III. Модуль актуализации и закрепления изученного материала | Организация учебной деятельности с рабочим листом. 1.1. Сначала нам необходимо определить хронологические рамки, которые станут для нас отправной точкой. Обратимся для этого к ленте времени (задание №1). Подумайте, какие этапы в развитии и существовании нашего государства мы изучали на предыдущих уроках? О чём говорилось в стихотворении? 1.2. Давайте вспомним, какие еще ключевые положения помогают нам локализовать события в пространстве и времени? Обращение к заданию №2. Организация беседы для выявления результативности выполненного задания. 1.3. Для того, чтобы вспомнить и проанализировать основные события и деятельность первых русских князей я предлагаю вам провести конкурс на звание «Самый заслуженный князь» (который, по вашему мнению, внёс наибольший вклад в становление и и развитие Руси). Решение это должно быть взвешенным и обдуманным. Поэтому, чтобы как-то Вам помочь, я приготовила для вас задания –подсказки. Такие задания разного уровня сложности, но выполнение любого из них заканчивается выводом, в котором вы аргументировано награждаете «правителя» вышеназванным титулом. 1.4. Актуализация знаний по теме «Удельная Русь». По вариантам необходимо подчеркнуть даты, понятия, деятелей, города и народы, которые имеют отношение к периоду раздробленности Древнерусского государства. После выполнения осуществляется проверка. 1.5. Историческая разминка. (физкультминутка). Сколько восточнославянских племен, проживавших в 6-8 веках на территории Восточно – Европейской равнины мы с вами знаем? Давайте проверим: Поляне (+), древляне (+), валахи, болгары, дреговичи (+), уличи (+), карелы, марийцы, меря, чудь, полочане (+), ильменские словене (+), печенеги, северяне (+), радимичи (+), эсты, водь, кривичи (+), вятичи(+), волыняне (+), тиверцы (+), аланы, касоги. Недавно на уроках обществознания мы говорили с вами о правах и обязанностях граждан Российской Федерации. Одним из таких важных прав является право избирать и быть избранным. Сейчас я предлагаю Вам проголосовать за самого смелого князя XIII века. Однако, чтобы нам это осуществить, необходимо получить информацию о деятельности наших кандидатов в непростое для нашего государства время, когда отовсюду грозила серьёзная опасность. Прослушайте, пожалуйста, две характеристики об исторических личностях XIII века, определив для себя имя того князя, которому вы могли бы отдать свой голос. Кроме того, анализирую выступления своих одноклассников, попробуйте составить алгоритм написания характеристики исторической личности (задание №5) 1.7.Во время раздробленности на земле единого прежде государства появляются самостоятельные политические образования. Сначала их насчитывалось около 15, потом это количество год от года становилось всё больше и больше. Я предлагаю Вам вспомнить наиболее значительные княжества, которые отличались своеобразием с точки зрения организации власти, в культурном и экономическом отношении. В задании №6 необходимо вспомнить слова-ассоциации, которые возникают у вас при упоминании Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, а также Новгородской земли (по вариантам). Какое княжество, на ваш взгляд, было самым удивительным в то время. Почему? 1.8. История неразрывно связана с культурой. Мы с вами знаем, что политические, экономические, военные события не проходят бесследно, они всегда отражаются в культуре. Вашему вниманию предлагается небольшой видеофильм, просмотрев который, вам необходимо выбрать самый главный шедевр древнерусской культуры. Работа у нас будет парная, поэтому у вас есть несколько минут для того, чтобы обсудить увиденное, принять совместное решение и свой выбор представить в виде синквейна. | 1.1. Разукрашивают ленту времени, определяя хронологические рамки (становление Киевской Руси – конец IX – первая треть (середина) XII веков; раздробленность – первая треть (середина) XII – XIII века). 1.2. Выполняют задание , работая с картами, выделяя общее и различия. Аргументируют собственную позицию. 1.3. Выбирают задание разного уровня сложности, оценивая при этом уже имеющиеся знания. Анализируя выполненные задания, выбирают правителя, соответствующего званию «Самый заслуженный князь». Представляют свою точку зрения. Анализируют выступления одноклассников. Дополняют ответы. 1.4. Озвучивают свой выбор, дополняют, конкретизируют даты, события, понятия. 1.5. Слыша название восточнославянского племени, учащиеся хлопают в ладоши. 1.6. Рассматривают и подписывают иллюстрации, предложенные в задании №5. Слушают, анализируют представленные характеристики. Составляют алгоритм и прописывают его в рабочих листах. Озвучивают получившиеся результаты своей деятельности. Дополняют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном. 1.7. Актуализируют свои знания по теме «Главные политическое центры Руси» (при необходимости обращаются к параграфам 10-11). Записывают слова –ассоциации. Аргументировано высказывают своё мнение о самом удивительном княжестве того времени. Слушают ответы одноклассников. Задают вопросы. Дополняют. Продолжают заполнение своих рабочих листов 1.8. Смотрят видеофрагмент. Обсуждают увиденное. Принимают совместное решение. Составляют и озвучивают синквейн. |