kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История о Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "История о Древней Руси"    формирует  представление о Древнерусском государстве, умение работать с картой и лентой времени; определять факторы, обусловившие введение христианства на Руси, раскрывает роль личности князя Владимира в крещении Руси и значение принятия христианства;  формирует умение устанавливать логические связи; воспитывает   интерес к истории,уважение к истории Отечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История о Древней Руси »

МАОУ «Давыдовская гимназия»

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области







В о в р е м е н а Д р е в н е й Р у с и

Урок истории





















Учитель: Пальчиковская Г.В.






Тема урока. «Во времена Древней Руси».


Тип урока: изучение нового.


Задачи урока.

- формировать представление о Древнерусском государстве:

- формировать умение работать с картой и лентой времени;

- определить факторы, обусловившие введение христианства на Руси;

- раскрыть роль личности князя Владимира в крещении Руси и значение принятия христианства;

- формировать умение устанавливать логические связи; развивать устную речь, память; расширять словарный запас:

- воспитывать интерес к истории, уважение к истории Отечества


План урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала. 1 .Введение в тему.

2.Образование Древнерусского государства. З. Князь Владимир и Крещение Руси.

IV. Закрепление изученного

  1. Итоги урока. Домашнее задание.


Основные термины и понятия:

государство, правитель, Киевская Русь, князь, религия, христианство.

Оборудование:

тест по теме «Жизнь древних славян», макеты славянских поселений, карта «Киевская Русь», контурные карты, рабочие листы, лента времени, аудиозапись, презентация к уроку «Во времена Древней Руси».





Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.


  1. Проверка домашнего задания.


1.Проверочное тестирование.


Вариант 1 Вариант 2


1.Поселение древних славян находились: 1. Русские, украинцы и белорусы

произошли от:

а) в западной части Европы; а) восточных славян;

б) в восточной части Европы; б) западных славян;

в) в центральной Европе. в) южных славян.

2. Древние славяне жили: 2. Жили славяне племенами, чтобы

сообща заниматься:

а) семьями; а) земледелием;

б) в одиночку; б) бортничеством;

в) племенами в) рыболовством

3. Где вырубали место для поселения: 3. Что делали с деревьями,

вырубленными под пашню:

а) на краю болота: а) забор вокруг поля;

б) на берегу реки; б) закапывали в землю;

в) среди густого леса в) сжигали, а золой удобряли почву

4. Кто, по мнению славян, повелевал 4. Кто был одним из главных богов

всеми явлениями природы: славян:

а) один верховный бог; а) Зевс;

б) различные боги; б) Юпитер;

в) злые духи в) Перун

5. К кому обращались славяне за 5. С чем связаны многие

помощью и защитой: славянские праздники:

а) к душам умерших предков; а) с различными ремёслами;

б) к русалкам; б) с почитанием природы;

в) к ангелам в) с победами над врагом


2. Пересказ «Жизнь древних славян»

по плану, составленному на предыдущем уроке.

Слушаются рассказы: «Край населённый восточными славянами» /Слайд 1/

и «Славянские боги и праздники». /Слайд 2/


  1. Изучение нового материала.

-- Сегодня нам предстоит выяснить, когда и как образовалось Древнерусское государство.

Давайте вспомним необходимые признаки государства. /Ответы детей./

/Слайд 3./ Это наличие территории, определение границ, столицы, формы управления.

Переместимся по «Ленте времени» на 12 веков назад и окажемся в ____ веке

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни древних славян.

Шли века. Постепенно менялась жизнь славян. Они научились лучше обрабатывать землю, усовершенствовали орудия труда. Каждая семья работала теперь на своём поле, самостоятельно вела своё хозяйство. Многие славянские посёлки стали разрастаться.


Нам известно, что славяне селились по берегам рек. Вспомните и объясните, почему? /Ответы детей./

Действительно, реки были той единственной дорогой, в непроходимых лесах и болотах, используя которую, славяне могли общаться и обмениваться товарами между племенами и с другими народами.


Рассмотрите карту на стр.41 учебника. Назовите реки, протекающие на территории расселения славян между Балтийским и Чёрным морями. /Выполнение задания./


-- Жители побережья Балтийского моря, которых называли варягами-русами стремились торговать с жителями побережья Черного моря, которых славяне называли греками.

/Слова варяги-русы -- греки записаны на доске./


Выполните задание 1 на рабочих листах, работая в парах. /Слайд 4/

/Один читает текст, другой карандашом на схеме отмечает путь «из варяг в греки», который проделывали купцы./

Затем одна пара показывает этот путь на карте.


Задание 1. Внимательно читая текст, проследи с помощью карандаша путь «из варяг в греки», который проделывали купцы.


Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень-озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки (ладьи) по суше в Западную Двину. Переплывали её, затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускались по нему в Чёрное море.


-- Греки со своими товарами отправлялись в противоположную сторону.

Этот путь походил через земли ______? / Заселённые славянами./

-- Славянам это было выгодно? Почему? / Рассуждения детей./

-- Да. Так как встречные варяжские и греческие суда часто останавливались у берега реки, чтобы обменяться различными товарами между собой и с местными жителями.

-- Представьте себя купцами, плывущими с богатыми товарами по реке. Вашему взору открываются четыре картины. Прочитайте задание 2 в рабочих листах.


Задание 2. а) Низкий берег реки, к которой близко подходит лес.

б) Высокий берег реки, поросший лесом.

в) Большая поляна на высоком берегу реки.

г) Низкий болотистый берег.

--Какое место вам кажется наиболее надёжным и удобным для ведения торговли с местными жителями? Обоснуйте свой выбор. /Мнения детей./

Что потом возникало на этих удобных для торговли местах, вы мне ответите, выполнив задание 3.



Задание 3. Вставьте нужное слово, предварительно проанализировав

информацию в скобках. Допиши предложение.


По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные ______________: Новгород, Смоленск, Киев и другие.

(Это были места складирования товаров во время их обмена купцами, которые нужно было огораживать, охраняя от врагов. В этих городах торговая площадь была главной.)

/Слайд 5/


-- Итак. В 8-9 веках на землях, заселённых славянами, по берегам рек стали возникать города.

-- Догадались ли вы, как образовалось слово «город»? Докажите, выбрав из списка однокоренные слова к данному слову.


Задание 4. Выбери из списка однокоренные слова к слову «город».

Город, горка, городить, гореть, огородить, изгородь,

горница, городской, горевать, пригород, горький.


Физкультминутка. Групповое задание.


-- Постройте в нужном месте на берегу реки город, используя предложенный

набор деталей /условных обозначений./.


-- Подведем некоторые итоги.

К середине 9 века славянские племена занимали обширную территорию между Балтийским и Чёрным морями с севера и юга, от Вислы до Волги на западе и востоке.

Но между славянскими племенами / рассказывается в летописи/ не было согласия, а были у них всё ссоры и драки.

Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтоб своим не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить

Сам Рюрик сел в Новгороде. /Слайд 6/

Так началось в 862 году славянское государство.

-- Выполните задание 5. Ответьте на вопрос: Какое название получило это государство и почему?

Задание 5. Прочитайте два суждения и впишите между ними нужное слово-связку.

Используйте слова для справок.




Рюрик и его дружина Страна, где правили

были из племени потомки Рюрика стала

варягов-русов ------------------------ называться Русью



Слова для справок : так как, поэтому, словно, причём


Через несколько лет, в 882 году, другой князь -- Олег, увидев, как удобно расположен город Киев, как он красив, богат и надёжен, перенёс в него столицу из Новгорода.

Так к концу 9 века на карте Европы появилось государство Киевская Русь.

/Слайд 7/


Физкультминутка. /Упражнение на внимание/


Звучит отрывок из балета И. Стравинского «Весна священная» / 40 секунд./


-- А теперь перенесёмся на сто лет вперёд, и окажемся в каком веке? / 10 –м / /Слайд 8/

В это время на Руси правил Князь Владимир /Слайд 9/

и за годы его княжения произошли в государстве важные перемены. Он расширил территорию страны и укрепил её границы, собрав богатырские дружины. Но в историю князь Владимир вошёл как креститель Руси.

Велика и сильна в те времена была Древнерусская держава. Слух о ней шел по всем странам. Но несмотря на это, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что она была языческой /непонятной для остальных/

Это была главная причина, по которой князь Владимир решил изменить веру на Руси.

Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в соседние страны.

Давайте послушаем разговор, который мог состояться между князем Владимиром и вернувшимися послами.

/Учащимся заранее раздаются листы с текстами – речью послов./

Автор. Пришли к князю Владимиру от евреев.

Князь Владимир. А где же находится их земля?

Посол. В Иерусалиме.

Князь Владимир. Но там ли они живут теперь?

Посол. Нет. Бог разгневался на их отцов и разбросал народ их по разным странам, а землю отдал христианам.

Князь Владимир. Мы не можем принять веру людей, отверженных Богом, чтобы и с нами не было того же.

Автор. Вернулись послы из Рима.

Посол. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи. Священники носят богатые одежды, но службу в храме можно проводить только на непонятном нам латинском языке.

Автор. И эту религию не принял князь.


Возвратились послы и от греков. /Слайд 10/

Давайте послушаем, что они сказали.

Посол от греков. В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… Чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их бога, хоть и умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.

Автор. Веру греков, которая пришла к нам из Византии, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа. Она была более понятна и знакома славянам, т.к. они издавна поддерживали связи с этим могущественным в те времена государством. Для приобщения к христианской церкви были совершены обряды Крещения: человека погружают в воду или кропят водой.

/Слайд 11 /

Годом Крещения Руси считается 988 год.

Принятие христианства имело для Древнерусского государства огромное значение.

Задание 6. Прочитай текст. Определи значение принятия Русью христианства.

/Подчеркни в тексте карандашом. /

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Крещение -- важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет. На неё стали смотреть как на равную.


IV. Закрепление изученного.


Давайте обобщим все полученные на уроке сведения.

- Когда появилось на карте Европы государство Киевская Русь.?

- Почему оно получило такое название?

- Кто им управлял?

- Какого князя считают крестителем Руси?

- Какой год считается Крещением Руси?


Самостоятельная работа. Выполнение заданий 7, 8, 9 в рабочих листах.


V. Итог урока. Домашнее задание.



Рабочий лист к уроку «Во времена Древней Руси»

Задание 1. Внимательно читая текст, проследи с помощью карандаша путь «из варяг в греки» . который проделывали купцы.

Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень-озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки (ладьи) по суше в Западную Двину. Переплывали ее, затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускались по нему в Черное море.

Задание 2. а) Низкий берег реки, к которой близко подходит лес.

б) Высокий берег реки, поросший лесом.

в) Большая поляна на высоком берегу реки.

г) Низкий болотистый берег.

Задание 3. Вставьте нужное слово, предварительно проанализировав информацию в скобках. Допиши предложение.

По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные _________: Новгород, Смоленск, Киев и другие.

(Это были места складирования товаров во время их обмена купцами, которые нужно 6ыло огораживать, охраняя от врагов. В этих городах торговая площадь была главной.)

Задание 4. Выбери из списка однокоренные слова к слову «город».

Город, горка, городить, гореть, огородить, изгородь,

горница, городской, горевать, пригород, горький.

Задание 5. Прочитайте два суждения и впишите между ними нужное слово-связку. Используйте слова для справок.

Рюрик и его дружина Страна, где правили

были из племени потомки Рюрика стала

варягов-русов —————————— называться Русью

Слова для справок : так как, поэтому, словно, причём



Задание 6. Прочитай текст. Определи значение принятия Русью христианства. Подчеркни в тексте карандашом.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремесла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Крещение - важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли ее связи с другими государствами Европы, вырос ее авторитет. На нее стали смотреть как на равную.

Задание 7. Объясни название главной улицы современного Киева - Крещатик.

(В случае затруднения обратись к тексту учебника.)





Задание 8. Собери слово из слогов. Стрелочками разного цвета соедини первый слог со вторым, второй с третьим и прочитай знакомые слова.


Дру ще на


Кре я ре


Бо жи ние

Задание 9. Разгадай слова и впиши первые буквы этих слов в квадратики по порядку. Ты узнаешь, как в русской истории почетно именуется князь Владимир.

1. Ближайшая к Земле звезда - _____________________

2. Вторая по счету планета от Солнца - _____________

3. Последняя буква русского алфавита - ______________

  1. Запиши словом цифру «1000» - _________________

5 Созвездие, названное по имени охотника

из древнегреческих мифов - _____________________

6. Буква русского алфавита с

расположенной над ней загогулиной - _____________

1.

2.

3.

4.

5.

6.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История о Древней Руси

Автор: Пальчиковская Галина Витальевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация "История Древней Руси в картинах русских художников" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-istoriia-drievniei-rusi-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "122521"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414261807"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Обобщающий урок по истории России 6 класс по теме "История Древней Руси: от славян до правления Ивана Калиты" "
    ["seo_title"] => string(121) "obobshchaiushchii-urok-po-istorii-rossii-6-klass-po-tiemie-istoriia-drievniei-rusi-ot-slavian-do-pravlieniia-ivana-kality"
    ["file_id"] => string(6) "107403"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403248777"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "" Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях."
    ["seo_title"] => string(146) "skazaniie-o-bielghorodskikh-kolodtsakh-otrazhieniie-v-proizviedieniiakh-istorii-drievniei-rusi-i-narodnykh-priedstavlienii-o-sobytiiakh-i-liudiakh"
    ["file_id"] => string(6) "275221"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452530981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "" Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях."
    ["seo_title"] => string(148) "skazaniie-o-bielghorodskikh-kolodtsakh-otrazhieniie-v-proizviedieniiakh-istorii-drievniei-rusi-i-narodnykh-priedstavlienii-o-sobytiiakh-i-liudiakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "275223"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452530989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок-игра "Что? Где? Когда?" по истории Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-ighra-chto-gdie-koghda-po-istorii-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "148930"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419878849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства