kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект нестандартного урока по окружающему миру "Степи" 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект нестандартного урока по окружающему миру на тему : " Степи" 4 класс, по программе " Планета знаний"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект нестандартного урока по окружающему миру "Степи" 4 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Мухтоловская основная школа»










Нестандартный урок в начальной школе по окружающему миру

на тему: « Степи»

(урок-телепередача в 4 классе)
















Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ « Мухтоловская

основная школа»

Крюкова Елена Викторовна















2017 г.

Тема урока: « Степи»



Цель урока: ознакомление с природными условиями и с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей.

Задачи урока: сформировать представления о природных условиях зоны степей; познакомить с растительным и животным миром зоны степей; показать влияния деятельности человека на зону степей и необходимость её охраны; воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Оборудование: карта природных зон, презентация, карточка с анаграммой, карточки с викториной, сигнальные круги (синие, красные), выставка книг, электронный учебник, интерактивная доска.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: телепередача.

Предварительная работа: самосто

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:  учиться работать самостоятельно; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию.

Предметные УУД:  получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, с экологическими проблемами.

































Ход урока

І. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые зрители. Как вы уже догадались, вы попали на урок-телепередачу «Окружающий мир» и я, её ведущая Елена Викторовна Крюкова.

Ведущая: - Прежде чем познакомить с нашими гостями. Давайте уточним тему нашей передачи. Вы должны разгадать анаграмму.

- Вспомните, что такое анаграмма?( ответы детей)

- Давайте её разгадаем.

АНЗО ТЕЙПСЕ.

-Правильно. Сегодня мы поговорим о зоне степей. (3 слайд)

Целеполагание:

- С какой целью, вы пришли на нашу телепередачу? ( высказывания детей)

В студию мы пригласили учёных, знатоков природы России, которые поделятся своими знаниями и наблюдениями со всеми зрителями.

Учёный-географ, М. Илья, расскажет о климате. Учёный-ботаник, С.Арсений, познакомит с растительностью. Учёный-зоолог, Ж. Артём, расскажет о животном мире. Учёный-социолог, Б. Владислав, познакомит, чем занимаются люди в зоне степей. Учёный-эколог, В. Настя, расскажет о проблемах степи.

ІІ. Выступление учёных.

Ведущая: - Слово представляется учёному - географу М. Илье.

(4 слайд)

( географ показывает на карте зону степей и рассказывает о климате этой зоны)

Зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. Она занимает территорию на юге Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается до Алтая. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. (5,6 слайд)

Ведущая: (вывод) – Что вы нового узнали из рассказа географа?

Ведущая: - (вопрос к зрителям) показать на карте зону степей.(7 слайд)

Ведущая: - Слово представляется учёному - ботанику С.Арсению.

Ботаник: - Как уже было сказано, из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. (8 слайд)

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы. Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. (9 - 12 слайды)

Эти растения имеют подземные побеги-луковицы, в которых находится запас питательных веществ. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и завянуть. Становится жарче, и тюльпанов, и ирисов в степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения. (13 слайд) Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что важного узнали из этого выступления?

Ведущая: - (вопрос зрителям) Кто покажет растения степей на картине?

(14 слайд)

Ведущая: - Слово представляется учёному - зоологу Ж. Артёму.

Животные степей живут в условиях открытой местности. Среди них много насекомых: кобылки, кузнечики, степная дыбка, бабочки, шмели. (15 слайд)

Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки. (16 слайд)

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.
В степях много птиц. (17 слайд)

Одна из самых крупных степных птиц – дрофа.(18 слайд)

Из млекопитающих в степи обитают грызуны, зайцы, сайгаки, хорьки, лисицы.

У сайгака длинные тонкие ноги, благодаря которым он быстро бегает. Во время бега развивает скорость до 80 километров в час. Летом сайгак желтовато-рыжий, а зимой светло-серый. Питается он травянистыми растениями. (19 слайд)

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй. Они все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что нового узнали из этого выступления?

Ведущая: - (вопрос зрителям.) Показать животных степей? (20 слайд)

Ведущая: - Слово представляется учёному - социологу Б. Владиславу.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. В степи очень плодородные почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. (21 слайд)

На бахчах растут арбузы и дыни, а в садах – яблони, груши, сливы. (22 слайд)

Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота. (23 слайд)

Перегоняя пастбище с места на место, пастухи со своими семьями ведут кочевой образ жизни. Их временное жилище — юрта.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что нового узнали из рассказа учёного-социолога?

Ведущая: - (вопрос зрителям.) Кто составить цепь питания степи?

( 24 – 25слайды)

Ведущая: - Слово представляется учёному - экологу В. Насте.

В зоне степи возникают экологические проблемы - это браконьерство. Чтобы гнёзда на полях не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Природа просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. (26-27 слайды) Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что важного узнали из этого выступления?

Ведущая (вопрос зрителям) Показать животных степи, занесенных в Красную книгу? (27 слайд)

Ведущая: - Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.

ІІІ. Домашнее задание

- А теперь викторина для зрителей? Ответы присылайте в нашу студию, на следующей передаче мы её проверим и наградим победителей.

1. Какая зима в степной зоне?

2. Как называется самый плодородный слой почвы?

3. Назвать степных хищников?

4. Какие антилопы живит в степи?

5. Крупные города степной зоны?

6. Чьё лакомство – кузнечики, жуки?

7. Кто зимой впадает в спячку?

8. Назвать ветер степи.

9. Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки

10.Мы пасемся табунами

Под упругими ветрами.

Лучше степи ничего

Нет на свете, иго-го!

11.С ветром мчусь я наравне

По родной стороне.

Пронесусь я без оглядки,

Пахнет воздух пылью сладкой

12. Горькая травка И животу поправка,

И сама душиста,

И метет чисто.

13.Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

14.Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова

Я, потому что Я - …




























Ведущая: - Посмотрите на выставку, здесь находятся книги о зоне степей, о растениях и животных. Прочитав их, вы откроете для себя много интересного.

ІV. Рефлексия

Ведущая: - А теперь возьмите круги-сигналы. Я задам вам несколько вопросов, а вы, если согласны с утверждением покажите синий круг, нет - красный.

Я узнал, где расположена зона степей и смогу показать на карте. Я узнал, какие растения произрастают в степи. Я узнал, какие животные обитают. Я узнал, какие животные обитают в степи. Я узнал, какие экологические проблемы решаются в степной зоне. Я хочу ещё больше получить информации.

Ведущая: - А теперь прошу вас, закончите предложения. ( Слайд 30)

Ведущая: - Я хочу поблагодарить наших учёных за хорошие рассказы и за то, что нашли время прийти на нашу телепередачу. - Молодцы зрители, которые принимали активное участие в обсуждении природной зоны степей.

- Всего доброго. До свидания!



Литература

  1. Епифанова О.А. Хищники: Самая первая энциклопедия.- М.:РОСМЭП, 2015. - 36с.

  2. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир Ч.1.- 4 класс.- М.: Астрель,2014.-159с.

  3. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е. В., Саплин А.И. Электронный учебник «Окружающий мир» Ч.1.- 4 класс. – М.: Астрель, 2014.

  4. Ляхов П. Р.Я познаю мир. М.: Изд-во АСТ, 1998.- 399 с.

  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

  6. Шахова А.А. Животные России: Самая первая энциклопедия.- М.:РОСМЭП, 2013 г.- 36 с.

  7. https://yandex.ru/images?parent-reqid=1487699350949730-705605965411143034504981-ws36-862&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1354-wh-652-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-552

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект нестандартного урока по окружающему миру "Степи" 4 класс.

Автор: Крюкова Елена Викторовна

Дата: 14.10.2020

Номер свидетельства: 560091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-didaktichieskikh-igr-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416673663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства