конечный результат. (с.4)


-Сегодня у нас будут работать 4 группы, каждая проведёт свою исследовательскую работу и даст ответ на этот вопрос: «Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым?»

1 группа –текст «Родители Варфоломея. Явление отроку Варфоломею» Рисунок 2

2 группа - текст «Родители отрока Варфоломея причислены к лику святых» Рисунок 1

3 группа – текст «Жизнеописания Преподобного Сергия»

4 группа - текст «Куликовская битва» Рисунок 5

-Результатом групповой работы должна стать пирамида доказательств светлого образа Сергия Радонежского (приложение 5).

-Работать предстоит с текстами, в которых описываются разные этапы жизнеописания преподобного Сергия. (У каждой группы свой текст.)

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.











Ученики внимательно слушают учителя.









Знакомятся с инструментарием.



Называют правила работы в группе.


Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.


Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


5










































Реализация построенного проекта. 

а)осуществление деятельности по решению проблемы.


б) оформление результатов.





в) презентация модели пирамиды.











в)рассказ учителя.

















Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы.. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха.



Учитель корректирует готовые работы групп.



Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Выступление каждой группы сопровождается презентацией.

1 группа: (5-7 слайды) 2 группа:(8-9 слайды)

3 группа: (10-12 слайды) 4 группа: (13 слайды)


На доске располагаются пирамиды доказательств светлого образа Сергия Радонежского.


Учитель обобщает исследовательскую работу каждой группы. Помогает сформулировать ответы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

- Чему мы можем научиться у преподобного Сергия Радонежского?

-Что необходимо вам для этого?

Молитвенное обращение к Сергию Радонежскому

Преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам Преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого Преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.

Также святого Преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.

Перед кончиной Преподобный Сергий призывал братство, помолившись отошёл ко Господу 25 сентября 1392 г. Через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды. В 1452 г. Православная церковь причислила его к лику святых. Житие святого, написанное Епифанием Премудрым, и описания его монашеских подвигов стало любимым духовным чтением на Руси. (14-18 слайды)


Ученики, пользуясь инструктивной картой распределяют роли. Каждый ребёнок выполняет свою работу.

Работают с толковым словарём, записывают на карточках лексическое значение слов и дают их четкое толкование.(Приложение 4)

Работают с текстами и записывают доказательства светлого образ.






Докладчики демонстрируют свою работу и перечисляют все доказательства.


Каждая группа озвучивает результат совместной работы. Делает выводы.





Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей,формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.


6

Здоровьесбережение

ФИЗМИНУТКА ( использование ИД)



7







Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

а) игра «Ты мне, я тебе».

Учитель организует игру по проверки усвоения знаний учащимися.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Ты мне, я тебе».


Осуществляют контроль усвоения нового материала членами групп.

Критики поочередно задают вопросы.


Коммуникативные:

Формировать умение задавать вопросы и строить грамотные ответы.


8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

а) Работа в парах, с использованием ИКТ)


Учитель организует работу в парах для выполнения тестовой работы.


Тест «Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга б) Пётр и Марфа в) Кирилл и Мария

Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий б) Константин в) Варфоломей

Как учился мальчик? а) быстро и легко

б) медленно и не прилежно в) прилежно, но с трудом

Кого встретил мальчик?

а) святого старца б) ангела в) монахиню

Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?» б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь г) что он хочет знать грамоту

Откуда переехал отец мальчика?

а) из Киева б) из Москвы в) из Ростова г) Из Рязани

Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж б) В Москву в) В Коломну г) Во Владимир

О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником б) позволить ему идти учиться в) позволить ему стать монахом

О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

а) князь Александр б) князь Дмитрий в) князь Владимир

Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?

а) Успенский собор б) Духовская церковь в) Троицкий собор





Учащиеся взаимодействуют в парах , отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.









Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать на ноутбуках.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.



9

Включение в систему знаний и повторение. 


Учитель задает вопросы и корректирует ответы детей.

- Что такое житие?

- Как поняли смысл фразы «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака», написанной Епифанием Премудрым в житие про Сергия Радонежского.

- Какие черты характера вас сближают с преподобным Сергием Радонежским?

Вывод

Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей. преп. Сергий человек потрясающей духовной силы, способный при этом понять и простить людские грехи.

Ученики отвечают на вопрос.







Слушают и стараются уяснить смысл звучащей фразы.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.


10




Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока)


Учитель совместно с учениками подводит итог урока.


Лист самооценки


Учащиеся заполняют лист самооценки.





Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

11

Домашнее задание.

По выбору:

1. Подготовить рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского. с. 22-28 учебника или энциклопедии.

2.Сообщение о битве на Куликовом поле.

- Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке и дарю каждому из вас образ святого Сергия Радонежского. Пусть он вам помогает в трудные минуты учебной деятельности.

Учащиеся определяются с выбором и фиксируют домашнее задание в дневниках.

Личностные:

Формирование умения сделать быстро правильный выбор с учетом своих интересов.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения

Автор: Набойченко Алла Михайовна

Дата: 16.05.2021

Номер свидетельства: 580584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства