Просмотр содержимого документа
«Классный час "Поговорим о космосе"»
Классный час в 1 классе по теме
«Покорение космоса»
Цели:
Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.
Развивать кругозор обучающихся, познавательную деятельность.
Воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к истории космонавтики и уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Проектор и ноутбук
Выставка рисунков детей и иллюстрации по теме.
Аудиозапись песни: “Трава у дома”.
Ход классного часа
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.
- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля?
- Правильно, День космонавтики.
- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.
Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.
- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.
- Как он называется? (Луна)
- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.
Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)
Воспитатель: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
- 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
- Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)
- А теперь посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.
- А что они там делают?.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
- Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?
Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.
Игра «Что есть в космосе?».
Я называю предмет, если его можно увидеть из иллюминатора космического корабля, то вы дружно хлопаете в ладоши, а если этого предмета в космосе нет, то топайте. Будьте очень внимательны!»
(Яблоко, звезда, диван, карандаш, планеты, космический корабль, парта, метеорит, вкусное пирожное, комета, луноход, автобус, ворона, спутник). Молодцы вы были очень внимательными.
- А каким должен быть настоящий космонавт? (Сильным, смелым, умным, здоровым)
- Какая должна быть дисциплина? (Ответы детей)
- Конечно же, ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, потому что в космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком, а также должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, читать много о космосе.
- Ребята, а вы знаете, как едят космонавты в открытом космосе? (ответы детей) Дело в том, что в открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. И все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. И воду, компоты и чай они пьют через трубочку.
- Кто из вас хотел бы побывать в космосе?
А сейчас мы с вами займемся творчеством и попробуем создать свою космическую ракету.