Сегодня мы с вами работаем в группах. Поэтому, перед работой давайте повторим правила работы в группах Проверка домашнего задания Под музыку Чайковского «Времена года. Ноябрь.» читаю стихотворение И. Мазнин слайд Что ни день – то резче ветер Рвет в лесу листву с ветвей… Что ни день – то раньше вечер, А светает все поздней. Медлит солнышко, как будто Подниматься силы нет… Потому и всходит утро над землей Почти в обед. - О каком времени года говориться в стихотворении? - Какие признаки осени вы услышали? 3. Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы говорили о птицах. На экране птиц. -Игра «Найди лишнее» Слайд 4 - Как называются эти птицы? Продолжи фразу : -Птицы, которые проводят зиму у нас называются… -Назовите зимующих птиц нашего края? -Какую помощь можем мы оказать зимующим птицам? -Чем можно кормить птиц? | Слайд 2. - Об осени - Северный ветер срывает с деревьев листву, короткие дни, похолодания - День короткий, солнце светит мало -Лишние - ласточки. Это перелетные птицы. Они каждую осень улетают в теплые края. С приходом осени становится все меньше и меньше корма. Зимой многие птицы совсем не смогли бы прокормиться. -Птицы, которые проводят зиму у нас называются зимующие. -Воробьи, дятел, вороны, сороки, синицы -Сделать кормушки, повесить их в школьном дворе и подкармливать. Семечками, зерно, а для синичек можно повесить кусочек свежего сала. | Регулятивные: повторение правил работы в группах, высказывание своих ожиданий от урока. Личностные: проявление интереса к данной теме, выделение общих признаков, классификация. Познавательные: повторение раннее изученного материала |
- Мы повторили, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением холодов, вспомнили о птицах, перелетных и зимующих, решили помочь им перезимовать. Постановка проблемного вопроса Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных». Слайд 5 - Как вы думаете, почему я предложила вашему вниманию эти музыку? - О ком сегодня будем вести разговор? - Какие опознавательные признаки отличают зверей друг от друга? Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование, и выступить в роли настоящих ученых. А кто такие ученые? Прежде, чем приступить к исследованию, ученые должны определить объект исследования. - Так что же будет являться объектом нашего исследования? -Как вы думаете, меняется жизнь диких животных с приходом холодов? - Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Как будет звучать тема нашего урока? | -Это заставка к передаче «В мире животных» - О животных. -Тело покрыто шерстью, четыре конечности, рождение живых детенышей, вскармливание их молоком. - Высококвалифицированный специалист в области какой-л. науки. У. с мировым именем. Видный, знаменитый у. Учёный-физик. Учёный-биолог. Заслуга учёных в чём-л. («Словарь русского языка» С.И.Ожегов) - Дикие животные - Да. -Как животные готовятся к зиме. Как разные животные готовятся к зиме. | Личностные: включение в деятельность личного опыта учащихся Регулятивные: высказывание своих ожиданий от урока Познавательные: повторение раннее изученного материала |
Предлагаю работать в группах. Для того чтобы продолжить работу необходимо собрать картинку- паззл из конверта на вашем столе и выделить объект своего исследования. Можете воспользоваться справочной литературой и учебником. 1группа Прочитайте на с. 98 ( учебник) первый абзац и устно ответьте на вопросы Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы? Чем дышат лягушки зимой на дне водоёмов? 2 группа Прочитайте в учебнике 2 абзац на с.98-99 и ответьте на вопросы. Зачем звери меняют цвет шубки? Назовите таких зверей. 3 группа 1 .Какие животные запасают корм на зиму? 2. Какие не запасают? Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. (слайд 10) - Обратите внимание на то, как животные готовятся к зиме? - Узнали мультфильм? - Какие животные встретились вам в мультфильме? - Как они готовятся к зиме? - Каких ещё знаете животных, которые делают запасы на зиму? Слайд 11 4 группа 3 абзац 1.Какие звери на всю зиму укладываются в спячку? 2.Кто вниз годовой спит? С 100 учебника Физминутка | Слайд 6 Лягушки, жабы, змеи, ящерицы на зиму залегают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоёмов. Дышат они при этом кожей. Слайд 7 Заяц-беляк летом серый, а зимой белый. Белка летом рыжая, а зимой - серый Слайд 8 -Мех горностая летом красновато-бурый на спине и боках, а на груди и брюхе – желтовато – белый. Зимой весь мех чисто белый, лишь кончик хвоста остаётся чёрным. Это очень важно для зверьков. Они зимой будут незаметны на снегу. Подготовленные дети показывают инсценировку Выбегает зайчонок: -Целый день я бегал по лесу, повидал много нового, интересного, чего летом никогда не видывал. Но звери и птицы меня не замечают - о чем-то хлопочут, что-то делают. Появляется белочка с грибами. Заяц: -Зачем белочка, ты рвешь грибы и вешаешь на сучки? Белка: -Как зачем? Скоро зима придет, все кругом покроет снегом, тогда трудно будет найти еду. Вот я и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы. Собираю в дуплах орехи и желуди. А ты, зайчик, разве не запасаешь на зиму еду? Заяц: Нет, я не умею этого делать. Мама зайчиха меня не научила. Белка: Плохи твои дела. Тогда утепли хоть получше свое гнездо, заткни мхом все щели. Заяц: Да и гнезда у меня нет. Я сплю под кустом, где придется. -Дюймовочка -Полевая мышь и крот. Делают запасы на зиму зерна, орехи, желуди. На зиму не делают запасы лоси, кабаны, волки лисы. Они и так найдут себе корм Слайд 12 Эти животные не просыпаются, чтобы поесть. Они могут проснуться от потепления или если почувствуют опасность К зиме барсук сильно жиреет, натаскивает в норку массу листьев и делает большой запас пищи. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нем он и залегает в спячку до весны. Слайд 13 Спит зимой и медведь. Поздней осенью он выбирает в лесу глухой уголок, где много упавших деревьев, и там устраивает себе берлогу. Слайд 14 Летучая мышь | Познавательные: уметь представить подготовленную информацию. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, контролировать свое поведение. Коммуникативные: развитие умений работать в группах, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе, строить понятные для партнеров высказывания, адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание |
Закончите предложения: - Теперь я знаю, что…. - Скажите, ответили ли мы на вопросы, которые волновали вас перед уроком? | Лягушки, жабы, ящерицы и змеи осенью впадают в спячку Звери линяют, меняя летнюю шерсть на зимнюю. Одни звери запасают на зиму корм, другие засыпают в удобных укрытиях. | Личностные: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |