Просмотр содержимого документа
«"Когда придет суббота" (урок по Окружающему миру в 1 классе) »
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 58 г. Иваново
Синицына Ирина Геннадьевна
Тема урока: Когда придет суббота?
Цель урока: Формировать представление о времени, его составляющих - настоящем, прошлом и будущем;
Задачи урока: обучающиеся должны познакомиться с днями недели и их последовательностью; научиться различать прошлое, настоящее и будущее;
узнать о том, почему дни недели так называются;
научиться определять по календарю на какой день недели «выпадает» то или иное число.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Знаково-символические;
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
Предметные УУД
Анализ объектов
Выбор критериев для сравнения;
Синтез как составление частей целого;
доказательство
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Прогнозируемые результаты: обучающиеся познакомятся с днями недели и их последовательностью, научатся различать прошлое, настоящее и будущее.
Мотивация учебной деятельности
- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик пригласили к себе в гости в субботу Незнайку. Но Незнайка не знает, когда ему отправиться в гости. Как вы думаете, почему? Он не знает, когда же наступит эта долгожданная суббота. Поэтому Незнайка и обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? Итак, на какой же вопрос мы будем искать сегодня ответ? (Когда придет суббота?)
Работа по теме урока
- Какой сегодня день недели?
- Какой день был вчера?
- А какой день будет завтра?
Открываем загадку на странице 8.
Оно весь век бежит вперед и никогда не устает.( Время)
- Что мы знаем о времени?
- Как его определяем? ( По часам)
Большинство из нас при слове время сразу представляет часы.
- Что значит «Время идет»? ( Значит проходит несколько часов.)
- А что еще можно сказать о времени?
Прочитаем следующие две строчки в учебнике.
Время постоянно бежит из прошлого вбудущее. А бежит оно через настоящее.
- Какие слова выделены в тексте?
Прикрепить на доску карточки со словами « настоящее», « прошлое» и «будущее».
- Что значат эти слова? Прочитаем их объяснение.
Дети читают следующие три строчки.
Настоящее – это сейчас. Прошлое – это то, что было. Будущее – это то, что будет.
- Давайте рассмотрим иллюстрации на странице 8. Как вы думаете6 где художник изобразил настоящее, где прошлое и будущее? Почему вы так решили?
Показ слайдов с изображением людей
- Где изображены люди, жившие в прошлом? Где наши современники, живущие в настоящее время? Что помогло вам определить время? ( Одежда на людях не современная, такую сейчас не носят.)
- Откройте Рабочую тетрадь на странице 6. Рассмотрим школьные принадлежности. Какими из них пользовались люди в прошлом, а какими пользуются в настоящее время?
Показ слайдов с видами улиц старого и современного города.
- Посмотрите, на то, какими были города раньше, в прошлом, и на современные города. А какими они могут стать в будущем? Представьте это и изобразите у себя в Рабочей тетради на странице 8. Это задание вы сделаете дома.
Физкультминутка
А часы идут , идут,
( Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят.
( Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
( Остановиться.)
О времени говорят по – разному. Давайте вспомним, какие слова употребляют, когда говорят о времени?
Одновременно ведется запись названных слов на доске
Время может идти, лететь, проноситься, ползти…
Когда мы чего-то ждем, то кажется, что время еле – еле проходит. Бывало ли у вас так, что вы ждали чего – то, а время тянулось медленно – медленно? ( Ответы детей)
- А когда время просто « пролетает» ?
- Сравните учебную неделю и неделю каникул. Какая из них длиннее?
Конечно, по времени они одинаковые, но учебная неделя кажется вам более долгой.
- Из чего состоит неделя?
В это время детям раздаются таблички с названиями дней недели
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются?
Те ребята, которые получили карточки, пожалуйста, выйдите к доске и постройтесь в том порядке, в каком расположены дни недели.
Дети выходят к доске и перестраиваются в нужном порядке.
Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий «воскресенье» и « суббота». «Воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный, отсюда и пошло название на все 7 дней – «неделя».
Название «суббота» пришло к нам из стран Древнего Востока. И вот вам, ребята, задание: постарайтесь дома при помощи родителей выяснить, что же обозначает название «суббота»?
Другие дни недели остались такими же , как в старину: «понедельник» - день после недели,
«вторник» - второй день недели , «среда» - середина недели , «четверг» - четвертый день недели, «пятница» - пятый день.
Работа с интерактивной доской по правильному расположению дней недели. (Сначала Незнайка делает это неправильно.)
- В Рабочей тетради (стр.7, №2) - пронумеруйте название дней в рабочей неделе.
( Самостоятельное выполнение, затем обмен с соседом по парте, взаимопроверка)
-Какой сегодня день недели? Закрасьте его название красным карандашом.
- Какие дни недели уже прошли и остались в прошлом? Закрасьте их названия желтым карандашом.
- Какие дни недели только будут, т.е. находятся в будущем? Закрасьте их названия зеленым карандашом.
( Самостоятельная работа и проверка в парах.)
Физкультминутка
Мы сегодня обезьянки,
По - английски - просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кру
Сядем, встанем – и прыжок!
Ты же манки, мой дружок!
Работа с интерактивной доской – правильное расположение понятий «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».
- Ну как , Незнайка, ты теперь знаешь, когда идти в гости? ( Да, завтра.)
- А я предлагаю вам игру «Когда это было? Когда это будет?»
- Что помогает нам узнавать числа и дни недели?
- Правильно, календарь. Именно календарь нам сегодня и понадобится.
На доске большой календарь на год . У детей – маленькие календарики. На доске – таблица с сокращенными названиями дней недели.
- Какое сегодня число?
- К чему отнесем сегодняшний день: к настоящему, прошлому, или будущему?
- Найдите на календарике 1 января.
- Какой это день недели? 1 января относится к прошлому или будущему?
- А теперь найдите 23 февраля. Какой это день недели? К прошлому или будущему относится этот день?
Аналогична работа с датами 8 марта и 1 сентября.
- О календарях, помогающих нам ориентироваться во времени, мы будем говорить на следующем уроке.
Рефлексия учебной деятельности.
- Посмотрите на названия дней недели еще раз. Итак, Незнайка, когда придет суббота? (Завтра). Ребята, а когда придет воскресенье?
- Какие цели мы поставили в начале урока?
- Какие достигли?
Задание на самопроверку с интерактивной доской.
А вот Муравей Вопросик сказал, что он вчера потерял время. Как он мог это сделать? Придумайте сказочную историю по рис. На странице 9.