kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по коррекции дисграфии для 2 класса. 

Дан образец занятия. Использованы практические игры и упражнения для коррекции дисграфии у учащихся 2 класса. Материал можно использовать родителям для занятий со своим ребёнком в целях профилактики дисграфии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе»

Конспект логопедических занятий по устранению дисграфии во 2-м классе

Учитель-логопед: Гофман О.Я

Занятие

Тема: Дифференциация звуков С-Ц  в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

Задачи:

  • учить  дифференцировать  звуки  С-Ц  с опорой  на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

  • развивать навыки  звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • соблюдать преемственность в работе с учителем;

  • расширить словарный запас путем словообразования;

  • воспитывать  интерес к занятиям, формировать  положительную учебную  мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Здравствуйте, дети.  Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию.  Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? 
(Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются  эти слова? (Звуками   С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой,  Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка  упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите  долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите  зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)  кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц]  – согл., тверд., глух.,сложный;

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С  мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише.  
(Прикрепить символы  рядом со звуками на доске)
– Произнесите  соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски  (хором):

ца – са            цо – со            цу – су            цы – сы
аца – аса        оцо – осо        уцу – усу        ыцы – ысы

4. Игра «Хлоп и топ»

Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень  внимателен. Я буду называть слова со  звуками  С – Ц.  На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц –  топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница,  кастрюля, циркач)

5. Нахождение картин со  звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце).  (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

Перед вами слова-картинки,  в которых  произносятся  звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того,  как дети найдут   картинки, следует уточнить место звука в слове:  в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

–  В следующем задании  списать слова, вставить  пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть  С –одной чертой, Ц – двумя.  Найти  «лишнее» слово, отметить  его крестиком  и объяснить почему?

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц  в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.  Образец: са  ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица .
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите  количество слогов, определяете место слога в  слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

Подошло время  для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … 
(сова)

2.  Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. 
(Сорока)

3.  И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они  – морские … 
(свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный  поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. 
(Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … 
(соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … 
(скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у  неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. 
(Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? 
(Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? 
(Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. 
(Курица)

Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

9. Физминутка «Сова»

День наступает, все оживает!
(Дети  изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

Упражнение  «Он – она».

Много существует профессий. Овладевают профессией,  как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся  в  правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? 
(Писательница)

учитель –                летчик –
сварщик –               работник –
разведчик –            художник –
буфетчик –             лыжник –
мастер –                 садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано  предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

Прочитайте предложение.
– Что делают дети? 
(Смеются)
– Куда дети глядят? 
(В оконце)
– А что они увидели в оконце? 
(Солнце)
– Какое солнце увидели? 
(Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? 
(Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? 
(В, на)
– Как пишутся предлоги? 
(Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы  С и Ц? Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание,  как пишется слово «солнце».
– Прочитаем предложение, каждое  слово проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый  самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву  С – одной  чертой, Ц – двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное  обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки  С-Ц   в словах, словосочетаниях и предложениях;

  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;

  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

  • развивать  связную речь; зрительное внимание и память;

  • соблюдать преемственность в работе с учителем;

  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки  букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия  всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)
– Уточним, что они  обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему.  [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем  занятии.

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим  краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка  упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц –  кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам  С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

3. Игра «Кто внимателен?»

Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц,  а вы поднимаете карточку  с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов  в два столбика  С – Ц.

Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы  одним словом. 
(Профессии)
– Прочтите  слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? 
(Посуда)

5. Работа с цифровым рядом

Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете  место звука, кладете фишку. Сначала определим   звук  С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

Перед вами слова  и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания  чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика  слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая             водица
Чистая               курица
Светит              столица  
Офицер на        письмо
ценное              солнце
Москва –           границе

7. Физминутка

8. Работа у доски.

В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке».  Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь  нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ,  какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе

Автор: Оксана Яковлевна Гофман

Дата: 04.01.2021

Номер свидетельства: 569292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Корень слова. Однокоренные слова."
    ["seo_title"] => string(30) "koren_slova_odnokorennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "489294"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544117412"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у обучающихся второго класса "
    ["seo_title"] => string(109) "uprazhnieniia-po-profilaktikie-i-ustranieniiu-disghrafichieskikh-oshibok-u-obuchaiushchikhsia-vtorogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241489"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445260669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства