Просмотр содержимого документа
«К. Г. Паустовский «Первый зимний день»»
Тема урока К. Г. Паустовский «Первый зимний день».
Планируемые результаты:
Формировать УУД:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение; объясняют переносное значение отдельных слов, фразеологизмов; познакомятся с текстом-описанием, выделяют в тексте главную мысль.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и общения в группе и следуют им.
Основные понятия: текст-описание, основная мысль, устное сочинение, стихотворение, рассказ.
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
- Мы продолжаем работу по изучения произведений раздела «Зимние картины». Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Ноябрь.
(Слайд 1 -8. Зимние картины)
Постановка учебной задачи.
Формулировка темы урока.
-Откройте учебник страница 112 и прочитайте фамилию автора.
-Может быть кто-то уже познакомился раньше с произведениями этого автора?
-Прочитайте заголовок произведения.
- Попробуем сформулировать тему урока. Скажите, что будем сегодня изучать?(Произведение «Первый зимний день» Паустовского)
-Познакомимся с отрывком произведения Константина Георгиевича Паустовского «Первый зимний день» из рассказа «Прощание с летом»
ОТКРЫТЬ ТЕМУ Слайд 10
Формулировка целей урока
-Пользуясь опорными словами на экране поставьте цели урока.
Слайд 11
Познакомиться... (со сведениями из биографии К. Г. Паустовского).
Прочитать... (произведение К. Г. Паустовского «Первый зимний день»).
Проанализировать... (это произведение, ответить на вопросы и найти его основную мысль).
Учиться... (выразительно читать новое произведение).
Знакомство с автором К. Паустовским
Слайд 12
-Послушайте сообщение об авторе (Батршин И., Жаринова Н.)
Знакомство с биографией К. Г. Паустовского.
Слайд 13 Выставка книг Паустовского
Работа с заглавием и иллюстрацией
-Прочитайте еще раз название рассказа. Как вы думаете по заглавию можно догадаться о чём пойдёт речь?
-О чём? (как наступила зима)
-Что изобразили оформители учебника на иллюстрациях к произведению на стр. 112-113?
- Предположите содержание рассказа? О чем он будет?
-Вероятно, художники хотят рассказать нам о том, что мы будем читать о снеге, который всё засыпал, о снегирях – зимних птицах.
Открытие нового знания
-Чем художник пишет свои картины? (кистью и красками)
-Музыкант пользуется звуками. А чем же пользуется писатель?
Дети: Словом.
- Сегодня будем обращать внимание на слова. К. Г. Паустовский - мастер слова, мастер образных выражений. Наша задача найти в этом тексте образные выражения.
Прослушивание произведения в исполнении актера
-Сейчас вы прослушаете полный рассказ «Прощание с летом» в исполнении настоящего актера. В учебнике только отрывок из этого рассказа.
-Сядьте, как слушатели, закройте глаза и представьте себе все, что услышали.
-Потом поделитесь, кто и что услышал и увидел в первый зимний день.
-Что вы услышали, увидели в своем воображении?
-Чем удивил вас рассказ?
Дети: С наступлением зимы стало волшебно, красиво.
- Совпали ли ваши рассуждения об иллюстрациях к отрывку с услышанным?
-Свидетелем какого чуда стал Паустовский? (Первый снег. Стало тихо, странно, волшебно.)
Слайд
Говорят, когда выпадает первый снег, объявляется в лесах Снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. То там, за елочками, то там, на просеке мелькнет снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге…
Проверка первичного восприятия прочитанного.
-Сейчас мы начнем с вами читать отрывок.
- Наша задача найти слова, которыми писатель рисует картины зимы.
-Я прошу вас подчеркивать их карандашом в тексте учебника.
- Подчеркнутые вами слова в тексте – это важные по смыслу слова, или логические ударения.
Абзац 1. Чтение по цепочке.
-Почему ощущения странные, непонятные? Было очень тихо.
-Почему автору показалось, что он оглох во сне? (Было очень тихо.)
-Какая тишина наступила за окнами? (Необыкновенная тишина.)Прочитайте еще раз об этом.
-Как автор называет необыкновенную тишину? (Он называет ее «мертвой».)
- Ребята, как вы думаете, почему ночь за окном показалась автору мертвой ?
-В каком значении здесь автор использует слово «мертвая»?
-В прямом или переносном? (В переносном.)
- Объясните смысл этого выражения. (полная, беззвучная)
-Докажите словами из текста. Прочитайте. (“Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад”. “За стёклами всё было снежно и безмолвно”.)
-Автор пишет необыкновенным, красивым языком.
- Приписывает неодушевленным предметам качества живых людей, это украшает текст.
-Чтобы узнать как называется такие обороты речи, соедините слоги по порядку.
Такой прием в литературе называется олицетворение.
- Итак, олицетворение - это литературный прием, заключающийся в изображении неодушевленных предметов, как живых. Этот прием широко использовался практически всеми классиками.
- Если камни начинают думать, деревья печалиться, природа переживать - то перед вами абсолютно точно олицетворение.
Абзац 2.Чтение хором.
-Как понимаете выражение «снежно и безмолвно»? (много снега и тишина).
Абзац 3.Чтение вполголоса.
-Найдите в тексте, с чем автор сравнивает снег? (Стеклянный дождь)
- Почему снег сравнивается со стеклянным дождем?
- Падающий снег в лунном свете напоминал елочное украшение
-Докажите, прочитайте.
-Такой прием называется сравнением.
-Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета
Учитель. А как можно озаглавить эту словесную картину?
Дети: Первый снег.
Учитель: Да, то есть речь идет о начале зимы.
В литературе такие слова имеют своё название - эпитет -Яркое представление о предмете, подчеркивающее в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному и несущее особо выразительные свойства в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, называется эпитетом.
Физминутка.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Декабрь. Изображаем дерево.
Абзац 4. Читают мальчики.
-Почему всё хрустело?
Д. -Ночью похолодало, всё покрылось тонкой корочкой льда, и снегом, под тяжестью снега раздавался хруст.
Абзац 5.Читают девочки.
- Как вы думаете, почему автору не хотелось оставаться дома?
Д. -За окном всё было, как в сказке, ему хотелось всё разведать, насладиться первым снегом.
Абзац 6. Чтение с ошибками учителем.
-Проверим, насколько вы еще внимательны. Я буду читать 6 абзац, и умышленно делать ошибки. Кто их заметит, может меня поправить.
-Повторное безошибочное чтение .1ученик.
- Как вы понимаете выражение «день как будто дремал»? (Было так тихо, спокойно)
- На улице было пасмурно, спокойно, тихо, что даже хотелось спать, вот и день как будто дремал.
-Так автор описывает начало зимы?
-Может день дремать? (Нет. Дремать могут только живые предметы.)
-Кто запомнил, как называется прием в литературе, когда неодушевленные предметы изображаются как живые? (Олицетворение.)
Абзац 7 Выразительное чтение. 1 уч.
-Что было последней памятью о лете и осени? ( кисть рябины)
Абзац 8 Чтение «паровозиком», с ускорением.
-Кто не отстал?
-Почему зима кажется такой же прекрасной, как лето?
-Найди ответ в рассказе, прочитай.
Первичное закрепление.
-Как автор относится к зиме? Подтвердите свой ответ строчками из текста. («Он любит зиму, ...зима показалась нам такой же прекрасной, как лето».)
-Вам понравилось произведение?
-А каким вы видите первый зимний день?
-Кому захотелось очутиться в зимнем лесу?
-Удалось ли автору передать словом свое настроение вам?
-Что представляли, чувствовали, когда читали произведение?
-Какие слова или словосочетания вы подчеркнули?
-Расскажи, каким вы увидели начало зимы. Вспомните, где это было.
-Что ты услышал и увидел в этот день?
-Какое было настроение?
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
- Выполните тесты на странице 22-23. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
-Проверка вместе. Докажи. (1-3 ,2-1, 3-2, 4-а)
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Выпишите все средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения) из текста на страницах 113-114 в таблицу.
Олицетворения
Эпитеты
Сравнения
Умер дождь
Необыкновенная тишина
Как стеклянный дождь
Умер ветер
Мертвая тишина
Прекрасной, как лето
Умер сад
Шумливый сад
День дремал
Беспокойный сад
Зима начала хозяйничать
Рефлексия
-Чтобы вы рассказали тем, кто еще не знаком с произведением К. Г. Паустовского “Первый зимний день” Д. -Обязательно прочитайте этот рассказ, он очень красивый; когда вы будете читать, то можете представить картины природы – пейзажи про первый снег, в тексте есть необычные фразы – эпитеты и олицетворения……..