Просмотр содержимого документа
«Классный час "В царстве Вежливости и Доброты"»
Тема: "В царстве Вежливости и Доброты"
Цель: способствовать нравственному развитию личности воспитанников детского дома.
Задачи:
– познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
– развивать познавательный интерес, расширить кругозор воспитанников детского дома.
Форма проведения:занимательное занятие.
Оборудование:карта “Царства Вежливости и Доброты”, наглядный материал (лист, на котором наклеена корзина, цветы, вырезанные из бумаги, солнышко, карточки с заданием, рожицы, конфеты, вырезанные из цветной бумаги, карточка с “вежливыми словами).
Ход занятия: І. Орг. момент ІІ. Вводная беседа
– Добрый день! Сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы с вами познакомимся с понятием «вежливость», покажем, в чем она проявляется, поговорим о необходимости употребления в речи «вежливых» слов, научимся уважительно и доброжелательно относится к людям.
– Что вы видите на доске? (Карту.)
– Обычная это карта или нет? (Нет.)
– Когда простой человек использует карту? (Когда путешествует.)
– Может мне кто-нибудь скажет, что мы сейчас с вами будем делать? (Путешествовать)
(Группа делится на две команды)
– Все любите путешествовать?
– Вот мы и посетим сегодня с вами необычное царство, а как оно называется и где оно находиться, вы мне должны будете сказать сами.
(На доске записана тема, но она закрыта бумагой)
– В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. А еще в этом царстве люди любят делать друг другу подарки, но не простые, а волшебные.
– Кто из вас любит получать подарки?
– Почему?
– А вам самим нравится делать подарки другим людям?
– А почему вам это нравится? Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)
– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, подруге… А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?
– А какие подарки вам особенно приятно получать, те, которые дарят, потому что их нужно подарить (на празднике, например), или те, которые хоть и небольшие, не дорогие, но которые дарят неожиданно, просто так, от чистого сердца?
– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?
– А как?
ІІІ. Основная часть: “В царстве Вежливости и Доброты”
1. Беседа о “волшебных словах”
– Может кто-то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)
– Приятно ли вам было услышать его?
– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?
– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т.д)
(Воспитатель вывешивает данные слова на доску.)
– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в нашей семье?
–С какой целью люди говорят друг другу “здравствуйте”, “до свидания”, “извините”, “пожалуйста” и др.?
– А как называются все эти слова? (Вежливые.)
– Может, кто-то догадался, как называется наше царство? (Вежливость.)
(Воспитатель открывает половину названия темы данного мероприятия.)
– Это лишь первая половина названия царства, а другую половину названия вы угадаете чуть позже.
– Правильно вы сказали, что слова, записанные на доске, называются “вежливыми”.
– А как их еще по-другому называют? (Волшебными.)
- Так почему же простые, всем известные слова называют “волшебными”?
– Кто понял, о каких волшебных подарках шла речь в самом начале занятия?
2. Знакомство со значением слова “вежливый”, “вежливый человек”
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (Вежливым.)
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
– Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?
– Как их нужно употреблять? (Правильно.)
–А какого человека можно назвать вежливым? (Который и знает и умеет себя вести в той или иной ситуации.)
– Вежливость было и есть очень важное качество и обязательное для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или грамматике.
– А вот послушайте, что случилось однажды в одном дворе:
Попал я в дедушку мячом
И закричал: - А я причем?
Но, досчитав до тридцати,
Сказал: - Ну, дедушка, прости!
– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)
– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?
– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)
– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?
– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения? (Извините, пожалуйста, я не хотел в Вас обидеть и простите меня за то, что я попал в Вас мячом.)
– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.
–Как мы должны произносить вежливые слова, что бы они стали “Волшебными” и их понимали не только люди, но и животные? (Искренне, с улыбкой, теплотой.)
-Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.
-Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете. Что нашу землю освещает большое солнце. Оно где? (На небе.)
(Звучит лирическая музыка)
– Правильно, оно на небе. Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Оно дарит нам радостное настроение, дарит жизнь всему живому.
– Но оказывается, что бывает и маленькое солнышко. Вы знали об этом? (Нет)
– Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?
– Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делает их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того, кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Он будет любить и людей, и птиц, и все живое, что есть на нашей планете Земля. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?
– Правильно, это ДОБРОТА!
– Так без чего не может быть вежливого человека? (Без доброты.)
– Так как называется полностью царство, по которому мы сегодня путешествовали?
(Царство Вежливости и Доброты.)
(воспитатель открывает полностью название темы.)
ІV. Конкурсы.
Приложение 1.
V. Итог
– А теперь подведем итоги нашего конкурса.
(Воспитатель подводит итоги, показывая, у кого какая аппликация получилась.)
– Что получилось у вас? (Корзина с цветами.)
– А что же это за корзина, прочитайте? (Корзина счастья.)
– А как называются цветы, которые у вас в корзине? (Счастье, красота, тепло, понимание, забота и т. п.)
– Значит что нужно для счастья?
– А что еще у вас есть на картине? (Солнышко.)
– А что это за солнышко? (Доброта.)
– Что еще нужно человеку для счастья?
– Дети, ласка, любовь, нежность, доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим! И давайте начнем прямо сегодня?
– Посмотрите, что лежит у вас в корзине? (Сердце.)
(Дети из корзины, которая наклеена на лист бумаги, достают сердце. Это сердце воспитатель положил туда заранее, и дети не догадывались до самого конца занятия о том,, что оно там лежит.)
– А что бы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим друг другу наши теплые добрые сердца.
(Дети дарят друг другу сердце, которое они сделали заранее своими руками по просьбе воспитателя.)
– И закончить сегодняшнее занятие я хотела бы такими словами:
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанья другого –
Одно удовольствие, честное слово!
– Давайте станем добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
VІ. Рефлексия
– А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы:
1 – я все понял, доволен, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен.
– Прикрепите конфетку к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.