Учитель начальных классов Кочешкова Н.И.
- обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;
- воспитывать ответственность за свои поступки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. (3 мин) | Эмоциональный настрой. К нам на урок пришли учителя, которые хотят посмотреть и послушать, как вы занимаетесь, какие выводы вы можете делать, всегда ли правильно умеете оценивать поступки людей, своих товарищей, литературных героев. Думаю, что у вас все получится. Желаю успехов. | Приветствуют гостей, спокойно садятся за парты. | Личностные УУД. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД. Развивать умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5-7 мин). | Предположите, какой урок у нас будет сейчас? ( урок литературнго чтения). Я предлагаю вам составить синквейн к слову УРОК. Вспомните, как составляется синквейн, что обозначает это понятие? Синквейн – это название формы стихотворения, причем, не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. Она назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. СИНКВЕЙН. 1. Название темы. 2.Описание темы ( два прилагательных). 3. Действие в рамках этой темы ( три глагола). 4. Это фраза, показывающая отношение к теме. 5. Слово, которое повторяет суть темы. Мотивация. Слайд Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни. Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… -Что же считал главным в человеке третий мудрец? - Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока. | Урок. Интересный, познавательный. Учимся, читаем, высказываемся. Все получают новые открытия. Знания. (Дети высказывают свои варианты ответов). |
III.Постановка учебной задач. (2-3 мин). Физминутка муз-ая. «Две половинки». | Сообщения о творчестве писателя. - А сейчас вспомните, с каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор этого рассказа? Что вы знаете об авторе? Презентация. | Полосатая палка Юрий Яковлевич Яковлев. Российский детский писатель. Родился в Ленинграде. Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын. Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизнь, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны. | Познавательные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте Регулятивные УУД. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать важность планирования своей деятельности. Коммуникативные УУД. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в грамм. правильной форме. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. (10-11 мин.) | Прогнозирование. Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ? Зачитайте -Что хочет он сказать этими словами? - Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав? Составление характеристики героя. - Откройте учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа. -Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка? Давайте охарактеризуем его. Итак, при первом знакомстве мы видим (высказывания, зачитывание текста). - Очень часто человека характеризуют его поступки. - Задумывался ли он над своими поступками? -Чем оказалась полосатая палка в его руках? - В каких словах это выражено? - Какие чувства он вызывал у других людей? Подберите характеристику мальчику и его действиям; выберите из данных слов подходящие для этого поступка. Думаю, дали верную оценку.. А вы хотели бы, чтобы окружающие испытывали такие же чувства к вам? | Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить. Искать слепого… Отдать палку. Совершать больше добрых поступков. ( Дети читают начало рассказа, слежу за выразительностью, эмоциональной окраской голоса ) С.59 ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось) С.59 конец первого абзаца * возмущение; * восхищение; * равнодушие ; * неловкость; * уважение ; * радость; * обиду ; * доброжелательность; * чувство бессилия ; * недовольство. (Она «жгла» его руки; ему казалось, что все знают, где он взял её и каким образом; он чувствовал себя преступником…и не знал, как избавиться от этого чувства). (Мне кажется, что Миша стал уже осознавать, что поступил неправильно…) (Старушка его пожалела…), его осуждали. | Регулятивные УУД . Работать с учебником, находить нужную информацию. Познавательные УУД . Находить ответы на вопросы по иллюстрациям. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Учиться работать по составленному совместно с учителем плану. |
V.Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин.) Физпауза для всех мышц тела. | Я предлагаю вам поработать с «нравственной лесенкой»; на которую ступеньку вы бы поставили нашего героя? Объясните свой выбор. (на ней 3 ступеньки, 1-я – для плохих поступков, 2-я… и 3-я - для самых хороших поступков). Какой краской бы вы нарисовали Мишку? - Почему выбрали именно этот цвет? С чем он у вас ассоциирует? Наблюдение над перевоплощением характера героя. На протяжении рассказа Мишка остаётся таким же плохим? Давайте постараемся понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим ,более человечным? - На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали их. Перед вами карточки с названиями частей. 1.Знакомство с Мишкой. 2.Встреча с бабушкой. 3. Мишка силой отнимает палку у слепого. 4.Мальчик хочет исправить злой поступок. 5.Ещё есть надежда. (Надежда умирает последней). -Выполните задание: -Сравните, соответствует ли изложение автором событий в тексте с событиями, которые происходили в жизни? Отчего автор сознательно нарушает ход событий? -Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям. -На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? - Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? | ( ответы детей) Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над их последствиями, над тем, что они могут причинить боль и даже лишить жизни других. Чужая беда его не «трогает». Ему чужды страдания других, ведь это не касается его самого. Здесь можно воспользоваться пословицей: «Сытый голодного не разумеет». 1 вариант- в том порядке, в котором события в жизни происходили с мальчиком.(сюжет рассказа) 2 вариант- в том порядке, в котором события изложены в тексте.(композиция рассказа). (Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.) Нет, не соответствует. (Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался бы о похищении палки.) (Чтение отрывка по ролям – слежу за эмоциональностью передачи слов-действий). Чтение по ролям. С.61-62 Как на крючок… Цепкий крючок… Как крючья…(ведь крючья впиваются, цепляются и не отпускают жертву. А Мишка-жертва, жертва самого себя). (Ужас Мишки, когда он осознает, что же он натворил (Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание) | Познавательные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в задании. Умение пользоваться интерактивной доской. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Личностные УУД. Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД . Выразительно читать и пересказывать текст, находить заданные отрывки. |
VI.Самостоятельное применение знаний и умений в новой ситуации. (4-5 мин.) | Анализ чувств героя. Работа над иллюстрацией из рассказа . СЛАЙД - В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев раскрывает характер героя не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания. В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»? Как вы её поняли? Бывают ли у вас такие ссоры с самим собой? Отчего они случаются? -Какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой? Бывали ли у вас подобные ситуации? Может, вы кому-то помогли? Обидели? Терзала ли вас совесть? - А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: Зачитаем его. Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою? Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? Что такое совесть? Слайд | С.63 (Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой безобразный поступок). (Я думаю что хороший осилил плохого, ведь мальчик не выбросил палку, а стал везде искать слепогочеловека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов - совершил благородный поступок.) «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» С. 68 Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…» Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям). ( Угрызения совести). Да, это совесть. Она у него была где- то в глубине, но нашла выход из этого лабиринта. (В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.) |
VII.Включение в систему знаний и повторение. (4-5 мин.) | Как вы понимаете значение этого слова? Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово. (Толковый словарь В.И. Даля) Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу: -Почему вы так решили? - Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть? -Значит ли, что светлая модель нашла своё место? -Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим? Есть надежда на что? - Куда же надо спешить? - Почему надо спешить? На дом: | Найдем в словаре Даля значение этого слова. Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы. Слайд Без совести и при большом уме не проживёшь. Нечистая совесть спать не даёт. Совесть без зубов, а загрызёт. Стыд не дым, а глаза ест. Нет, автор об этом не говорит, но мы видим его метания, его душевное беспокойство и можем сделать вывод, что Мишка одумался, он осознает, что поступил плохо. Надежда исправиться есть всегда, нужно только осознать это и захотеть сделать все правильно. Спешить нужно на помощь нуждающимся: всем-всем-всем! На телевидении часто просят помочь тем детям и их родителям, которые сами не могут бороться с болезнью, а добрые люди (их , оказывается, очень много!) помогают материально и морально безвозмездно. Послушайте стихотворение о совести. Совесть. Автор: | Яна Кузовлева | Совесть, | | | | Словно ненаписанная повесть Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось – ровно дышит Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой; А еще – способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть. | (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..) | Регулятивные УУД. Работать с иллюстрациями к произведениям. Личностные УУД. Уметь сопоставлять рисунок и произведение. |
VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов) Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания. (2-3 мин.) | Придумайте конец этому рассказу. Составьте свой отзыв о прочитанном, оформите его красочно. Слайд . Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец? Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека- совесть. - О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его? Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку. -Какие слова могли бы быть итогом нашей работы? Нужно жить по совести, помогать тем, кто нуждается и ищет поддержки. | Желаю, чтобы ваша совесть никогда не заснула, чтобы светила вам ярким маяком всегда в жизни. Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы. Рефлексия: Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке. Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Личностные УУД. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД. Уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию |