Білімдік/Educational/Образовательная: активизировать и расширить имеющиеся знания учащихся о языке; осознанное отношение к разнообразию языков;
Дамытушылык/Developing/Развивающая: активизация у учащихся познавательного интереса к познанию и изучению государственного языка;
Тәрбиелік/Bringingup/Воспитательная: воспитание у учащихся любви, уважения, толерантности к культурам, историческому прошлому и наследию народов, проживающих в Казахстане; формирование у учащихся казахстанского патриотизма посредством культурного наследия народов Казахстана.
На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много океанов и морей которые омывают берега разных стран. На нашей планете много разных стран. На каждой люди разговаривают на своём языке. Каждому человеку современного общества необходимо изучать и знать языкии мы с вами не исключение, сегодня это и будет нашей целью и прежде чем нам начать классный час посвященный «Дню языков народов Казахстана» мы поздороваемся на разных языках мира.
здоровеньки булы – по-украински.
гуд монин – по-английски.
гутентаг – по-немецки.
бонжур – по-французски.
буэносдиас – по-испански.
буна зиуа – по-румынски
Коничива – по-японски (на экране)
2)Знакомство с темой и целеполагание.
Ребята, какой праздник отмечают граждане Казахстана 22 сентября?
Very nice, это День языков народов Казахстана.
По всей стране проходят мероприятия, которые посвящены этой теме.
Вот и наша школа не осталась в стороне. Сегодня во всех классах проходят открытые классные часы. И у вас сегодня наш классный час будет посвящен этому празднику. Я проведу викторину,чтобы проверить ваши знания о языках. Вы делитесь на 3 команды(3 ряда) на каждом ряду вы выбираете капитана. А оценивать по достоинству вашу работу на уроке будет независимое жюри Роза Ринатовна и Василий Евгеньевич. Поприветствуем их бурными аплодисментами. Мы начинаем наш классный час.
Известны многие разновидности общения это язык жестов, мимики, символики, магии цвета, телодвижения. Сейчас мы с вами по бываем в роли актеров театра пантомимы, особый вид театра, где слова не нужны, а все понятно из действия мима его поведения, его мимики и жестов. Мы с вами сейчас попробуем пообщаться таким образом.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Рыбак рыбака видит издалека
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Звуки родного языка были, есть и будут чарующей мелодией для умеющего слушать. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь. Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово - самое совершенное средство общения. Встреча с достойным собеседником, разговор по душам, нахождение общего языка, доброе умное слово издревле ценилось в культуре любого народа стремящегося к развитию. Дитя, что лепечет новое слово вслед за матерью, ученик, складывающий буквы в слоги, студент усердно постигающий иностранные языки – без этого трудно представить нашу жизнь. Новое приходит через слово. Новое творит Казахстан, где великая ценность человеческого общения теперь отмечена знаменательным днем в календаре. В далеком 1998 году Президент нашей республики Н.Назарбаев, принимает указ о назначении 22 сентября – Днем языков народов Казахстана. И вот на протяжении многих лет народ Казахстана отмечает этот праздник.
3)Знакомство с цитатой урока
- Вначале нашей викторины, я хотела бы обратить ваше внимание на слова выдающегося писателя и мудреца Абая Кунанбаева.
«Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них» - Абай Кунанбаев(цитата на доске)
Как вы понимаете смысл слов Абая?
Что хотел донести до своих современников поэт?
Зачем необходимо изучать культуру и языки других народов?
А другой мыслитель и писатель Казахстана Ибрай Алтынсарин перевел многие русские произведения на казахский язык для того, чтобы казахский народ познал обычаи, культуру, язык другого народа. Чтобы черпал для себя ее мудрость и знания.
II.Викторина
Ну, а теперь, разрешите перейти к нашему первому заданию Викторины.
1)Вопросы о языке.
Я буду задавать вопросы, и чья команда первым правильно ответит – получает 1 балл. Ну, что, приступим.
Какой язык в Республике Казахстан является государственным? (Казахский).
Сколько национальностей и этносов проживают на территории Республики Казахстан? (более 130).
Какой язык в Республике Казахстан является языком межнационального общения? (Русский).
СөздердіОтан қалай аударамын? (Родина)
Әлемдеқаншатанымалтілдер? Сколько популярных языков в мире?(6)
Ал балалар, тез мәселелер жәңе болады.
2) «Угадай язык»
По результатам последней переписи населения в Казахстане проживает более 130 национальностей:Казахи,русские,татары,немцы,узбеки,уйгуры,украинцы,белорусы и др.
Я думаю, что произношение этих языков вы наверняка слышали, поэтому вам не составит труда справиться со следующим заданием «Угадай язык». Для каждой команды я включаю аудиозапись языка определенной национальности, вы слушаете, совещаетесь и даете ответ. Жюри в это время следит за вашими ответами. Данное задание оценивается в 2 балла.
(прослушивание аудиозаписей «Языки»)
Да вы настоящие полиглоты, так быстро справились с моим заданием. Ну тогда я думаю у вас не будет проблем со следующим.
Как же много замечательных пословиц о языке, они раскрывают для нас свой смысл чтобы донести главную суть, что очень важно знать и уважать свой родной язык, но и толерантно относится к языку других национальностей.
3) «Собери пословицу»
на доске в разброс(1 мин)
Наше следующее задание связано с пословицами о языке. Но посмотрите внимательно, что с ними не так? Совершенноверно, они в хаотичном порядке, вашазадача,верно соединить пословицы, но и не только, вы должны их перевести и объяснить нам ее смысл. На это задание даю вам 1 минуту. Оценивается в 3 балла.
1. Өнер алды қызыл тіл.
2. Тіл тас жарады, Тас жармаса, бас жарады.
3. Шебердің қолы ортақ, Шешеннің тілі ортақ.
Очень здорово, вам не составило труда перевести пословицы, значит, вы на пути к с овладению казахским языком приложите немного усилий и вы будете знать его в совершенстве. Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык. Поэтому мы с вами обязаны его знать. Ребята, какие пословицы о языке на казахском языке знаете вы?
А какие языки вы знаете помимо казахского, русского и английского? Перечислите.
На земном шаре много языков: русский, казахский, английский, немецкий, французский и др. Особую роль в развитии человечества сыграли так называемые мировые языки. Таких языков 6: английский, французский, русский, испанский, китайский, арабский. На любом из этих шести языков проводятся международные встречи, совещания на мировом уровне. (АФРИКА)
4) «Полиглот»
Вы назвали мне так много языков, а как называют человека который владеет двумя и более языками?Правильно,полиглот. Так и будет называться наше следующее задание.
Я зачитываю вам слово на русском языке, а вы мне его называете на казахском и английском. Если вы называете все 3 слова, то вы получаете 3 балла, если только два слова -2 балла и соответственно 1 слово-1 балл.
Язык
Зубы
Губы
Речь
Слово
Пословица
Книга
Песня
Народ
Человек
Земля
Друзья
Полиглоты 4 «Б» класса, вы легко справились с этим заданием, а сейчас я его усложню, я добавлю слова на украинском языке ваша задача дать ответ на русском. За каждое правильное слово дополнительный балл.
Гарно-красиво
обличчя, лице-лицо
час, сучасний-время
И с этим заданием вы справились.Молодцы!
5)Физкультминутка
Вижу, вы засиделись. Сейчас я предлагаю вам размяться и поприветствовать друг друга уже не словами, а действиями, как здороваются люди в других странах.
1. На Тибете люди здороваются, показывая друг другу язык.
2. Иранцы, подав друг другу левые руки, прикладывают правые руки к сердцу.
3. В Замбии при встрече люди хлопают в ладони и делают реверанс.
4. В Белизе здоровающиеся угрожающе складывают на груди руки, сжатые в кулаки.
5. В Японии клонятся и чем ниже поклон тем больше уважения показывается.
6. Арабы скрещивают руки на груди.
7. Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются рукопожатием.
6)Задание для капитанов.
Как же тяжело было первобытным людям общаться между собой, не имея языка. Они могли только жестами передать друг другу информацию либо использовали примитивную письменность в виде рисунков, а не букв. Давайте попробуем с вами побывать в "шкуре” древнего человека. Пришло время капитанов, это задание для вас выйдите ко мне. Ваша задача нарисовать послание, а какое вы выберите сами. Задание оценивается в 5 баллов.На эту работу даю вам 2 минуты.
пойдем на охоту к 8 утра
приглашаю вас отведать мамонта
в соседнем лесу пожар
Итак, задание капитанов началось.
7) «Объясни рисунок»
Пока капитаны ваших команд обдумывают свои рисунки, мы с вами выполним следующее задание.
Ребята, как же все- таки необходимо учить языки, мы сможем без помех понимать друг друга, обмениваться мыслями, смешными историями, а если мы не будем этого делать, мы попросту не поймем, что нам хочет сказать наш друг, знакомый и любой человек другой национальности. Обратите внимание на доску, перед вами рисунки первобытных людей, они хотят нам, что то сказать ваша задача, понять какое послание зашифровано. Это задание оценивается в 1 балл.
• у меня болит голова
• когда ты мне вернёшь долг
• где ты была, когда я был на работе
Наши капитаны выполнили зарисовки, они демонстрируют их нам, а мы думаем что же они хотят нам сказать.
Welldone, goodjob.
III. Подведение итогов
Ну что наша викторина подошла к концу. Пока жюри подчитывает результаты вашего труда. Вы послушаете одну популярную детскую песню. Слушайте внимательно и ответьте что же это за песня?
Ребята вы все знаете песню «Солнечный круг»,а кто знает историю ее появления?
2)Рассказ о песни
И в итоге нашего классного часа я хочу рассказать вам один случай: « Маленький мальчик однажды спросил у мамы, что означает слово «всегда», ему объяснили. Мальчик запрыгал по садовой дорожке и начал повторять это слово, прибавляя к нему другие.
Так получились стихи:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Об истории создания этих строк рассказал в своей книжке известный русский писатель К. Чуковский. Рассказ прочитал художник и нарисовал плакат- детский рисунок со словами мальчика.
На этом не кончилась история детского стишка. Она попала на глаза поэту Льву Ошанину и композитору Аркадию Островскому. Родилась песня. Зазвенела она детскими голосами. А потом перешагнула границы, запели её дети всего мира. Припев этой песни стал символом дружбы детей всех стран.
У каждого языка есть что-то своё - интересное и характерное. Необходимо уважать культуру и язык другого человека, неважно казах ты,русский,немец,беларус будь отзывчивым ,проявлять к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе.
Давайте же познавать и изучать языки и культуру народов нашей многонациональной страны, давайте понимать друг друга и дружить!