Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе
Конспект занятия по коррекции дисграфии для 2 класса.
Дан образец занятия. Использованы практические игры и упражнения для коррекции дисграфии у учащихся 2 класса. Материал можно использовать родителям для занятий со своим ребёнком в целях профилактики дисграфии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– Здравствуйте, дети. Садитесь. – Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить. – Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные) – Назовите гласные I ряда; II ряда. – На что указывают гласные I ряда? II ряда? – Молодцы!
II. Основная часть
Введение в тему
– Прочтите слова, записанные на доске. СВЕТ – ЦВЕТ – Что означают эти слова? – Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц) – Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия? – Запишите сегодняшнее число и тему занятия: [С] – [Ц] – А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)
– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки. – Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. – А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С. – Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают. – Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС. – Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС. – Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают. – Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц. – В тетрадях запишем краткую характеристику звука: [C] – согл., тверд., глух, простой; [Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;
2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)
– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему? – И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске) – Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)
3. Чтение слогов с доски (хором):
ца – са цо – со цу – су цы – сы аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы
4. Игра «Хлоп и топ»
– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете. (слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)
5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).
– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими. – У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания. (После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.) – Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце. – Молодцы, справились все с заданием.
6. Списывание с доски.
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?
– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ , сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица . – Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.
8. Отгадывание загадок.
– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.
1. Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это … (сова)
2. Всюду я летаю, Все на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, Новость на хвосте несу. (Сорока)
3. И в море не купаются, И нет у них щетинки, А все же называются Они – морские … (свинки)
4. Дом охраняет всю ночь напролет – Чужой без хозяина в дом не войдет. В трудный поход её брать с собой можно, Друга вернее найти невозможно. (Собака)
5. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (соловей)
6. На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … (скворец)
7. Летом в поле травку рвёт, А зимой в хлеву живет: Сена вволю ей дают Да ягнёнка в прибыль ждут. Не рогата, не бодлива, Беспокойна, боязлива. Шёрстку у неё стригут, Вяжут из неё и ткут. (Овца)
8. Кто всех пугается, Под кустом спасается, На зуб волку попадается? (Заяц)
9. Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля Кто же это? (Цапля)
10. Квохчет, квохчет, кудахчет Всех детей собирает. (Курица)
– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы) – Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.
9. Физминутка «Сова»
– День наступает, все оживает! (Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками). – Ночь! (Все дети должны замереть в позе).
10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.
Упражнение «Он – она».
– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете? – Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)
учитель – летчик – сварщик – работник – разведчик – художник – буфетчик – лыжник – мастер – садовник –
11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)
Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.
– Прочитайте предложение. – Что делают дети? (Смеются) – Куда дети глядят? (В оконце) – А что они увидели в оконце? (Солнце) – Какое солнце увидели? (Ясное) – Сколько слов в этом предложение? (Восемь) – Какие предлоги вы увидели? (В, на) – Как пишутся предлоги? (Отдельно) – В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их. – После какого слова ставится запятая? (смеются) – Обратите внимание, как пишется слово «солнце». – Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам. – Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса. – Еще раз – с закрытыми глазами. – А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку. – Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя. – Прочитаем запись, сверяя с доской.
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня учились различать? – Дайте характеристику этим звукам. – Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!
Занятие №2
Тема: Дифференциация звуков С-Ц
Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.
Задачи:
учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
развивать связную речь; зрительное внимание и память;
соблюдать преемственность в работе с учителем;
воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;
Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Садитесь. – Вспомните названия всех месяцев по порядку. – Сколько всего зимних месяцев? – Назовите последний месяц зимы. – Какое время года наступает после зимы?
II. Основная часть
Введение в тему
– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец) – Уточним, что они обозначают. – Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц) – Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия. Сообщение темы – Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц – Запишите число, месяц, тему. [С – Ц] – А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ) – Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.
1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.
– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков) – При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают. – Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают. – Дадим характеристику звукам С-Ц. – Звук С – согласный, твердый, глухой, простой. – Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.
2. Воспроизведение чистоговорок.
Ас-ас-ас – у нас дома ананас Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс. Ца-ца-ца – кудахчет курица Цо-цо-цо – красивое кольцо Цы-цы-цы – звенят бубенцы
3. Игра «Кто внимателен?»
– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.
4. Запись слов в два столбика С – Ц.
– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница) – Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии) – Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)
5. Работа с цифровым рядом
– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово; – Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.
6. Составление словосочетаний
– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.
(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)
Пёстрая водица Чистая курица Светит столица Офицер на письмо ценное солнце Москва – границе
7. Физминутка
8. Работа у доски.
– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.
В саду растёт … . Сегодня ярко светит … . На вешалке висит … . Во дворе лает … . На сцене выступает … . На грядке вырос … . Около реки стоит … . По дороге едет … .
– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».
Наши друзья
В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.
Ответим на вопросы:
– Отчего же погибают деревья? – Кто защищает деревья от гусениц? – Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам. – Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц. – Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня различали? – Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их. – Какие задания вам понравились? – Благодарю всех за работу, до свидания!