- Ребята, спешу вам сообщить приятную новость! В школьной галактике нашего города появилась новая планета. К счастью, она появилась в нашей школе. Смотрите!
(Планета – большой шар, к которому прикреплены сердечки с надписями: “Хочу дружить!)
– Вот Планета друзей, Где всем жить интересно. Здесь законы свои, Нарушать их не смей! Вот планета друзей, Как прекрасно, чудесно. Я желаю вам, дети, Поселиться на ней.
Хотите стать жителями этой удивительной планеты?
Для этого мы должны научиться жить дружно.
II. Развитие коммуникативных возможностей учащихся .
Упражнения на знакомство.
а) Упражнение “Кто ты?”
Учитель:
– А пока давайте поближе познакомимся. Немножко поиграем. У меня в руках волшебное сердечко. Передавая его по кругу, вы называете своё имя и присущее вам качество.
Н: Ольга Дмитриевна – открытая и т.д.
– Замечательно! Вот и познакомились!
б) Упражнение “Комплимент”
Учитель:
– А этот волшебный клубок поможет нам взглянуть на себя глазами другого человека. Вам необходимо, глядя в глаза сидящему рядом, называя его по имени и передавая клубок, сделать комплимент, сказать, что нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросит тот, кто его получит.
Н: Андрей, у тебя очаровательна улыбка…и т. д.
Учитель:
– Посмотрите на нити, которые нас только связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть же и в жизни нас всегда связывают нити тепла, добрых слов и дружеских отношений.
Ш. Упражнение “Поиск общего”
Учитель:
– Вы все, ребята, разные: бойкие и тихие, прилежные и озорные.
– Но что-то вас объединяет?
– Что же у вас общего? (Ответы).
А на Планете друзей нас объединит наш общий дом, название которому -
“Дружба”
IV. Упражнение “Взаимодействие”.
Построение домика Дружбы.
Учитель:
– Для дальнейшей работы разделитесь на группы в зависимости от цвета жетона.
(Смена мест.) (Дети садятся за столики).
(Работа по группам)
Учитель:
– Ребята, на столиках у вас заготовки для дома. Обсудите, что вы возьмёте для строительства дома. Но помните, что каждый кирпичик – это черта характера, которой должен обладать настоящий друг. Поднятием сомкнутых рук покажите вашу готовность.
– Готова 1 группа и т.д.
Молодцы!
Учитель:
А теперь все возьмите выбранные вами заготовки и постройтесь “цепочкой” друг за другом.
(Дети берут заготовки, держат их перед собой и строятся в колонну по одному)
Учитель:
– Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу.
Бригадирами нашей стройки будут Дима и Женя.
У вас 1 минута. Приступайте.
(Дима и Женя по очереди “укладывают” кирпичики – заготовки, строят дом.)
(Дети озвучивают выбор качества на заготовке – кирпичике, используя речевые клеше, возвращаются на своё место за стол )
– Мне нравится в людях умение сотрудничать.
– На мой взгляд, важное качество-доброта.
– Я предпочитаю общаться с честными людьми.
– В друзьях я люблю открытость.
– Приоритетными качествами для меня являются надёжность и преданность.
– Я думаю, немаловажным будет остроумие.
– Я уверен, что в моём друге должно быть умение договариваться.
– Мне нравится, когда люди доводят начатое дело до конца.
– Я считаю, что умение хранить тайны важное качество друга.
– В друзьях люблю весёлый нрав.
– Я согласна с тем, что друг должен быть чутким и отзывчивым.
– Внимательность – необходимое качество друга.
– Сочувствие друзей помогает в трудных ситуациях.
– Справедливость укрепляет дружбу.
– Без толерантности не обойтись.
– Полагаю, главным качеством будет дружелюбие.
Учитель:
– Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу!
Какого цвета кирпичики нашего дома?
Да, в нём все цвета, кроме черного,
– А почему не использовали чёрные заготовки? (На них качества и черты людей, которые разрушают дружбу).
Вам нравится наш общий дом?
А почему в этом домике будет всем комфортно?
V. Упражнение “Руки”.
(Дети сидят за столиками по группам).
Учитель:
– Чтобы нам было в домике ещё уютнее, давайте согреем его нашим теплом.
Вам нужно понять и почувствовать друг друга. Возьмитесь за руки.
Пожмите друг другу руки, мысленно скажите хорошие слова о себе и окружающих людях. А теперь положите свои ладони на ладони рядом сидящему. Передайте тепло по кругу и составьте одну большую пирамидку. Сомкните руки и вместе поднимем их вверх к добру, теплу и дружбе.
– Молодцы!
VI. Открытие на Планете друзей “ волшебной полянки”.
Ученик 1: Ребята! Я вижу интересную полянку!
Ученик 2: Смотрите, она необыкновенная!
Учитель: Да, это волшебная полянка, дети. Она украсит нашу планету.
Войти на неё смогут лишь...
А это кто?
а) сценка “ Разговор Алисы с цветами” из сказки Льюиса Керролла“Алиса в Зазеркалье”
(Звучит музыка, входит Алиса, она танцует вокруг цветов на полянке.)
– Почему Алисе удалось избежать ссоры с цветами?
– У кого из вас тоже есть личный опыт, когда вы смогли предотвратить ссору?
– Как можно преградить путь ссоре?
Давайте, превратим полянку в полянку красивых и добрых цветов, которыми украсим нашу планету.
Помните, в песне поётся: “Мир похож на цветной луг, Если рядом с тобой друг”?
– Возьмитесь за руки со своими друзьями и тихонько пройдите на нашу поляну.
(Дети проходят на полянку и садятся в круг)
VII. Повторение законов дружбы, принципов жизнедеятельности в детском коллективе.
а) Игра “Лото толерантности”.
– Посмотрите, наша полянка покрыта белыми и чёрными квадратами. Белые квадраты обведены чёрной канвой, а чёрные – белой. Это означает, что белое в результате каких-либо действий может стать чёрным, а чёрное белым. Это– лото толерантности. Право убрать квадрат имеет тот, кто знает, что нужно для того, чтобы жить дружно.
Я даю вам волшебную палочку.
(Дети, называя законы дружбы, убирают квадраты, и полянка превращается в поляну цветов).
– Какая чудесная полянка получилась у нас!
VIII. Упражнение “Бутон”.
(Звучит “Волшебная музыка.”)
Учитель:
– А теперь закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна на нашей планете!
А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук.
– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!
– Откройте глаза.
– Молодцы!
– Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
IX. Упражнение “Камень”.
(Дети стоят в кругу).
Учитель:
– На нашей поляне я нашла камень, а он тоже оказался волшебным.
– Почувствуйте, какой он? (Холодный).
Как вы думайте, его можно согреть?
– Нужны волшебные слова:
Камень, камень, Возьми тепло моих рук, Жар моего сердца И подари моему другу!
(Дети избирательно передают камень, сжимая его в руках у сердца)
Учитель:
Почувствуйте, какой теперь камень? (Тёплый).
Учитель:
– Вот видите, передав часть тепла своего сердца, вы оживили холодный камень, он стал теплее. И если в жизни мы будем дарить друг другу тепло, то всем станет уютнее, а дружба будет верной, долгой и крепкой.
X. Оздоровительная минутка “Сотворим в себе солнышко дружелюбия”.
Учитель:
– Ничто живое не может жить без тепла, так и
настоящий человек не может жить без крепкой и верной дружбы.
В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет.
Давайте сотворим в себе солнышко нашего дружелюбия.
(Звучит “ Волшебная музыка”)
Учитель:
– Закройте глаза.
– Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь, Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт добро. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к вашим звёздочкам лучики, несущие здоровье, тепло, ласку, улыбку и хорошее настроение. Звёздочка стала большой, как солнце.... Это звёздочка вашего дружелюбия. Откройте глаза.
– Частичку своего дружелюбия и подарите друг другу.
XI. Итог занятия
XII. Рефлексия
Учитель: Я надеюсь, что наше занятие даст начало той большой дружбе, которую вы пронесёте через всю школьную жизнь.