Урок литературного чтения
Тема: В.В. Бианки
«Как мышонок попал в мореплаватели»
Цель: Познакомить с творчеством В.В.Бианки
Задачи: 1. Коррекционные: развивать слуховое внимание, развивать связную речь;
воображение детей.
2.Образовательные; учить работать с книгой, учить аргументированно и полно
отвечать на вопросы.
3.Воспитательные; воспитывать умение вести себя на занятии;
прививать детям любовь к природе, бережное отношение ко всему
живому.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
Давайте поприветствуем своих гостей улыбками.
Сегодня мы покажем какие мы хорошие и серьезные читатели.
А кого мы называем хорошим и серьезным читателем?( человека который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст).
2.Актуализация знаний учеников.
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. ( Ветер и Солнце).
Кто автор? (К. Ушинский)
Назовите главных героев.
О чем они заспорили?(кто из них сильнее)
Что же нам хотел сказать автор написав этот рассказ.(лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом)
3.Предварительная беседа.
Сегодня на уроке мы начнём путешествие по удивительной зеленой стране которою населяют удивительные жители: в перьях, чешуе и шерсти. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас все есть для путешествия по этой стране. Ноги, чтобы идти, уши чтобы слышать, глаза чтобы видеть. И сердце чтобы все понять.
Спросите где же эта страна?
Она не за горами, а рядом перед вами. В нашем учебнике. Лит.чтение; в разделе « Мир приключений и фантастики».
С первым с кем мы встретимся здесь, это писатель, знаток природы, по сути своей первооткрыватель : он всегда открывает читателям что-то новое.
А как его зовут вы узнаете разгадав шифрограмму.(шифрограмма)
На каждой строчке спряталось слово. Посмотрите внимательно какое слово спряталось на 1 строке 2 стр.
4.Физ.минутка. А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5.Знакомство с творчеством писателя(портрет).
В.В.Бианки родился в 1894 году в Петербурге в семье ученого-орнитолога.
В детстве Виталий Бианки с двумя братьями разместили дома настоящий небольшой зоопарк-кошки, собаки, ежики и прочие зверушки.
В свободное время любил бродить по лесам, наблюдая за жизнью обитателей. Все свои наблюдения и впечатления Бианки заносил в дневник.
Он подробно записывал все, что видел и слышал. Через несколько лет эти записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки о лесных обитателях. Рассказы Бианки о жизни животных очаровали всех. И тогда он понял, что записывал свои наблюдения не напрасно.
6.Выставка книг
Самая знаменитая книга В.Бианки о мире животных «Лесная газета» и т.п.
7.Изучение нового материала.
Но сегодня мы будем читать не прекрасные рассказы о природе, а сказочную историю.
О ком вы догадаетесь сами после речевой разминки.
8.Речевая разминка
Шли сорок мышей
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше
Несли два гроша
(Грош-это старинная русская монета в 2 копейки)
-Прочитайте скороговорку хором медленно
-Прочитайте грустно, весело, с удивлением.
-Мы провели речевую разминку, попробуйте определить о коммы сегодня будем читать на уроке.
9.Словарная работа.
Рубнул(ударил ножом, срубил).
Пискнул, подхватил, погнал, вцепился.
Первый раз читаем хором медленно.
Все ли слова понятны.
Второй раз с убыстрением.
Третий раз еще быстрее.
10. Игра «Что изменилось?»
(Какое слово исчезло)
Чулан, порскать (новые слова)
11. Чтение рассказа.
12.Беседа по прочитанному.
Физ.минутка
Вверх рука и вниз рука
Потянулись мы слегка
Ножками потопали
Ручками похлопали
А теперь играем с вами
Хлопнем только лишь тогда,
Когда со мной согласны.
Топнем ножкой, тогда когда совсем не согласны.
(тест на усвоение содержания)
Правильный ответ ХЛОПОК,
Неправильный ответ-ТОПНУТЬ НОГОЙ.
Ребята пускали по реке лодочки-
Брат делал их из бумаги-
На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта+
Мышонок был один и жил под камнем-
Он был серого цвета-
Это был дикий мышонок+
Мальчик ранил его ножом когда доставал+
Ребята решили убить мышонка.
Ответы на вопросы
Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
Как вы думаете, почему сестра не разрешила брату убить мышонка? Что она придумала? (найти в тексте)
Какое чувство вы испытали к мышонку? (жалость, сочувствие, сострадание)
Как вы думаете испугался ли мышонок оказавшись на корабле? Кто из героев вам понравился больше?
13. Выборочное чтение.
Найдите отрывок, соответствующий данной иллюстрации.
14. Расставить иллюстрации по тексту.
15. Просмотр отрывка из мультфильма. По многим рассказам В. Бианки созданы мультфильмы. Посмотрим отрывок из мультфильма «Мышонок Пик»
16. Итог урока.
С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? О чем писал В.Бианки? Чему учит нас эта сказка? (быть добрыми, отзывивыми, любить природу и т.д)
Наше путешествие завершилось.
Каждый из вас был хорошим читателем.
17. Выставление отметок
Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, к своей душе.
Слышите ? Это рождается новое великое чувство любви ко всему живому. Позвольте ему поселиться в вашей душе навсегда не гоните его. Вам стало хорошо и тепло.