Просмотр содержимого документа
«Классный час "Пусть сердце добрым будет"»
Классный час «Пусть сердце добрым будет»
Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.
Задачи:
раскрыть положительные стороны доброты;
побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
сформировать в сознании детей понятие “доброта”;
воспитывать стремление совершать добрые дела;
развивать мышление, умения выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
Предполагаемый результат:
Расширение понимания учащимися значения слова "доброта", развитие умения отличать плохое от хорошего
Ход классного часа
1.Орг. момент
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
Учитель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов.
Вы готовы? Тогда начнём. Мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.
Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час.
Звучит фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда” или фрагмент мультфильма (видеозапись).
Учитель: Вы послушали песню. О чём она? (О добре, о друзьях…) Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей) Верно, о доброте. Какая цель нашего классного часа?(ответы детей)
А как вы понимаете это слово? (Что-то хорошее, светлое) Доброта – это чуткость, отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты.
Ученик (Кира)
Качество это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Это качество - Наших сердец ДОБРОТА.
2. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?» Выступление группы «исследователей». Артем: Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. Азалия:
У слова «доброта» есть много родственных слов: добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный доброжелательный - желающий добра добропорядочный - приличный, достойный одобрения добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом добросовестный - честно выполняющий свои обязанности Ришат: А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: А-аз Ж-живёте Б-буки 3 - земля В-веди Л-люди Г - глагол М - мыслите Д - добро П - покой Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
3. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Вы знаете их? (Ответы детей) Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. Вы объединились в команды. В каждой команде вы должны выбрать капитана. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл этой пословицы, представить её нам. Задание понятно? Приступаем. (Звучит музыка, дети работают).Ребята работают в группах1 группа
Кто любит добрые дела,
тому и жизнь мила.
Злой не верит,
что есть добрый.
Без добрых дел
нет доброго имени.
2 группа
На добрый привет -
добрый ответ.
Жизнь дана на -
добрые дела.
Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3 группа
Добрые слова
дороже богатства.
Доброе слово лечит,
а злое калечит.
Худо тому,
кто добра не делает никому.
Проверим, что у вас получилось
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы
«Без добрых дел нет доброго имени?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»?
3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
4.Учитель: Ребята, скажите, а легко ли быть добрыми? (Ответы детей)
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием.
Учитель: Я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод:боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить» Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (Слайд ).
Ученица (Арина)Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе, в сердце.)
5. Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
Тимофей:
Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы, с тобой добрей.
6. Дерево добрых поступков (Изображено на плакате, без листьев)
Учитель: Ребята, давайте с вами посадим дерево добрых поступков. Скажите, какие добрые поступки вы совершили в классе? Запишите их на зелёных листочках. Добрые поступки, которые вы совершили дома, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые совершили в природе, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков (дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку). Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашей школе.
7. Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Будьте добры, это я говорю по секрету. Будьте добры - и не ждите за это конфету. Будьте добры - без игры и во время игры, Если сумеете, будьте добры.
А теперь давайте посмотрим на доску. Замечательная картина получается. Солнце, дерево, не хватает цветов. Давайте мы это исправим. Если вы были активны сегодня на классном часе, если беседа, которую мы провели сегодня, оказалась для вас полезной и поучительной, то прикрепите на доску оранжевый цветок. Если вы на занятии были пассивны, и вопросы, которые мы затронули в ходе классного часа, оказались для вас не достаточно понятными, то прикрепите на доску белый цветок.
- В народе говорят:
Добрые слова – корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады.
Ухаживайте за нашим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!