Ι. Актуализация знаний. Повторение. II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | – Откройте тетрадь. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Разминка «Угадай слово» 3 4 2 (с элементами проверки домашнего задания) – совершенствуется умение узнавать слова по их толкованиям. 1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются – … (иголки). – Запишите это слово в тетрадях. 2) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю... (Линейка.) – Запишите это слово в тетрадях. 3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя; – свет от светящихся приборов; – стрельба (огонь). – Запишите слово огонь в тетрадях. 2. Вопросы и задания к разминке. – Поставьте ударение в словах. – Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный 2-й слог.) – Сколько безударных слогов в каждом слове? – В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы: – Сколько значений у слова иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения. (Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.) – Сколько значений у слова линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.) 3. – А теперь задайте сами вопрос к слову огонь. (Сколько значений у слова огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.) – Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения. – Прочитайте предложения со словом язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров. – Что мы сейчас делали? – Чему учились? – Как назывался этот этап урока? Формулирование темы урока. 3 3 – С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова? – Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?») – Назовите тему урока. – Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? – Составим план урока. План (примерный). 1. Значение слова. 2. Количество слогов, звуков и букв в слове. 3. Части слова. 4. Употребление в предложении. 5. Написание. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает эти действия? | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа по учебнику. 2 3 4 3 Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании. После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом? (Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.) 2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке. Вопросы и задания. – Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным? – Из чего состоит слово? А предложение, текст? – Посмотрите на схемы в серой рамке. – Как выделяются части слова? – Чем отличается схема слова от схемы предложения? – Какую схему вы предложили бы для текста? – Попробуем составить схему устройства языка. Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему. – Что мы поместим в центр схемы? (Слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.) – Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.) – Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.) – А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже. – О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.) – Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.) В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему: значение ↑ приставка корень слово звуки суффикс ↓ буквы предложение текст 3. Дополнительный материал к уроку. Информацию можно представить на слайде презентации или предложить как раздаточный материал. – Слово можно рассмотреть с таких сторон: а) значение; б) количество слогов, состав звуков и букв; в) части слова, однокоренные слова; г) употребление в предложении; д) написание. – Рассмотрим по такой схеме слово месяц. а) У слова месяц два значения: 1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31); 2) луна или её часть. б) В слове 2 слога: ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного). в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный. г) Предложение можно продиктовать или составить устно: Взойдёт красно солнышко – прощай, светел месяц. За январём следует месяц февраль. В первом предложении слово употреблено в значении «луна», во втором предложении – «единица времени»; д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения. – Что мы сейчас делали? 4 4 – Какие знания повторили? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |