kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по окружающему миру в 4 класс "Мир глазами астронома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с правилами пользования учеб­ником, целями и задачами раздела; рассказать о мире с точки зре­ния астронома.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во­просы других, строить речевое высказывание в соответствии с по­ставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру в 4 класс "Мир глазами астронома"»

Тема: Мир глазами астронома

Цели: познакомить учащихся с правилами пользования учеб­ником, целями и задачами раздела; рассказать о мире с точки зре­ния астронома.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во­просы других, строить речевое высказывание в соответствии с по­ставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, тексты для работы в группах и текст о Солнце на карточках, шапочка астронома, школьный словарик «Планеты. Звезды. Созвездия» (М.: ВАКО), энциклопедии, пластилин для моделирования.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот тетрадки...

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный —

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

— А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

(Учитель проверяет готовность к уроку.)

II. Актуализация опорных знаний

1. Знакомство с учебником

- Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет? (Этот предмет мы изучаем с 1 класса.)

- О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О природе, животных, растениях, человеке, о безопасности и здоровье и пр.)

— Что вы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1—3 классах, состоит из 2 частей. Авторы: А.А. Плешаков, ЕЛ. Крючкова.)

— Откройте книгу первой части учебника на последних стра­ницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать? (Дети читают содержание, называют разделы.)

В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астро­номами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить кос­мическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.

— Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край — часть большой страны».)

— Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

— Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках по ознакомлению с окружающим миром? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

— Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами предлагается авторами учебника? (14 тем.)

— Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из предложенных, можно и са­мим ее сформулировать. На следующем уроке вы сообщите свои темы и, может быть, объединитесь в группы. В учеб­нике на с. 205 дана памятка «Как работать над проектом», которую вам нужно будет прочитать.

— Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.)

— В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники в библиотеку. Вспомните правила обращения с учебной книгой. (Ответы детей.)

Памятка «Как сохранить учебные книги для будущих учеников»

1. Оберни учебник специальной обложкой.

2. Подпиши свой учебник.

3. Имей закладку.

4. Не клади в учебник карандаш, ручку и другие предметы.

5. Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких по­меток.

6. Не перегибай учебник.

7. Испорченный или утерянный учебник замени.

8. Если книга порвалась, подклей ее.

2. Знакомство с учебными пособиями

Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках по предмету «Окружающий мир»? (Ответы детей.) Проверим, открыв рабочие тетради на с. 4-5. (Ученики знакомятся с пособиями, представленными на развороте в рабочей тетради. Учитель также может их продемонстри­ровать.)

А еще нашими помощниками будут школьные словарики издательства «ВАКО», энциклопедии, ресурсы сети Интернет. (Учитель показывает школьные словарики, энциклопедии.)

3. Проверка домашнего задания на лето

(Дети рассказывают о своих наблюдениях, показывают работы, выполненные летом.)

III. Самоопределение к деятельности

- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».)

- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.

- А теперь отгадайте загадку.

С телескопом много лет

Изучает жизнь планет.

Как ученого мы зовем?

Кто же это? (Астроном.)

- Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей)

- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (От­веты детей.)

IV. Постановка проблемы Работа в группах

- Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и ответить на этот вопрос.

Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает ог­ромное влияние на развитие других областей знаний о действительности.

В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помо­щью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдаю­щихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце — пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна — кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.

В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных россий­скими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика — одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты — ученые международного уровня.

— Так для чего нужно изучать данную тему? (Высказывания детей.)

V. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику

— Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.)

— А еще помогут знания, которые у нас имеются. Открой­те учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист, изучающий небесные тела — звезды, планеты.)

(Заслушать 1—2 рассказа. Рассказчику можно надеть шапочку астронома.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Пополним наши знания. Выполним задание 2 на с. 6 рабо­чей тетради по рядам: 1-й ряд запишет определение слова «астрономия», 2-й — «Вселенная», 3-й — «Солнечная си­стема». (Ученики работают по рядам, затем зачитывают свои опреде­ления. Учитель делает сообщение о современных представлениях о происхождении Вселенной.)

Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протя­жении всей истории существования человечества. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в опре­деленных созвездиях. Около 2800 г. до н. э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

С точки зрения астронома, мир — это Вселенная, или Кос­мос — все необъятное пространство с планетами и звездами, другими небесными телами. Наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я — это все Вселенная. Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Боль­шого взрыва, произошедшего около 14 млрд лет назад. Все это время Вселенная расширяется. Материя в начале расширения Вселенной была не только сверхплотной, но и очень горячей. Наблюдаемый разлет галактик и их скоплений - результат Боль­шого взрыва.

- Выполним задание 3 на с. 6 рабочей тетради (Ученики, пользуясь учебником, подписывают названия планет.

VI. Первичное закрепление

Работа в группах

- А теперь построим модель Солнечной системы поработаем в группах. Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по новой теме

1. Беседа

- Отгадайте еще одну мою загадку.

В дверь, в окно стучать не 6yдет:

А взойдет и всех разбудит. (Солнце)

- Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание дётёй.)

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его по-разному: в Древней Греции и Египте — Ра, а наши предки славяне — Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце — друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце — дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире

Нам дано лицезреть...

2. Работа в парах

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья на с. 6—7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить задание.

- Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текст недостающие данные.)

Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — ... градусов.

(Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)

3. Работа с CD (электронное приложение к учебнику)

(Просмотр презентации.)

IX. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами аст­ронома.)

— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)

X. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» Отвечайте по цепочке.

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Выбрать тему проекта.

2. Прочитать текст на с. 4—8 учебника, ответить на вопросы.

3. Выполнить задания 4—6 на с. 7 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Легенда о Млечном Пути

Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые и очень добрые люди. Селутры занимались изучением звездного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней). Эти люди никогда не воевали, их жизнь была спо­койной.

Но вот однажды орел принес дурную весть о том, что на селутров хочет напасть воинственное племя. «Эти люди вооружены», — произнес орел. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц. Селутрам ничего не оставалось, как уйти в горы или переселиться на остров. Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты.

Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Чис­ленность племени быстро росла, и тогда воины решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

Когда они поднялись к последнему селению селутров высоко в горах, удивлению воинов не было предела — там не было ни одного человека. Куда могли уйти селутры? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, они поднялись еще выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо...

Воины посмотрели вверх и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слез. Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, взяли с собой песок и жемчуг и теперь роняли их и слезы.

Никто не знает, куда ушли селутры, но на земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе — Млечный Путь, дорогу из песка, жемчуга и слез.

Рождение Солнечной системы

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными, частицы газа и пыли в них стали сближаться под действием силы притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогрелся для возникновения ядерных реакций. Началось выделе­ние огромного количества энергии, и засияла звезда — Солнце. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по окружающему миру в 4 класс "Мир глазами астронома"

Автор: Андронова Виктория Леонидовна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Мир глазами астронома"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok_okruzhaiushchego_mira_v_4_klasse_na_temu_mir_glazami_astronoma"
    ["file_id"] => string(6) "481734"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540274727"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-razmnozhieniie-i-razvitiie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082671"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока на тему "Звездное небо зимой" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zviezdnoie-niebo-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "107607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403348166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства