kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс "Через игру - к правовому воспитанию" урок "Права в стране законов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Целью данного урока является знакомство учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными в Конвенции о правах ребёнка, формирование представлений о системе прав ребёнка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Через игру - к правовому воспитанию" урок "Права в стране законов"»

Тема: «Права в стране законов»









Собенина Валентина Ивановна

МБОУ ООШ д. Ванино

Афанасьевского района

Кировской области

учитель начальных классов

8(83331) 2-54-12




































2018 г.

Пояснительная записка

Целью данного урока является знакомство учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; формирование представлений о системе прав ребенка.


Данный урок представлен в форме воспитательного часа общения.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

В ходе данного образовательного события учителем создаются условия для формирования у обучающихся следующей группы универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: - способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, применяя игровые технологии.
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение давать точные, развёрнутые ответы на вопросы;

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.


Оборудование для учителя: карточки со словами темы урока, рисунки для определения прав человека, карточки с загадками, мяч, иллюстрации со сказками.


Оборудование для участников: карандаши простые, фломастеры, листочки альбомные, толковые словари, карточки с предложениями, карточки с загадками, с пословицами, карточки со словами « да – нет», карточки с «волшебными квадратами», карточки со словами для составления кроссворда, рефлексивные листы


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Основные понятия и термины урока: права, Конституция РФ, закон, обязанности, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека, в частности , защита прав детей. Социально – экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Проявляется это в увеличении количества больных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, не посещающих дошкольные учреждения и школы. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.

К.Н. Вентцель в «Декларации прав ребёнка» отмечал: «Каждый ребёнок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нём сил, способностей, дарований, каждый ребёнок может свободно выражать свои мнения и мысли, каждый ребёнок имеет право на существование».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну прав мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Права наши отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Права в душу пропускайте.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей. Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Сядьте ровно, ножки вместе.

Руки положи на стол.

Будем мы читать, писать, трудиться,

Чтоб успеха всем добиться.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Чтобы многого добиться.


- Ребята, посмотрите в окошко, как ярко светит солнышко, Пусть оно своим лучиком коснётся вас и передаст вам осеннее настроение, чтобы у вас на сердце стало тепло и весело. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.


- Здравствуйте, ребята и наши гости!

Ребята, К нам поступила зашифрованная телеграмма. В ней очень важное для нас сообщение, нам его необходимо расшифровать.

- Дети, а какой день в России отмечают 10 декабря?

= 10 декабря в России отмечают – День прав человека.

А чтобы определить тему нашего урока, нам необходимо

вставить в слова пропущенные гласные буквы и тем самым мы получим название темы нашего классного часа.

« ПР,,,В,,, В СТР,,,Н,,, З,,,К,,,Н,,,В»

-Дети из слов составляют тему занятия.

Да, действительно, тема нашего урока: «Права в стране законов»

СЛАЙД 1 и 2.

2. Целеполагание и мотивация.

- Ребята, а для чего нам нужно знать о правах?

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

= Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.
Человек, не разбирающийся в законодательстве, не знает о своих правах и обязанностях, не представляет, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация, и беззащитен перед всевозможными неприятностями. Его можно заставить делать то, чего он не должен делать, или лишить того, на что он имеет право.
Издавна римская пословица гласит: "Там где право, там и защита". Поэтому есть смысл знать законы. Знать, чтоб защищаться. Чтоб чувствовать себя увереннее, а значит, свободнее. Чтоб знать свои права, но и не забывать про права других. Чтоб быть спокойнее за свое будущее.

На столах у вас лежит контур детской ладошки.

- Как вы думаете, зачем нам это на уроке? Давайте, на каждом пальчике напишем по одному слову, какие права имеет человек, на что?

= на жизнь, отдых, образование, на медицинскую помощь, на свободу и т.д.

Все эти и многие другие права закреплены во Всеобщей декларации прав человека. 3.Актуализация опорных знаний

Очень много – много лет, назад на Земле появились люди, одновре­менно с ними появились главные вопросы:

—  Что люди могут делать и что нельзя?

—  Что они обязаны делать и что не обязаны?

—  На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

- Ребята, кроме прав у человека, есть ещё что?

Человек не может быть совершенно свободным. Свобода заключается в праве, делать всё, что не вредит другим людям М. Клаудиус. Он постоянно исполняет различные обязанности. Главная обязанность любого гражданина – не нарушать закон.

- Значит, как называется документ, в котором перечислены все права и обязанности граждан России? СЛАЙД 3

Конституция Российской Федерации была принята в России в 1993 году – это основной закон нашей страны., закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов государства. По этому закону мы живём, сознательно участвуем в строительстве нашего общего дома – России. Активно используем права, дарованные Конституцией. СЛАЙД 4

А главное право – право на образование. Оно является одним из важнейших для человека любой страны. Однако миллионы людей на Земле остаются безграмотными или малограмотными, потому что не каждая семья может заплатить за образование своих детей. Не случайно во Всеобщей декларации прав человека сказано, что начальное и общее образование должно быть бесплатным. Так же существует Устав ОУ – основной правовой документ, в котором зафиксированы все основные стороны работы школы.

  Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав челове­ка - заявление о правах и свободах человека во всем мире.

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых, досуг, соци­альное обеспечение, наслаждение искус­ством. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свобод­но передвигаться, на защиту, свободу мыс­ли и высказывания, получение информа­ции. В 18 лет возникают права на свобод­ный брак, участие в управлении страной, объединение в различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкос­новенность личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный уровень.

- Как вы думаете, будет ли нарушено право человека, если:

А) цена входного билета на выставку в государственной картинной галерее будет равна половине месячной зарплаты врача или учителя?

Б) такую же цену установит за вход на выставку владелец картин, находящихся в его частной собственности?

В) билеты на обе выставки будут очень дешёвыми, но вход туда будет разрешён только жителям данного города?

4. Первичное усвоение материала. СЛАЙДЫ с 5 по 16

- Я буду показывать вам рисунки, а вы мне называете, какие права они определяют?

= право на жизнь,

= все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права,

= право на защиту от эксплуатации,

= право на полезное и качественное питание,

= на медицинскую помощь,

= на образование,

= на досуг,

= на отдых,

= на заботу со стороны взрослых,

=дети-инвалиды на особую заботу и обучение.

- Так что же такое права человека?

Индивидуальная работа. Заполните пропуски в предложениях. СЛАЙД 17

-1) Одним из важнейших для человека любой страны является право на----------- (образование)

- 2) Трудовые, служебные, дружеские, семейные и другие связи между людьми - это ----- (жизнь)

- 3) В каком российском законе говорится о правах ребёнка, в -------- ------- (в Семейном кодексе)

- 4) Главная обязанность любого гражданина – не нарушать ----- (закон)

- 5) 12 декабря 1993 года была принята ----------- Российской Федерации (Конституция)

5.Осознание и осмысление учебной информации. СЛАЙД 18

Мы с вами всё говорим о правах. Так, что же - это такое?

Давайте, откроем толковый словарь и найдём определение этого слова.

- 1 значение – это действительно, в самом деле, правда.

- 2 значение – это права личности, гражданские, политические и социально-экономические права и свободы: права на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на отдых, образование и т. д.

- 3 значение – основание, причина.

- 4 значение – водительские права, документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля.

- Как называются слова, которые имеют несколько значений?

= Многозначные.

- А скажите, на каких уроках мы знакомимся с многозначными и однозначными словами?

= На уроках русского языка.

6. Первичное закрепление учебного материала. СЛАЙД 19

- Работаем в парах:

Я даю вам на карточках загадки, а, вы, зачитываете их друг другу, отгадываете и рисуете иллюстрацию.

Затем конкурс рисунков.

Работала наша мама,
И папа трудился тоже,
Но, а я же в детском саду все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Животных всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Саша, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

***

Как нам вырасти успешным
Чтобы много знать, уметь.
А чтоб вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Наши дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Всем поможет только …
(врач)

***

Учит сказка нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Волку, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)


Игра «Собери пословицы» СЛАЙД 20



Без обязанностей тот патриот по праву

Не тот прав, кто сильный, права берут

Кто сражается на славу, нет прав

Права не дают — а тот, кто честный

Собрать «Волшебный квадрат» СЛАЙД 21

Прочитать в «квадрате» как можно больше слов, относящихся к теме урока.

м

и

ж

з

а

в

н

я

л

ь

ё

б

о

р

ч

р

а

з

о

т

а

о

б

м

с

в

о

с

т

д

е

т

а

б

о

ф

ы

д

и

н

а

д

п

х

и

ц

и

н

а



Отдых, жизнь, досуг, медицина, образование и т.д.

Физкультминутка СЛАЙД 22

«Игра в мяч»

Ребята, я буду бросать вам мяч, и называть права, а вы должны это продемонстрировать, кому был брошен мяч. Договорились?

- например, право на полезное и качественное питание

- на медицинскую помощь

право на жизнь,

- право на защиту от эксплуатации,

- на медицинскую помощь,

- на образование,

- на досуг,

- на отдых,

- на заботу со стороны взрослых и т. д.


- А теперь я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы, определяете о каком праве, идёт речь на этой иллюстрации?

= например, «Лиса и заяц» р.н. с.

= « Гадкий утёнок»

= «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

= «Лягушка –путешественница»

= «Колобок» СЛАЙД с 23 по 28


Игра «Да – нет» СЛАЙД 29

- Проведём игру «Да – нет». То предложение, которое является приемлемым для класса, то поднимайте карточку со словом «ДА», если предложение неприемлемо для класса, то поднимайте карточку со словом «НЕТ»

  • Все дети в классе должны чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен обижать кого-либо.

  • В нашем классе дружат мальчики с мальчиками и девочки с девочками.

  • Ребята должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.

  • Все дети нашего класса – дружны, поэтому можно брать без разрешения любую вещь, которая тебе понравилась.

  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

  • Необходимо всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

  • Быть ответственным за свои слова и поступки.

  • Вести себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

  • Всегда содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

  • Постоянно следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное уберёт дежурный.

- Какие же права имеет ребёнок?

- Составить кроссворд по данным словам:

1)Неприкосновенность, 2) жизнь,3) досуг,4) отдых, 5)свобода, 6)труд.7)собственность, 8)образование.
7. Информация о домашнем задании СЛАЙД 30

1) - Сочинить стих о правах человека

Например,

Есть у всех людей права

Есть они у взрослого, есть у ребенка: 
Любить, играть, учиться, мечтать и трудиться. 
Старым помочь  и погладить котенка, 

Может любой мальчонка.
Просто водой на рассвете умыться. 

И в поле чистом легко очутиться.
Право на счастье имеют ребята,

А также щенята, котята. 
Все они в доме могут укрыться в ненастье. 

Имеют дети право гулять, 
И воздухом чистым всей грудью дышать. 
Ребята все в школе учиться должны, 
Ведь знания всем им очень нужны. 
Дети должны быть красивыми, 
умными, веселыми, сильными, счастливыми. 
И, конечно, знать должны
Это люди всей Земли.


2) - Составить синквейн на тему «Права» (на выбор одно из заданий).

8. Рефлексивный лист (подведение итогов урока) СЛАЙД 31

  • Меня удивило… ___________________________

  • Я узнал (а) что ____________________________

  • Мне захотелось _____________________________

  • Я понял, что … _____________________________

Подводя итог нашей работы, давайте ещё раз вернёмся к нашей ладошке. Так что же такое права человека?

= Это то, что присуще ему от рождения, является естественным: право на жизнь, на отдых, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную среду, на образование и т.д..Это совокупность норм и правил поведения людей.

Итак, чтобы самому пользоваться правами, нужно соблюдать права других граждан и исполнять свои обязанности. Тогда жизнь людей и всей страны будет улучшаться. А для этого нужно просто действовать.

Игра (по рядам)

1 – й ряд сочиняет сказку о праве на жизнь

2 – й ряд сочиняет сказку о праве на отдых

3 – й ряд сочиняет сказку о праве на образование

Учитель

Хотелось бы закончить наш урок словами великого поэта А.П. Чехова «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».

И мы с удовольствие слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях. Э. Борк

Спасибо всем за работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение. СЛАЙД 32.

«Библиографическая ссылка»

1. Конституция Российской Федерации

2. Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. // Права ребёнка. Основные методические документы. – М.: Дом, 1992. – С.15-33.

3. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова

М.,2008 г. , Российская Академия наук, институт русского языка имени В.В. Виноградова.

4. Формирование гражданской активности обучающихся, Киров 2012 г. Департамент образования Кировской области, Институт развития образования Кировской области Кафедра гуманитарного образования часть 3 (из опыта работы педагогов образовательных учреждений) с.43.

5. Я – гражданин России Я.В. Соколов «Наши права и свободы» (книга для учащихся) М. НИЦ «Гражданин» 2012 г. с. 12, с. 22, с. 35.

6. Я – гражданин России Я.В. Соколов «Наши права и ответственность» (книга для учащихся) М. НИЦ «Гражданин» 2012 г. с. 4.

7. Я – гражданин России Я.В. Соколов «Наши права и обязанность» (книга для учащихся) М. НИЦ «Гражданин» 2012 г. с. 21.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конкурс "Через игру - к правовому воспитанию" урок "Права в стране законов"

Автор: Собенина Валентина Ивановна

Дата: 06.02.2019

Номер свидетельства: 498713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Формирование правового пространства, правовой культуры и правосознания школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_pravovogho_prostranstva_pravovoi_kul_tury_i_pravosoznaniia_shkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "470336"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526834024"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок -игра "Экзамен на звание гражданина России" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-ighra-ekzamien-na-zvaniie-ghrazhdanina-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "111777"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407915839"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany"
    ["file_id"] => string(6) "285058"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082206"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany1"
    ["file_id"] => string(6) "285059"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082213"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства