kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю. Яковлев «Полосатая палка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Ю. Яковлев  «Полосатая палка». в 4 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ю. Яковлев «Полосатая палка».»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Учитель начальных классов Кочешкова Н.И.

Класс: 4.

Программа УМК «Гармония»

Автор учебника: О.В.Кубасова «Литературное чтение» -Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013г

Тема урока: Ю. Яковлев «Полосатая палка».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели и задачи:  - на примере прочитанного материала проследить перевоплощение образа героя;

- обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

- развитие умения определять тему и идею произведения;

- воспитывать ответственность за свои поступки.


Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, модель «нравственной лесенки» ; силуэт героя, Толковый словарь В. И.Даля.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

(3 мин)


Эмоциональный настрой.


К нам на урок пришли учителя, которые хотят посмотреть и послушать, как вы занимаетесь, какие выводы вы можете делать, всегда ли правильно умеете оценивать поступки людей, своих товарищей, литературных героев.

Думаю, что у вас все получится. Желаю успехов.


Приветствуют гостей, спокойно садятся за парты.










Личностные УУД.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД.

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД.

Делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(5-7 мин).


Предположите, какой урок у нас будет сейчас? ( урок литературнго чтения).

Я предлагаю вам составить синквейн к слову УРОК. Вспомните, как составляется синквейн, что обозначает это понятие?


Синквейн – это название формы стихотворения, причем, не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. Она назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов.



СИНКВЕЙН.

1. Название темы.

2.Описание темы ( два прилагательных).

3. Действие в рамках этой темы ( три глагола).

4. Это фраза, показывающая отношение к теме.

5. Слово, которое повторяет суть темы.










Мотивация.

Слайд

Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.


Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…


-Что же считал главным в человеке третий мудрец?


- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

Урок.

Интересный, познавательный.

Учимся, читаем, высказываемся.

Все получают новые открытия.

Знания.




(Дети высказывают свои варианты ответов).


III.Постановка учебной задач.

(2-3 мин).














Физминутка муз-ая.

«Две половинки».

Сообщения о творчестве писателя.

- А сейчас вспомните, с каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Кто автор этого рассказа?

Что вы знаете об авторе?

Презентация.




Полосатая палка

Юрий Яковлевич Яковлев.

Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизнь, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.


Познавательные УУД.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные УУД.

Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать важность планирования своей деятельности.

Коммуникативные УУД.

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в грамм. правильной форме.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

(10-11 мин.)



Прогнозирование.

Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ?


Зачитайте

-Что хочет он сказать этими словами?

- Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?


Составление характеристики героя.

- Откройте учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа.


-Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка?


Давайте охарактеризуем его.

Итак, при первом знакомстве мы видим (высказывания, зачитывание текста).

- Очень часто человека характеризуют его поступки.

- Задумывался ли он над своими поступками?



-Чем оказалась полосатая палка в его руках?

- В каких словах это выражено?



- Какие чувства он вызывал у других людей?


Подберите характеристику мальчику и его действиям; выберите из данных слов подходящие для этого поступка.



Думаю, дали верную оценку.. А вы хотели бы, чтобы окружающие испытывали такие же чувства к вам?






Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.


Искать слепого…

Отдать палку.

Совершать больше добрых поступков.



( Дети читают начало рассказа, слежу за выразительностью, эмоциональной окраской голоса )

С.59



( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)

С.59 конец первого абзаца

* возмущение; * восхищение;

* равнодушие ; * неловкость;

* уважение ; * радость;

* обиду ; * доброжелательность;

* чувство бессилия ; * недовольство.

(Она «жгла» его руки; ему казалось, что все знают, где он взял её и каким образом; он чувствовал себя преступником…и не знал, как избавиться от этого чувства).

(Мне кажется, что Миша стал уже осознавать, что поступил неправильно…)


(Старушка его пожалела…), его осуждали.




Регулятивные УУД .

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Познавательные УУД .

Находить ответы на вопросы по иллюстрациям.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Учиться работать по составленному совместно с учителем плану.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

(4-5 мин.)



























































Физпауза для всех мышц тела.

Я предлагаю вам поработать с «нравственной лесенкой»; на которую ступеньку вы бы поставили нашего героя? Объясните свой выбор.

(на ней 3 ступеньки, 1-я – для плохих поступков, 2-я… и 3-я - для самых хороших поступков).

Какой краской бы вы нарисовали Мишку?


- Почему выбрали именно этот цвет? С чем он у вас ассоциирует?









Наблюдение над перевоплощением характера героя.

На протяжении рассказа Мишка остаётся таким же плохим?

Давайте постараемся понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим ,более человечным?


- На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали их. Перед вами карточки с названиями частей.

1.Знакомство с Мишкой.

2.Встреча с бабушкой.

3. Мишка силой отнимает палку у слепого.

4.Мальчик хочет исправить злой поступок.

5.Ещё есть надежда.

(Надежда умирает последней).


-Выполните задание:


-Сравните, соответствует ли изложение автором событий в тексте с событиями, которые происходили в жизни?


Отчего автор сознательно нарушает ход событий?



-Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.


-На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте?

- Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова?


( ответы детей)





Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над их последствиями, над тем, что они могут причинить боль и даже лишить жизни других.

Чужая беда его не «трогает». Ему чужды страдания других, ведь это не касается его самого.

Здесь можно воспользоваться пословицей: «Сытый голодного не разумеет».











1 вариант- в том порядке, в котором события в жизни происходили с мальчиком.(сюжет рассказа)


2 вариант- в том порядке, в котором события изложены в тексте.(композиция рассказа).


(Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.)






Нет, не соответствует.

(Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался бы о похищении палки.)

(Чтение отрывка по ролям – слежу за эмоциональностью передачи слов-действий).



Чтение по ролям.



С.61-62

Как на крючок…

Цепкий крючок…

Как крючья…(ведь крючья впиваются, цепляются и не отпускают жертву. А Мишка-жертва, жертва самого себя).

(Ужас Мишки, когда он осознает, что же он натворил


(Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание)


Познавательные УУД.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Умение пользоваться интерактивной доской.

Коммуникативные УУД.

Умение работать в паре и в группах.



Познавательные УУД.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД.

Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

 Коммуникативные УУД .

Выразительно читать и пересказывать текст, находить заданные отрывки.

VI.Самостоятельное применение знаний и умений в новой ситуации.

(4-5 мин.)


Анализ чувств героя.

Работа над иллюстрацией из рассказа . СЛАЙД

- В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев раскрывает характер героя не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания.

В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?

Как вы её поняли?

Бывают ли у вас такие ссоры с самим собой? Отчего они случаются?


-Какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

Бывали ли у вас подобные ситуации? Может, вы кому-то помогли? Обидели?

Терзала ли вас совесть?





- А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: Зачитаем его.

Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою?


Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке?

Что такое совесть? Слайд



С.63


(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой безобразный поступок).







(Я думаю что хороший осилил плохого, ведь мальчик не выбросил палку, а стал везде искать слепогочеловека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов - совершил благородный поступок.)

«Нет, полосатые палки выдают не слепым…»

С. 68

Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…»


Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям).

( Угрызения совести).

Да, это совесть. Она у него была где- то в глубине, но нашла выход из этого лабиринта.


(В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)



VII.Включение в систему знаний и повторение.

(4-5 мин.)


Как вы понимаете значение этого слова?

Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.

(Толковый словарь В.И. Даля)



Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу:

-Почему вы так решили?


- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?


-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?


-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?


Есть надежда на что?



- Куда же надо спешить?

- Почему надо спешить?




































На дом:





Найдем в словаре Даля значение этого слова. Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.


Слайд

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Стыд не дым, а глаза ест.








Нет, автор об этом не говорит, но мы видим его метания, его душевное беспокойство и можем сделать вывод, что Мишка одумался, он осознает, что поступил плохо.

Надежда исправиться есть всегда, нужно только осознать это и захотеть сделать все правильно.

Спешить нужно на помощь нуждающимся: всем-всем-всем!

На телевидении часто просят помочь тем детям и их родителям, которые сами не могут

бороться с болезнью, а добрые люди (их , оказывается, очень много!) помогают материально и морально безвозмездно.

Послушайте стихотворение о совести. Совесть.

Автор:

Яна Кузовлева


Совесть,





Словно ненаписанная повесть


Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось – ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще – способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.




(Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)


Регулятивные УУД.

Работать с иллюстрациями к произведениям.

Личностные УУД.

Уметь сопоставлять рисунок и произведение.


VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания.

(2-3 мин.)


Придумайте конец этому рассказу.

Составьте свой отзыв о прочитанном, оформите его красочно.

Слайд .

Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?


Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- совесть.

- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его?


Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.


-Какие слова могли бы быть итогом нашей работы?


Нужно жить по совести, помогать тем, кто нуждается и ищет поддержки.






Желаю, чтобы ваша совесть никогда не заснула, чтобы светила вам ярким маяком всегда в жизни.


Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы.

Рефлексия:


Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.

Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.


Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу…

Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился…

У меня получилось… Я смог… Я попробую…

Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Личностные УУД.

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Коммуникативные УУД.

Уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Ю. Яковлев «Полосатая палка».

Автор: Кочешкова Нина Ивановна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по литературному чтению "Полосатая палка" Ю.Яковлев."
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiupolosataiapalkaiuiakovliev"
    ["file_id"] => string(6) "300440"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456734255"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Ю. Яковлев "Полосатая палка""
    ["seo_title"] => string(31) "iu_iakovliev_polosataia_palka_1"
    ["file_id"] => string(6) "399404"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489304916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства