1.Мотивационный | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас классный час. - Присаживайтесь. - А хотела бы начать его со стихотворения. (Включаю слайд презентации). Посмотрите на слайд. Кто сможет громко, выразительно прочитать его? -Маша, пожалуйста. | (Приветствуют учителя стоя). (Садятся за парты). (Поднимают руки). — Кто по улице идёт? — Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе МАСТЕР он, В яслях он — РОДИТЕЛЬ, В кинотеатре — ЗРИТЕЛЬ. А пришёл на стадион — И уже БОЛЕЛЬЩИК он. Он кому-то СЫН и ВНУК, Для кого-то БЛИЗКИЙ ДРУГ, Он — МЕЧТАТЕЛЬ в дни весны, Он ВОЕННЫЙ в час войны. И всегда, везде и всюду ГРАЖДАНИН своей страны. | Фронтальная | Интерактивная доска. Презентация - слайд 1. Стихотворение Р.Сеф «Необычный пешеход» (Приложение 1). |
2.Актуализация | -Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим? -Да! Правильно! -А как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин России? -Так, кто – то считает, что гражданин должен быть честным, кто – то думает, что нужно быть сильным. Сегодня мы с вами в этом разберёмся. | -Мы поговорим о том, кто такой гражданин. -Сильным, честным, мужественным. | Фронтальная Этическая беседа | |
4.Этап планирования | - Вы уже, наверное, догадались какая тема сегодняшнего классного часа? - Верно, тема звучит так: «Я – гражданин России». - Давайте попробуем поставить цель. -Есть предположения? -Кирилл, пожалуйста. -Правильно! Молодец! - Давайте же сейчас составим план изучения данной темы. Предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны пункты плана, но они все перемешались. Попробуйте восстановить порядок, поставив рядом с каждым из них цифру, соответствующую порядку изучения темы. -Все помнят правила работы в парах? -Назовите их. -София. -Давайте проверим. -Всё верно! Можете приступать к заданию. Когда будете готовы, скрепите руки «домиком». Так я узнаю о вашей готовности. -Я вижу, что вы справились. Давайте же проверим, что у вас получилось. Кто хочет ответить? -Аня, пожалуйста. -Умница, спасибо! -Но, прежде чем перейти к изучению темы, давайте немного разомнёмся. -Встаём со своих мест и повторяем движения за мной. | -Гражданин, гражданин нашей страны. (Поднимают руки). -Узнать, кто такой гражданин России. -Да! (Поднимают руки) -Работать должны оба, когда один говорит, другой слушает, если не понял – переспроси, если возникли разногласия, нужно прийти к общему мнению. (Выполняют задание) (Показывают свою готовность) 1. С чего начинается Родина? 2. Кто такой «гражданин России». 3.Качества настоящего гражданина. 4.Права и обязанности гражданина России. | Фронтальная, парная Этическая беседа, метод поручений, поощрение | Интерактивная доска. Презентация – слайд 2. (Приложение 2). Слайд 3. (Приложение 3). Слайд 4. (Приложение 4). Раздаточный материал «План» (Приложение 5) Слайд 5. (Приложение 6) Слайд 6. (Приложение 7). |
5.Реализация проекта | -Первый пункт нашего плана звучит так: С чего начинается Родина? -Скажите мне пожалуйста, как вы понимаете, что такое Родина? -Верно! Родина – это место, где человек родился и вырос. -Мы с вами живём в огромной стране. В какой? -Ну конечно же. А в каждой стране существуют свои «государственные символы». -Давайте это определение попробуем разделить и понять, сначала, что же такое символ. -Есть предположения? -Андрей? -Да, правильно. Можно сказать, что символ – это знак, который имеет смысл и отличает какой – либо предмет от других. А слово государство мы можем заменить синонимом страна. -Кстати, что такое синонимы? -Верно! -Значит, можно сделать вывод, что «государственными символами» мы можем назвать знаки, которые отличают нашу страну от других. -Как вы думаете, какие же это знаки? -Абсолютно верно! -Посмотрите на доску. Где изображён герб слева или справа? -Верно! А кто изображён на гербе? -Правильно! Да ещё и двуглавый. Это очень могущественная птица. Орёл смотрит сразу и на запад, и на восток, охраняя наши территории. -А что же у него в лапах? -Скипетр – это жезл, украшенный золотыми камнями. Он означает власть. А держава – шар с крестом наверху, означает могущество нашей страны. -В центре герба изображён всадник на коне – Георгий Победоносец, сражающийся с чёрным змеем. Это символ победы добра над злом. -Итак, а кто – то из вас знает, что означают цвета полос на нашем флаге? -Верно! Белый цвет означает мир, чистоту, благородство. Синий – небо, верность и правду. А красный – силу, храбрость и смелость. -А что же такое гимн? -Да. Гимн – это торжественная песня, которая посвящена нашей Родине. -Все эти символы утверждены Конституцией РФ. -Вы знаете, что такое «Конституция РФ»? -Верно! -Конституция – это основной закон нашего государства, в котором прописаны права и обязанности граждан. -И, прежде чем, вы узнаете, какие же права и обязанности включены в Конституцию РФ, нужно понять, кто такой «гражданин» и какими качествами он обладает. | -Наша страна, где мы родились. -В России. (Поднимают руки) -Знак. -Слова похожие по смыслу. -Герб, флаг, гимн. -Слева. -Орёл. -Скипетр и держава. -Небо, мир. -Песня. -Документ, закон. | Фронтальная, индивидуальная Рассказ на этическую тему, разъяснение, поощрение | Интерактивная доска. Презентация Слайд 7. (Приложение 8). |
| -В начале урока Маша прочитала нам стихотворение о гражданине. -Итак, кого же автор называет гражданином своей страны? Кто помнит? -Отлично! Всё верно! И всех этих людей объединяет одна главная роль – гражданин. -Можете предположить, кого же можно назвать гражданином России? -Умница! Гражданин России – это житель нашей страны, который имеет права и несёт обязанности. -Значит, вы можете назвать себя гражданами России? -Верно! -А сейчас взгляните на доску. Перед вами качества. Ваша задача выбрать только те, которыми, на ваш взгляд, обладает гражданин России и выписать их на лучи солнца. -Задание понятно? -Отлично! Можете приступать. -Кто закончит, руку с ручкой поставьте на локоток, чтобы я видела вашу готовность. -Я вижу, что вы справились. Предлагаю называть написанные вами качества по цепочке. Милена начинает, остальные – продолжают дальше. -Отлично! -Илья, а какие же качества оказались лишними? -Верно! Они у нас не относятся к качествам гражданина России. -Перед тем, как вы узнаете о правах и обязанностях гражданина, я вам предлагаю посмотреть небольшой мультфильм. (Включаю мультфильм) -Только смотрите очень внимательно и после просмотра я попрошу вас назвать те права, которые вы запомнили. -Итак, какие же права вы запомнили из данного мультфильма? -Молодцы! Отлично! -А теперь я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. -Лина, напомни всем правила работы в группе. -Умница! Спасибо! -А теперь развернитесь друг к другу. Вам нужно составить памятку «Права и обязанности гражданина России». У вас на столах лежит такой листок. На нём написаны слова «права» и «обязанности». Ваша задача отнести высказывания к правам или к обязанностям, т.е. соединить стрелкой. -Но для начала скажите, как вы поняли из просмотренного мультфильма, что же такое право? -Да, это норма или правило. То, что вам делать можно. -А обязанность? -Верно! Обязанность – это действие, которое нужно выполнять. -Можете приступать к заданию. -Когда закончите, поднимите руки, чтобы я видела, что можно проверять. -Отлично! -Давайте же проверим, что у вас получилось. Я видела, что быстрее всех справилась эта группа. -Назовите мне обязанности, которые вы здесь нашли. -А ваша группа назовёт права. -А теперь проверим. -У всех так? -Отлично! | (Поднимают руки) -Мастера, родителя, зрителя, болельщика, сына, внука, близкого друга, мечтателя, военного. -Человека, который живёт в России. -Мы родились в России. -Да! -Да! -Доброта. -Смелость. -Образованность. -Честность. -Патриотизм. -Щедрость. -Храбрость. -Верность. -Лень и лукавство. (Смотрят мультфильм) -Право на имя, любовь, заботу. -В группе должен быть ответственный. -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Своё несогласие высказывай вежливо. -Если не понял, переспроси. -Правило, что можно делать. -То, что обязательно нужно делать. (Выполняют задание). (Показывают свою готовность). -Защита Отечества и охрана природы. -Медицинская помощь, получение образования, свободный выбор профессии. -Да! | | Интерактивная доска. Презентация Слайд 8. (Приложение 9). Раздаточный материал «Качества гражданина» (Приложение 10) Интерактивная доска. Презентация Слайд 9. (Приложение 11). Видеоролик «Азбука прав ребёнка» https://youtu.be/ Vs4mBbhU1m4 Интерактивная доска. Презентация Слайд 10. (Приложение 12). Раздаточный материал «Права и обязанности гражданина». (Приложение 13). Интерактивная доска. Презентация Слайд 11. (Приложение 14). |
6. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка | -Итак, а кто – нибудь помнит, какую цель мы ставили вначале нашего классного часа? -Верно! А мы достигли этой цели? -И в завершении нашего занятия, предлагаю вам проанализировать свою работу. -На доске написаны фразы – помощники. Вам нужно прочитать какую – то из них и продолжить самим. -Маша. -Здорово! -Кирилл. -Отлично! -София. -Прекрасно! -Я очень рада, что за сегодняшний классный час вы узнали столько нового для себя. -Спасибо вам за работу. До свидания. | -Да! Узнать, кто такой кто такой гражданин. -Да! (Поднимают руки) -Сегодня на уроке я узнала, кто такой гражданин России. -Мне было интересно находить качества гражданина. -Мне понравилось составлять памятку. -До свидания! | Фронтальная | Интерактивная доска. Презентация Слайд 12. (Приложение 15). |