Просмотр содержимого документа
«Классный час "Культура здорового образа жизни"»
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ «КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Цели: формирование потребности соблюдения правил здорового образа жизни
Задачи:
актуализировать знания учащихся о здоровом образе жизни;
создать памятку по формированию привычки к здоровому образу жизни
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с заданиями
памятки
ФОРМЫ РАБОТЫ:
работа в группах
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
Мы сегодня с вами снова отправляемся в клуб «Здоровячки». Вспомним наш девиз:
-Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу!
1. Дискуссия: Здоровый образ жизни, что это такое?
Дети в группах обсуждают ответ. После обсуждения учитель выносит на доску ответы детей, систематизируя их. Примерные ответы: режим дня, соблюдение правил гигиены, закаливание организма, отказ от вредных привычек, правильное питание.
2. Обсуждение правил личной гигиены и их значения.
- Сохранить бодрость, высокую работоспособность можно только при неукоснительном соблюдении правил личной гигиены.
Существует специальная наука о сохранении и укреплении здоровья людей – гигиена. Что вы понимаете под понятием личная гигиена? Это ,прежде всего, режим дня, уход за своим телом, соблюдение мер предупреждения инфекционных заболеваний.
-А теперь поговорим о составляющих частях гигиены человека подробнее.
- Обсудите в группах, каким должен быть режим дня?
Систематизация ответов детей, обобщение. Учитель на основе ответов детей составляет и записывает на доску памятку по формированию привычки к здоровому образу жизни. Появляется запись:
Вставай всегда в одно и то же время! Соблюдай режим труда и отдыха.
- Какие правила личной гигиены вы знаете?
Обсуждение ответов групп.
Основательно умывай лицо и руки!
Утром и вечером после еды тщательно чисти зубы!
- Как нужно закаливать организм?
Проводи достаточное время на свежем воздухе, занимайся спортом!
Совершай длительные прогулки!
Одевайся по погоде!
Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!
- Какие меры нужно принимать для того, что не заболеть инфекционными заболеваниями?
Часто мой руки с мылом в течение 20 секунд.
Если кашляешь и чихаешь, пользуйся салфеткой.
Правильно питайся, принимай витамины.
Закаляй свой организм.
3. Обсуждение вредных привычек.
- Что вредит здоровью? Обсуждение в группах.
Знаете ли вы, что курение и употребление алкоголя - вредные и опасные привычки! При курении в организм человека попадают яды: никотин, сероводород, этилен, радиоактивные вещества. Они оседают в легких, попадают в кровь. Особой токсичностью обладают смолистые вещества и никотин, который является сильнейшим ядом. Курение способствует возникновению различных заболеваний. Особенно опасно курение для детей и подростков. Замедляются рост и развитие организма, отрицательно воздействует на функции нервной системы и других органов, снижается сопротивляемость организма различным инфекциям.
Употребление алкоголя разрушает организм, нарушает работу всех органов: желудка, печени, головного мозга. Возникают проблемы с памятью, речью, вниманием.
Помни: курение и алкоголь опасны для здоровья!
4.Правильное питание. Обсуждение в группах.
Кушай больше овощей и фруктов, источников витаминов. Соблюдай режим питания!
5. Игра «Человек и его здоровье». Детям предлагаются вопросы и варианты ответов, обсуждение в группах, по окончании подводится итог.
1. Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья людей?
-физиология
-гигиена
-анатомия
(Вариант ответа-2)
2. Что относится к правилам гигиены?
-не забывай мыть руки перед едой
-переходи улицу на зелёный свет
-одевайся по погоде
(Вариант ответа 1, 3)
3. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
- сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
- горбатый, бледный, хилый, низкий
- стройный, сильный, ловкий, статный
(Вариант ответа-3)
4. Чем курение и алкоголь опасны для здоровья?
- нарушают работу всех органов
- снижают уровень памяти и внимания
- замедляют рост и развитие человека
(Вариант ответа-1, 2, 3)
5. Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться, он должен:
- быть здоровым
- знать свой организм
- жить, расти среди людей
(Вариант ответа- 1, 2, 3)
Итог.
- Сегодня мы с вами сформулировали основные правила здорового образа жизни, которые занесены в памятку и вручаются вам.
Подготовленные заранее дети читают стихи:
Быть здоровым – это классно!
Чувствовать себя прекрасно
Каждый день и каждый час
Может каждый ведь из нас.
Если будем мы курить-
Лёгким будем мы вредить.
Если ж мы куренье бросим,
Гирю мы легко подбросим.
Нам нужна всегда закалка
И спортивная скакалка.
Чтоб здоровым оставаться,
Спортом надо заниматься.
Оду мы поём здоровью,
В жизни главное оно.
Всех ценить мы призываем
То, что с детства нам дано.
Критерии оценки результатов:
% участия класса на классном часе
Активность во время проведения классного часа
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение1
Памятка
Соблюдай режим труда и отдыха!
Основательно умывай лицо и руки!
Утром и вечером после еды тщательно чисти зубы!
Проводи достаточное время на свежем воздухе!
Одевайся по погоде!
Занимайся спортом!
Кушай больше овощей и фруктов, источников витаминов. Соблюдай режим питания!
Помни: курение и алкоголь опасны для здоровья!
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ «ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ-КРАСИВАЯ УЛЫБКА!»
Цели: Информирование учащихся о практических методах, ориентированных на сохранение собственного здоровья и уход за полостью рта.
Задачи:
Расширить и углубить знания, полученные на уроках окружающего мира;
Плакат «Схема строения органов и тканей полости рта».
Плакат «Схема строения зуба».
Плакат «Стадии кариеса».
Большая зубная щетка и макеты человеческих челюстей или плакат о правилах чистки зубов.
Плакат формы челюсти.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
1. Организация класса.
Мы сегодня с вами снова отправляемся в клуб «Здоровячки». Вспомним наш девиз:
-Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу!
2. Строение органов и тканей полости рта.
-Ребята! Давайте подумаем, что привлекает наше внимание, когда мы смотрим на человека?
(Его внешний вид: одежда, улыбка.)
-Конечно, приветливая улыбка и белые красивые зубы. Люди с красивой улыбкой обаятельны и не только располагают к общению, но и более удачливы в жизни.
Красота и здоровье всегда соседствуют. Заболевание зубов негативно сказываются не только на внешнем виде, но и на здоровье в целом. Сегодня мы с вами поговорим о том, почему возникают болезни зубов и как их избежать.
-Ребята, давайте вспомним строение органов и тканей полости рта.
(Верхняя губа, десна, зубы верхней челюсти, твердое небо, язычок, миндалины, язык, зубы нижней челюсти, нижняя губа, язык и зубы.)
-Мы знаем, что у человека два комплекта зубов: временные (молочные) у детей до 7 лет и постоянные, которые приходят им на смену и служат всю жизнь. Чем отличаются временные и постоянные зубы?
( Временные и постоянные зубы одинаковы по строению и отличаются только размером и количеством. Временных - 20, а постоянных – 32 )
-Период временных зубов называют периодом временного прикуса. Период смены временных зубов на постоянные называют периодом сменного или смешанного прикуса, т.к. во рту есть и временные и постоянные зубы. У нас появляется новое понятие «Прикус». Как вы думаете, что это такое?
(Прикус - это правильное смыкание зубов верхней и нижней челюсти.)
-Верно, рассмотрим виды прикусов.
При правильном развитии зубочелюстной системы зубы плотно стоят в зубном ряду, верхняя челюсть выступает вперед относительно нижней челюсти, а зубы верхней челюсти находятся впереди зубов нижней челюсти и перекрывают их примерно на 1/3 коронки.
Именно, такое положение зубов и челюстей относительно друг друга называют правильным прикусом.
У каждого из нас есть вредные привычки такие как сосать палец, грызть ручки, карандаши, прикусывать губы или прокладывать язык между зубами – все это не только не красиво, но и приводит к нарушению формы челюстей, т.е.прикуса.
(Плакат Виды зубочелюстных аномалий и причины их возникновения.)
Если:
-сосать палец, то верхняя челюсть «выталкивается» вперед;
-прикусывать губу – нижняя челюсть приобретет форму трапеции и зубам не хватит места;
-прокладывать язык между зубами – зубы не будут смыкаться и между ними образуется щель (рот не будет закрываться).
Некоторые дети любят сидеть за столом, подперев голову кулачком – это тоже вредно, т.к. это может привести к смещению нижней челюсти вбок. Многие ходят, сутулясь, опустив голову вниз и выдвинув ее вперед. При такой осанке нижняя челюсть также «тянется» вперед и становится похожей на челюсть бульдога.
Все эти вредные привычки приводят к формированию зубочелюстных аномалий, т.е. отклонению от нормы.
На доске плакат формы челюсти (см. приложение №3)
В норме челюсти имеют полукруглую форму, но под влиянием разных причин могут приобретать совсем другую форму (трапеция), а также могут быть большого размера или, наоборот, недоразвиться и остаться маленькими. Все это не только делает улыбку недостаточно красивой, но и нарушает главные функции зубочелюстной системы: откусывания и пережевывания пищи, а, следовательно, и переваривание, т.к. плохо измельченную пищу трудно проглотить.
На какие три группы делятся зубы?
По форме коронок выделяют три группы зубов: резцы, клыки, жевательные зубы. Функции этих зубов различны – резцами мы откусываем пищу, клыками разрываем, а жевательными зубами перемалываем и размельчаем ее.
-Рассмотрим строение зуба.(Плакат) Чем покрыта поверхность зуба?
(Поверхность зуба покрыта эмалью.)
-Правильно. Под эмалью располагается дентин, который питает эмаль. Эмаль несет защитную функцию зуба. Корень покрыт цементом, также состоит из дентина. Внутри зуба есть полость, в которой находится пульпа. Она состоит из сосудов и нервов и питает твердые ткани зуба. Именно поэтому при повреждении эмали зуб отвечает на раздражение (сладкое, кислое, температура и т.д.)
Когда зуб прорезается, т.е. появляется в полости рта – он здоров и не поврежден кариесом. Как вы знаете, коронка зуба покрыта эмалью. У молодого зуба эмаль очень слабая, не приспособленная к трудной жизни в полости рта. Слюна, которая выделяется по специальным трубочкам в полость рта, моет зубы и обогащает их питательными веществами, помогая эмали набрать силы и окрепнуть.
После еды на поверхности зуба скапливаются остатки пищи. Они приклеиваются к тем частям, которые ближе к десне, а также находятся между зубами, и постепенно превращаются в кладовые запасов пищи для микробов. Это зубной налет. Слюне не под силу смыть его. Микробы, содержащиеся в налете, выделяют вредное для зубов вещество – кислоту. Сначала кислота проделывает в эмали зуба маленькие «трещинки», в которых поселяются микробы. Постепенно кислота и микробы разъедает эмаль, а трещинки превращаются в дырки. Тогда поврежденный зуб начинает болеть. Древние люди называли кариес «короедой».
Есть три стадии кариеса: поверхностный, средний и глубокий (Плакат Стадии кариеса).
Кто входит в «группу спасения» зубов?
(Зубная щетка, паста, ополаскиватель полости рта и жевательная резинка)
Учащиеся делятся на группы и формулируют правила гигиены полости рта
(см. памятку №1)
3. Проверочная работа.
- Ребята, к нам в класс пришло письмо от королевы Зубной щётки. Она просит ответить вас на свои вопросы. Как вы запомнили правила ухода за полостью рта. (см. памятку №2)
Дети индивидуально выполняют работу на карточках.
Приложение.
Памятка №1.
1. Зубы и язык обязательно нужно чистить зубной пастой 2 раза в день. Утром после завтрака и вечером после ужина.
После завтрака вы идете в школу, и нужно, чтобы зубы были чистыми – тогда вредные микробы останутся голодными. Чистить зубы после ужина нужно для того, чтобы микробы оставались голодными на всю ночь.
2. Каждых 2 месяца необходимо менять зуб щетку, т.к. на ней скапливаются микробы. Выбирайте зубную щетку с мягкой или с очень мягкой щетиной, чтобы не травмировать десна и не вызывать стирание эмали зубов.
3. После приема пищи съедать яблоко, морковь или другой жесткий фрукт или овощ. Они помогают очистить зубы от липких остатков пищи.
4. Сладкое нужно запивать несладким чаем или молоком. Между завтраком, обедом и ужином кушать сладости не рекомендуется. Очень вредно сладкое есть перед сном.
5. Употреблять жевательную резинку после еды 5-10 минут после еды. Она помогает очистить зубы от зубного налета, освобождая десны и зубы от вредных микробов.