Просмотр содержимого документа
«Конспект и самоанализ урока "Права ребёнка"»
Урок окружающего мира в 4 классе
Учебный предмет – окружающий мир
УМК – Школа России
Тема урока – Права детей
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока:
-познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формирование убеждения в том, что все дети имеют равные права.
-совершенствование навыков работы в группе, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;
-формирование активной гражданской позиции и воспитание нравственных качеств учащихся на примере художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
Предметные – учащиеся узнают свои права
Метапредметные:
-познавательные – при выполнении заданий в группе, при выборе домашнего задания развитие логических операций анализа, сравнения, подведение под понятие
-коммуникативные– во время работы в группах развитие планирования учебного сотрудничества -регулятивные
Личностные – развитие действия самоопределения при определение социальных ролей;развитие нравственно-этического оценивания при анализе отрывков из художественных произведений.
Оборудование – Конвенция о правах ребенка; текст Конвенции о правах ребенка (выборка); карточки с заданиями; карточки с названием прав; компьютерная презентация
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся знают, кто такой гражданин и какие права и обязанности у него есть; знают документ регламентирующий эти права и обязанности
Для диагностики исходного уровня УУД использовались методики:
Личностные УУД:
-«Кто Я» (М.Кун);
-«Незавершенная сказка»
- Метод наблюдения
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Кол-во учащихся %
25%
54,1%
20,8%
Регулятивные УУД:
-«Сложи узор» (кубики Зайцева);
-Метод наблюдения
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Кол-во учащихся (%)
33,3%
41,6%
25%
Познавательные УУД:
-«Найди отличия»;
-«Поиск лишнего»
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Кол-во уч-ся (%)
29,1%
33,3%
37,5%
Коммуникативные УУД:
-«Левая, правая стороны» (Пиаже);
-«Рукавички» (Цукерман)
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Кол-во уч-ся (%)
25%
37,5%
37,5%
Этапы урока и хронометраж
Орг.момент -1 мин.
Актуализация знаний – 5-6 мин.
Новая тема – 23мин.
Закрепление - 9 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлесия -4 мин.
Содержание урока
Орг.момент
-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарив тем самым и себе и окружающим хороший настрой на урок.
Актуализация знаний.
-Прежде, чем вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить, рассуждать, давайте вспомним материал предыдущего урока.
Если мы посмотрим друг на друга, то мы точно можем сказать, что все мы разные. А что нас отличает?
-Верно, но, не смотря на это, нас с вами что-то объединяет. Что?
-Мы все из 4 класса, мы живем в одном поселке, мы живем в одном государстве и на одной планете.
-Молодцы! Наша родина – Россия. А как можно назвать нас с вами?
- Россияне, граждане России.
-Кто такой гражданин?
-Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.
-Запишите на доске известные вам права и обязанности граждан.
-В каком документе прописаны права и обязанности граждан?
-В Конституции.
-В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе?
-Декларация прав человека.
Н
Гражданин
а доске появляется кластер
Обязанности
Права
- на жизнь;
- соблюдать законы гос-ва;
-на образование и т.д
- защищать свое гос-во и т.д.
Конституция
Новая тема
Мы с вами живем в правовом государстве, где каждый человек, даже самый маленький, имеет свои права и обязанности. И сегодня мы познакомимся с правами детей и их обязанностями. (На доске записывается тема)
Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
-Почему возникла необходимость разрабатывать документы по правам ребенка и в каких документах содержатся эти права?
Познакомиться с правами ребенка.
К кому можно обратиться при нарушении прав ребенка?
Какие обязанности есть у детей?
(Высказывания появляются на доске)
- У нас получился своеобразный план. Изучением этих вопросов мы и займемся. С первым нас познакомит Вета.
- Заглянем в историю и рассмотрим путь, который проделало общество, чтобы понять, что дети полноценные члены общества и имеют права.
От времен античности до IV столетия нашей эры: новорожденных топили, выбрасывали со скал, приносили в жертву богам. Детей до 6-7 лет даже не учитывали во время переписи населения, т.к. у них было мало шансов выжить, а тех, кто выживал сразу признавали взрослыми.
Первый интерес к детям возникает лишь в XVI веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания.
В начале ХХ века идея прав ребенка заняла прочные позиции. (Слайд…)Первые международные документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы не столько обеспечения прав ребенка, сколько меры не допускающие рабства и эксплуатации детского труда, торговли детьми.
Первым документом в области охраны прав и интересов детей стала Женевская декларация прав ребенка.
После Второй мировой войны, в 1945 году возникла Организация Объединенных Наций (ООН). Задачами новой организации стало содействие уважению к правам человека.
Первым стандартом ООН, посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка, в которой перешли от помощи и защиты детей к защите прав детей. Однако декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более
конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.
Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Это - документ высокого международного уровня, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. К настоящему моменту 139 стран подписали этот документ, среди них и Россия.
Конвенция рассматривает ребенка, как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в какой-то степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
(Слайд…)Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны.
-В каких же документах можно узнать о правах ребенка?
- Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.
-А в чем отличие декларации и конвенции?
-Декларация – рекомендация, конвенция – документ обязательный для исполнения.
- Вета осветила еще один вопрос. Кто скажет какой?
-Кто следит за соблюдением прав детей. Это уполномоченные по правам ребёнка.
-А кто дает уполномоченным такие права?
-Государство, значит государство то же защищает наши права.
-Ребята, как вы думаете, вы хорошо знаете свои права.
-Да./ Нет. /Не знаю.
Физкультминутка
-Сейчас вы познакомитесь с текстом конвенции и попробуете разделить права на группы.Разделитесь на группы по 4 человека. У каждой четверки лежит листок с названием группы, вам необходимо подобрать подходящие статьи.
(Карточки)
Основные права ребенка.
Право ребенка на семейное благополучие.
Право ребенка на свободное развитие его личности.
Права призванные обеспечить здоровье детей.
5. Права ориентированные на образование детей и их культурное развитие
6. Права направленные на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. )
-Представители групп презентуют результат своей работы.
1 гр.
Право на жизнь
Право на имя
Право на гражданство
Право на равенство
2 гр.
Право на сохранение своей индивидуальности.
Право на общение с обоими родителями.
Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
3 гр.
Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Право исповедовать любую религию.
Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Право на доступ к информации.
4 гр.
Право на защиту от всех форм насилия.
Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
5 гр.
Право на достойный уровень жизни.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
6 гр.
Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Право на защиту от жестокого обращения.
Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
(На доске вывешиваются карточки, дополняющие кластер – права детей и документ)
-Молодцы!Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.
Какое главное правило мы не должны забывать?
-Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же, как и у тебя!
-Давайте поговорим о ваших обязанностях. Вы продолжите работу в группах. Живя в обществе, каждый из вас выполняет определенные роли. Какие?
- Я –сын. Я- внучка. Я –ученик. Я- пассажир. Я – покупатель и т.д.
- И в каждой из этих ролей у вас есть определенные обязанности. Возьмите карточку с №2, на которой написана предлагаемая вам роль. Сформулируйте свои обязанности.
1гр.
Я – сын или дочь.
2гр.
Я – пассажир.
3гр.
Я – ученик.
4 гр.
Я – гражданин России.
5 гр.
Я – покупатель.
6 гр.
Я – читатель в библиотеке.)
- 1гр.
Как сын или дочь мы обязаны заботиться о родителях, беречь их.
2 гр.
Как пассажиры мы обязаны выполнять правила поведения в транспорте, быть внимательными по отношению к другим пассажирам.
3 гр.
Как ученики мы обязаны хорошо учиться, соблюдать правила поведения в школе, с уважением относиться к своим одноклассникам.
4 гр.
Как граждане своей страны мы обязаны беречь и защищать свою Родину.
И т.д.
-Спасибо!
Закрепление нового материала
-Жизнь настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. И первая встреча с миром прав начинается со сказок, хотя мы об этом не задумываемся. Сказки рассказывают вам мамы и папы, бабушки и дедушки. Став старше, вы сами с удовольствием читаете сказки.
У каждой группы на столе лежит лист №3, на котором написаны отрывки из сказок. Ваша задача узнать сказку, постараться назвать автора и подумать, о каком праве идет речь.
1 гр.
«И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! – Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал отец. – Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду.»
-Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»
Ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.
2 гр.
«Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? – ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»
-Ш. Перро. «Золушка»
Ребенок имеет право на отдых, игры, веселье, досуг
3гр.
- « Ничего! Ничего! – сказала фрекен Бок. – у меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми.»
-А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Взрослые должны уважать детей, быть терпеливыми, ребенка нельзя оскорблять, а тем более бить.
4 гр.
«Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес – Иди , - говорит, - и без подснежников не возвращайся.»
-С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.
5 гр.
«Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все съем! – Выходи лучше сама! – сказала Лиса.»
- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Все дети равны в своих правах.
6 гр.
«– Рубите ей голову!- Крикнула королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся.»
-Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
Любой ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват.
-Ребята, а раньше, вы обращали внимание на права, читая художественные произведения?
-Нет.
-Давайте отвлечемся от сказок и вспомним те произведения, которые мы читали на литературном чтении в этом учебном году. Как вы думаете, в каком произведении мы можем говорить о нарушении практически всех прав ребенка?
Я думаю, это «Ванька» А.П.Чехова.
Домашнее задание
Вот дома вам и предстоит перечитать этот рассказ и проанализировать его с точки зрения прав ребенка.
Рефлексия
Цветовая рефлексия
Плюс
Минус
Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
САМОАНАЛИЗ
урока по теме " Права детей."
Тип урока: изучения новой темы с использованием групповых форм работы и ИКТ.
Предложенная тема является одним из этапов изучения прав человека. Мною были поставлены следующие цели: 1. Познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формировать убеждения в том, что все дети имеют равные права; 2. Совершенствовать навыки и умения учащихся анализировать информацию. Работать в команде, выступать публично, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;
3. Формировать активную гражданскую позицию и воспитание нравственных качеств учащихся на примере художественной литературы.
В соответствии с темой урока, целью были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: Конвенция о правах ребенка; текст Конвенции о правах ребенка (выборка); карточки с заданиями; карточки с названием прав; компьютерная презентация
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся знают, кто такой гражданин и какие права и обязанности у него есть; знают документ регламентирующий эти права и обязанности
Урок по данной теме является первым, поэтому была выбрана данная структура урока:
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Предметные :
-учащиеся узнают свои права;
-учащиесяполучат возможность научиться:
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Метапредметные:
-познавательные – при выполнении заданий в группе, при выборе домашнего задания развитие логических операций анализа, сравнения, подведение под понятие
-коммуникативные– во время работы в группах развитие планирования учебного сотрудничества -регулятивные
Личностные – развитие действия самоопределения при определение социальных ролей;развитие нравственно-этического оценивания при анализе отрывков из художественных произведений.
Свой урок я построила в несколько этапов: 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление полученных знаний. 4. Контроль усвоения нового материала. 5. Рефлексия
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.Учащиеся показали хорошие знания по данной теме. Активно обсуждали вопросы, так как обладают хорошими навыками групповой работы. Данная форма работы оправдала себя. Дети в группах чувствуют себя свободно и смело высказывают свое собственное мнение Сцелью проверки знания были использованы нестандартные задания. Рефлексия показала, что психологическая обстановка урока была комфортной, познавательная активность высокая, дети получили новые знания. Таким образом, цели, поставленные на уроке, были выполнены.