Просмотр содержимого документа
«Как живут животные ?»
Тема: Как живут животные?
Цель урока: расширение представлений учащихся о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с условиями жизни животных;
2. расширить знания о жизни животных, опираясь на ранее полученные знания;
3. учить доказывать, что животные - это живые существа;
4. развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
5. формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, карточками, точно выполнять инструкции учителя;
6. воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: обучающиеся научатся:
- наблюдать за жизнью животных;
- определять, чем питаются животные;
- определять постройки животных;
- узнавать зверей на рисунке по их частям;
-знать, что животные – живые существа;
- знать, что животные питаются, передвигаются, строят жилища;
- знать, что животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.
Метапредметные:
Регулятивные: предвидение возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;
Логические – переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.
Тип урока: урок – исследование.
Методы и формы обучения: исследовательский, объяснительно ‑иллюстративный, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.
Оборудование для обучающихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочие листы с заданием.
Оборудование для учителя: видеопроектор, ноутбук, презентация, иллюстрации животных и их жилищ.
Ход урока:
Организационный момент.
На уроке мы сидим
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем
Если спросят, отвечаем.
II Актуализация опорных знаний. Повторение изученного.
Звучат звуки леса
1. Беседа
- Вы уже догадались ,куда же мы совершим сегодня путешествие? ( В лес)
Правильно, вы отправимся с вами в увлекательное путешествие в лес. А с кем мы там встретимся вы узнаете , когда отгадаете загадку.
Живут они везде :
На суше, и в воде
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их …( животные).
(слайд 2)
1. Мозговой штурм
- А каких животных вы знаете ?
( Игра с мячом . Учитель бросает мяч ученику, он его ловит и называет животное. )
2. Построение кластера.
-На какие группы мы можем поделить животных?
( Животные - это насекомые, звери, рыбы ,птицы.)
Выберите животное и назовите его отличительные особенности .
( Дети называют животное и прикрепляют его изображение к доске)
III . Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с животными и узнаем, как они живут.
-Чтобы что-то узнать новое о жизни животных предлагаю вам стать исследователями.
-А кто такие исследователи?
(слайд 3)
( Это люди , которые исследуют что- то новое , раньше не изученное)
IV. Новый материал.
1. Беседа
- С предыдущего урока вы уже знаете, что растения – живые существа.
А животные? (Я думаю, что животные тоже живые существа. Животные двигаются и питаются.)
(слайд 4)
2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
- Вы хорошо говорили, но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё-таки доказать, что животные живые существа? Что нам нужно сделать?
( Исследовать жизнь животных)
-Сегодня мы узнаем, что же необходимо животным для жизни.
( слайд 5)
3. Работа в парах (по карточкам).
Перед началом работы послушайте правила работы в паре.
Помогать друг другу нужно
И работать вместе дружно.
А когда закончим дело,
Поднимаем руки смело.
Наши животные проголодались. Давайте проведём исследование: выполним задание в парах и определим, кто что ест. Найдите к каждому рисунку пару (соедините стрелочками).
- Что необходимо животным для жизни? (Пища.)
Вывод: Всем животным нужна пища. (на доске прикрепляется карточка с надписью «пища»)
-Но для роста животным нужна не только еда , но и … ( вода).
(на доске прикрепляется карточка с надписью « вода»)
(слайд 6)
- Чтобы найти себе пищу , воду, что должны делать животные? ( передвигаться)
4. Работа с книгой.
- Откройте книгу на ст. 72, найдите задание 2. Определите, каким животным принадлежат эти части тела и для чего они служат.
- Животные передвигаются одинаково или по разному ?
(слайд 7)
Вывод: Все животные передвигаются, но по разному (летают, ползают, плавают, бегают) Благодаря этому, они добывают себе и своему потомству пищу и воду.
( на доске прикрепляется карточка с надписью «движение» )
-У каждого животного есть потомство. А где они выводят потомство? (В своих домиках)
- А почему в домике? ( там тепло)
- Так , что же еще необходимо животным для жизни?
(на доске прикрепляется карточка с надписью « тепло»)
Физкультминутка
«Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают. Рано утром в зоопарке просыпаются зверята: - открывают глазки барсучки; -трут щёчки хомячки; -умываются бельчата; -потягиваются лисята; -зевают тигрята; -бегают страусята; -хлопают крыльями индюшата; -подпрыгивают тигрята; -машут гривой жеребята; -крутятся влево-вправо неугомонные мартышки; -кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.
( слайд 8)
5. Рассказ подготовленных учеников.
( слайд 9)
Кто живет в норе?
Нора – это жилище небольших животных, в котором можно спрятаться от хищников, запасать продукты, выводить потомство и укрываться от непогоды.
Рассмотрим животных, которые живут в норе. В норах живут суслики, лисы, кроты. мыши, тушканчики, кролики, хорьки. Жилище медведя - берлога. Интересно, что берлога - это разновидность норы.
(слайд 10)
Кто живет в дупле?
Дупло - это полость в стволе дерева. В нем небольшие зверушки и птицы чувствуют себя в безопасности. А теперь давайте посмотрим, кто же живет в дупле. Домик белки называется дупло. Енот также живет в дупле. В дупле живут и птицы. Например, домик совы - дупло. Дятел тоже живет в дупле. Интересно, что дятел сделав дупло использует его один раз, а затем его занимает другой житель. Например, соня. Бурундуки также живут в дупле. Летучие мыши тоже живут в дупле.
(слайд 11)
Кто живет в гнезде?
Домик дрозда - гнездо. Аисты живут в гнездах. И ласточка строит себе гнездо. Осы, как и птицы живут в гнезде. Домиком кукушки также является гнездо.
(слайд 12-13)
Жилище волка - логово. Рысь тоже живет в домике, который называется логово. Жилище кабана - лёжка. Муравьи живут в муравейнике. Домик бобра - хатка.
(слайд 14-15)
Домашние животные тоже живут в домиках.
В птичнике живут утки. Вместе с утками в птичнике могут жить куры. Но при этом у кур может быть и свой домик - курятник. Голуби живут в домике, построенном человеком, и называется он голубятня. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Овцы живут в хлеву. Свиньи живут в свинарнике.
- Какой вывод мы можем сделать?
(слайд 16)
Вывод: Многие животные строят домики для себя и своих детенышей.
6. Исследовательская работа.
Что бы узнать, что еще нужно для жизни животных давайте вместе с вами проведем маленький эксперимент.
Возьмите маленькую копию животного и накрывает его темном колпаком .
- Подумайте , сможет ли животное выжить в таких условиях? Почему?
( Животное не сможет выжить в таких условиях. Животное не сможет выжить без воздуха. Животному обязательно нужен свет, чтобы видеть все вокруг и расти, развиваться).
(на доске прикрепляется карточка с надписью «свет» «воздух»)
(слайд 17)
- Прочитаем , что на ст. 73 говорит нам об этом Мудрая Черепаха .
V Закрепление изученного.
1. Групповая работа.
Задание 1-2 группе « Посели животное в его домик»
Задание 3 -4 группе Что необходимо животным для жизни ?
Воздух Машины Мусор
Книги Свет Движение
Транспорт Шум Дом
Вода Пища
Тепло Деньги
VI. Итог урока. Рефлексия.
- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Как живут животные? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?
-Что же необходимо для жизни животных?
А сейчас оцените себя. На столе у каждого лежат карточки.
Кто всё понял на уроке и ему всё понравилось, поднимите картинку с мудрой Черепахой. А те, кому много было не понятно на уроке поднимите карточку с Муравьишкой Вопросиком.
Я рада, что всем вам всё понятно было и вы справились очень хорошо.
-Сегодня мы говорили о животных. их жизнь на нашей планете, во многом зависит от нас людей, поэтому закончить урок я хочу стихотворением В. Берестова «Хоровод»