3. Стадия осмысления. | Поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданные во время этапа (фазы) вызова. Отслеживать у обучающихся собственного понимания. | а) Составление кластера при помощи загадок. - Ребята, при помощи отгадок на следующие загадки мы с вами составим схему или, как ее по-другому называют, кластер. Слушайте внимательно, на обдумывание каждой группе дается 1 мин. - Загадка 1-ой группе. Четыре ковра рукодельницы ткут Один за другим их на землю кладут Белый, зеленый, пестрый, желтый. Ответ здесь мудреный, его нашел ты? - Выполняем все. Первое опорное словосочетание будет –времена года. Запишите его в тетради по середине листа и обведем в кружок. Учитель на доске. - Загадка 2- ой группе: 2)Тройка. Тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица, Белокоса. Белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. - Вторым опорным словом записываем –зиму. От времен года проводим стрелку вправо и вверх и пишем – зима. Обведем в треугольник . Учитель на доске. - Загадка 3- ей группе: 3)Пришла. Улыбнулась - утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась. Растаяли льды. Наряд белоснежный надели сады. - Какое опорное слово запишем сейчас? От времен года проводим стрелку влево и вверх и пишем – весна. Обведем в треугольник. Учитель на доске. - Загадка 4- ой группе: 4) Оно за весною к нам в гости идет, С собою приносит немало забот. Горячие долгие дарит деньки, Чтоб зрели скорей на полях колоски. - Что и где запишем в кластере? -Загадка 5- ой группе: 5) Прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима». - Что еще мы не записали в нашу схему? Запишите и обведите ее самостоятельно, аналогично предыдущим. - Сколько времен года всего? - Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так продолжается бесконечно, потому, что наша планета вращается, подставляя солнцу то одну сторону, то другую. - Послушаем стихотворение, которое нам приготовила (Юля) ваша одноклассница о временах года. - Спасибо! Умничка! Какое время года сейчас? - (Миша) хотел рассказать вам стихотворение как раз об этом времени года. - Ребята, какое замечательное стихотворение прочитал (Миша). Поднимите руку кому понравилось! Скажите, какие признаки зимы вы услышали в этом произведении? - Спасибо. -Найдите зиму на годовом круге в нашей схеме и в учебнике на странице 70. -Какое время года было до него? -Какое время года будет после? -А кто ответит, когда наступит лето? -Продолжаем работу с кластером. Вы немного поработаете самостоятельно в группах и подумаете, чем мы еще можем дополнить нашу схему (кластер)? - Правильно, возле углов каждого из времен года (треугольников) дорисуйте в квадратике месяца, которые им принадлежат. - Молодцы. Поставьте флажок в том квадрате или месяце, в котором у вас день рождение. Обратите внимание к какому времени года относится этот месяц. (учитель опрашивает несколько учеников из разных групп, в каком месяце и в каком времени года у них день рождение). Спасибо. Чтение со «стопами»во фронтальной форме: -А знаете ли вы, что в большинстве областей земного шара существует 4 времени года. Но есть места, где только 2 времени года. Например, в областях Арктики и Антарктики в течение лета солнце никогда не заходит, а зимой никогда не всходит. - Во всех местах земного шара 4 времени года? А сколько еще бывает? Какие? Где это бывает? - Почему? Учитель показывает наглядность и рассказывает. -А в близких к Экватору областях тоже только 2 времени года. После жаркого сухого периода наступает длинный сезон дождей. Экватор - это воображаемый круг, делящий земной шар на два разных полушария - южное и северное. - где еще бывает 2 времени года? - как называют эти периоды? Но они так же являются летом и зимой, только не такие как у нас. -А сколько времен года у нас? Назовите их по порядку, начиная с зимы? - Назовите месяцы по порядку, начиная с января? Повторим их вместе хором. | Слушают внимательно и отвечают. времена года дети выполняют в тетради. Зима Весна Лето В правом нижнем углу запишем –лето и обведем и треугольник. Осень ответы детей- 4 слушают Времена года Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна - зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А лето пришло - всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля. - Зима. Зима Бела дороженька, бела. Пришла зима. Зима пришла. Я шапку белую ношу, Я белым воздухом дышу, Белы мои ресницы, Пальто и рукавицы, - Не различить меня в мороз Среди белеющих берёз. Подняли. Признаки: пришла зима, бела дорожка, теплая одежда, мороз, бело все вокруг. Нашли. Осень. Весна. Ответы детей - Лето наступит после весны. - Месяцами.(Работа в группах, по итогам работы должен появиться полностью заполненный кластер) Выполняют задание и отвечают на вопрос учителя фронтально. Слушают и рассматривают иллюстрации. - Нет, бывает 2 времени года. Лето и зима. В Арктике и Антарктике. т.к. в течение лета солнце никогда не заходит, а зимой никогда не всходит. -В областях близких к Экватору. -жаркий сухой период (сезон) и сезон длительных дождей. - 4: зима, весна, лето, осень. -январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. | Ребята узнали, что такое кластер и как его нужно составлять. Из загадок получили новую для некоторых учеников информацию, остальные ее систематизировали, повторили. При работе над загадками дети продемонстрировали такие операции, как анализ, синтез, сравнение, классификацию и обобщение. Выполняя кластер все ученики систематизировали имеющиеся знания. С помощью стихотворений, приготовленных учениками, учитель мотивировал класс, повысил работоспособность, создал условия для эстетического воспитания и воспитания любви к природе. Информацию, полученную в ходе стихотворения, учащиеся осмысляют, соотносят ее уже с имеющимися знаниями. В ходе беседы расставили по порядку времена года, ответили на проблемный вопрос, поставленные в начале урока. Кластер дополнили месяцами, провели их классификацию по временам года. Обучающиеся продемонстрировали знания о дате своего рождения. Дети получили дозировано дополнительную информацию. С помощью техники «Чтение по стопам» новый материал сразу обсудили. Закрепили материал темы урока. |