kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по истории России 6 класс по теме "История Древней Руси: от славян до правления Ивана Калиты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "История Древней Руси: от славян до правления Ивана Калиты" для 6 класса представляет собой конспект урока, содержащий цели, задачи, планируемые результаты и структуру урока. При составлении конспекта использовалось модульное построение урока.

Структурные компоненты урока:

1) Организационный момент

2) Мотивационный модуль

3) Модуль актуализации и закрепления изученного материала

4) Рефлексия. Подведение итогов урока

5) Модуль домашнего задания

К уроку разработан рабочий лист, включающий разные типы заданий, нацеленный на сслабого, среднего и сильного ученика. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по истории России 6 класс по теме "История Древней Руси: от славян до правления Ивана Калиты" »

Конспект урока по истории России в 6 классе

















Тема : «История Древней Руси:

от славян до правления Ивана Калиты»




Автор: Чечурова Алла Сергеевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ лицей №144 Калининского района

















2013- 2014 учебный год



Тема урока: «История Древней Руси: от славян до правления Ивана Калиты»


Класс: 6В


Цель урока:

Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся об этапах становления, развития и последующей политической раздробленности Древней Руси.

Задачи урока:

  • Создать яркое образное представление об эпохе Киевской Руси и о выдающихся личностях этого периода;

  • Через разнообразные формы и методы работы на уроке закрепить и систематизировать знания по изученному материалу, а также ликвидировать пробелы в знаниях;

  • Раскрыть роль исторической личности в развитии государства;

  • Охарактеризовать важнейшие княжества, возникшие во время политической раздробленности;

  • Способствовать развитию критического мышления, речи, внимания, памяти учащихся;

  • Создать условия для развития и совершенствования информационной, коммуникативной и рефлексивной компетентностей;

  • Прививать интерес к истории своего Отечества, воспитывать любовь и уважение к своему народу.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

  • Работать с разного рода заданиями, рассчитывая на собственные силы;

  • Объяснять и применять изученные понятия и термины по теме (предметные умения);

  • Анализировать карту, составлять схему, делать осознанный выбор, приводя определенные аргументы для его доказательства (предметные + познавательные умения);

  • Составлять алгоритм для характеристики исторического персонажа (предметные+ метапредметные умения);

  • Осуществлять целеполагание (регулятивные);

  • Работать в парах, участвовать в обсуждениях (коммуникативные умения);

  • Выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, проводить рефлексию своей деятельности (личностные)


Тип урока: обобщение и повторение изученного


Преобладающие формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы .


Содержание урока:

I.Организационный момент.

II. Мотивационный модуль урока.

Сообщение темы урока, целеполагание, определение круга вопросов, создание позитивного настроя.

III. Модуль актуализации и закрепления изученного материала.

Выполнение разнообразных заданий. Заполнение рабочего листа.

IV. Итог урока. Рефлексия (создание условий для самоанализа деятельности на уроке).

V. Домашнее задание.








Структура урока

Структурные компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Определение готовности учащихся к уроку. Знакомство с особенностями проведения данного урока.

Подготавливают рабочее место, настраиваются на работу

II. Мотивационный модуль

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Целеполагание.

  3. Организация беседы. На сегодняшнем уроке наша работа во многом будет зависеть от Вас и Вашего мнения, так как нам предстоит провести конкурс на звание «Самого-самого…»

  4. Создание позитивного настроя на учебную деятельность (Приложение №1)

1. Слушают

2.Совместно с учителем определяют цели и главные вопросы для организации работы на уроке

3.Отвечают на вопросы.

4. Слушают чтение стихотворения, определяя хронологические рамки.

III. Модуль актуализации и закрепления изученного материала

  1. Организация учебной деятельности с рабочим листом.

1.1. Сначала нам необходимо определить хронологические рамки, которые станут для нас отправной точкой. Обратимся для этого к ленте времени (задание №1). Подумайте, какие этапы в развитии и существовании нашего государства мы изучали на предыдущих уроках? О чём говорилось в стихотворении?


1.2. Давайте вспомним, какие еще ключевые положения помогают нам локализовать события в пространстве и времени? Обращение к заданию №2. Организация беседы для выявления результативности выполненного задания.


1.3. Для того, чтобы вспомнить и проанализировать основные события и деятельность первых русских князей я предлагаю вам провести конкурс на звание «Самый заслуженный князь» (который, по вашему мнению, внёс наибольший вклад в становление и и развитие Руси). Решение это должно быть взвешенным и обдуманным. Поэтому, чтобы как-то Вам помочь, я приготовила для вас задания –подсказки. Такие задания разного уровня сложности, но выполнение любого из них заканчивается выводом, в котором вы аргументировано награждаете «правителя» вышеназванным титулом.


1.4. Актуализация знаний по теме «Удельная Русь». По вариантам необходимо подчеркнуть даты, понятия, деятелей, города и народы, которые имеют отношение к периоду раздробленности Древнерусского государства. После выполнения осуществляется проверка.

1.5. Историческая разминка. (физкультминутка).

Сколько восточнославянских племен, проживавших в 6-8 веках на территории Восточно – Европейской равнины мы с вами знаем?

Давайте проверим:

Поляне (+), древляне (+), валахи, болгары, дреговичи (+), уличи (+), карелы, марийцы, меря, чудь, полочане (+), ильменские словене (+), печенеги, северяне (+), радимичи (+), эсты, водь, кривичи (+), вятичи(+), волыняне (+), тиверцы (+), аланы, касоги.


    1. Недавно на уроках обществознания мы говорили с вами о правах и обязанностях граждан Российской Федерации. Одним из таких важных прав является право избирать и быть избранным. Сейчас я предлагаю Вам проголосовать за самого смелого князя XIII века. Однако, чтобы нам это осуществить, необходимо получить информацию о деятельности наших кандидатов в непростое для нашего государства время, когда отовсюду грозила серьёзная опасность. Прослушайте, пожалуйста, две характеристики об исторических личностях XIII века, определив для себя имя того князя, которому вы могли бы отдать свой голос. Кроме того, анализирую выступления своих одноклассников, попробуйте составить алгоритм написания характеристики исторической личности (задание №5)


1.7.Во время раздробленности на земле единого прежде государства появляются самостоятельные политические образования. Сначала их насчитывалось около 15, потом это количество год от года становилось всё больше и больше. Я предлагаю Вам вспомнить наиболее значительные княжества, которые отличались своеобразием с точки зрения организации власти, в культурном и экономическом отношении. В задании №6 необходимо вспомнить слова-ассоциации, которые возникают у вас при упоминании Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, а также Новгородской земли (по вариантам). Какое княжество, на ваш взгляд, было самым удивительным в то время. Почему?


1.8. История неразрывно связана с культурой. Мы с вами знаем, что политические, экономические, военные события не проходят бесследно, они всегда отражаются в культуре. Вашему вниманию предлагается небольшой видеофильм, просмотрев который, вам необходимо выбрать самый главный шедевр древнерусской культуры. Работа у нас будет парная, поэтому у вас есть несколько минут для того, чтобы обсудить увиденное, принять совместное решение и свой выбор представить в виде синквейна.



1.1. Разукрашивают ленту времени, определяя хронологические рамки (становление Киевской Руси – конец IX – первая треть (середина) XII веков; раздробленность – первая треть (середина) XII – XIII века).

1.2. Выполняют задание , работая с картами, выделяя общее и различия. Аргументируют собственную позицию.

1.3. Выбирают задание разного уровня сложности, оценивая при этом уже имеющиеся знания. Анализируя выполненные задания, выбирают правителя, соответствующего званию «Самый заслуженный князь».

Представляют свою точку зрения. Анализируют выступления одноклассников. Дополняют ответы.

1.4. Озвучивают свой выбор, дополняют, конкретизируют даты, события, понятия.




1.5. Слыша название восточнославянского племени, учащиеся хлопают в ладоши.


1.6. Рассматривают и подписывают иллюстрации, предложенные в задании №5.

Слушают, анализируют представленные характеристики.

Составляют алгоритм и прописывают его в рабочих листах.

Озвучивают получившиеся результаты своей деятельности. Дополняют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном.


1.7. Актуализируют свои знания по теме «Главные политическое центры Руси» (при необходимости обращаются к параграфам 10-11). Записывают слова –ассоциации. Аргументировано высказывают своё мнение о самом удивительном княжестве того времени.

Слушают ответы одноклассников. Задают вопросы. Дополняют. Продолжают заполнение своих рабочих листов



1.8. Смотрят видеофрагмент. Обсуждают увиденное. Принимают совместное решение. Составляют и озвучивают синквейн.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

Детинец и терем Руси изначальной,
Посад городской с куполами церквей,
Тот образ до боли родной и печальный,
То слава минувших и прожитых дней.


Беседа по вопросам.

Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам её достичь?

Оцените собственную работу на уроке, используя смайлики на ваших рабочих листах.

Выскажите своё мнение относительно сегодняшнего урока (Оценочное дерево)


Отвечают на вопросы, анализируя собственную деятельность во время урока. Выставляют оценки в рабочие листы. Заполняют оценочное дерево, проговаривая перед классом сложные моменты урока, то, чему удалось научиться.

V. Модуль домашнего задания

Уровни домашнего задания:

1 ) «Необычная обычность» (повторение и подготовка к проверочной работе)

2) «Особое задание» (составить мини-интервью с одним из правителей Древнерусского государства (вопросы и предполагаемые ответы)

3) «Творчество работает на будущее» (сообщение об Иване Калите)

Фиксируют домашнее задание в дневниках. Творчески применяют полученные на уроке знания.











Приложение №1

На Марсе классно: красные пески, крутые горы и кратеры, 
Безумно красивые каналы рядом с экватором – 
Ничто не сравнится с теми закатами… 
*** 
Я могу еще долго твердить о планетах, 
Газетах, макетах, или может секретах, 
Но буду сейчас говорить о Руси- 
Серьезная тема, как не крути. 

Рюрик, Олег, Игорь и Ольга

Христианство, законы, постройки церквей

Века за веками, а царство за царством

Уходят туда, вглубь тех прожитых дней…
В XI веке страна бушевала, 
Ужасные войны она увидала, 
Но тут к нам на помощь пришел Ярослав- 
Он книгу создал, свод законов, и прав. 
Чтоб люд усмирить после смерти своей, 
Князь Русь поделил для своих сыновей. 
Но злые князья захотели престола, 
И смута с усобицей начались скоро. 
Центральная власть с каждым часом слабела, 
И дети князей принимались за дело. 
Но тут, будто тростью волшебною взмах- 
В картине явился герой Мономах. 
Он пылкость потомков легко усмирил, 
И Русь по закону опять разделил. 
Вот здесь и скрывалась большая проблема- 
Страна и теперь не собралась всецело. 
На землю родную врывались враги, 
А наши себя защитить не могли. 
Вот так и распалась великое царство, 
От злости, охоты престола, коварства…















Приложение №2



Историческая задача.

(Крещение Руси + Первое упоминание о Москве – Год, образования Древнерусского государства) : 7 + Начало правления Владимира Святого + 83 = ?

Что произошло в этот год? Опишите данное событие.







































Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2009

  2. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. древнейших времен до конца XVI века».- М.: Издательство «Экзамен», 2011

  3. Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь – тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов.- М.: Просвещение, 2011

  4. Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания.- Волгоград: Учитель, 2009

  5. История России. Разноуровневые задания. 6 класс/ Сост. Э.В. Уткина.- М.: ВАКО, 2014

  6. Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, логические задания/ О.А. Мартьянова.- М.: Планета, 2012

  7. Симонова Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт/Е.В. Симонова.- М.: Издательство «Экзамен», 2010

  8. Интернет-источники:


http://www.suhovka.ru/reznikova-t-i/innovatsionnie-technologii-na-urokach-istorii-i-obschestvoznaniya (Инновационные технологии на уроках истории и обществознания)

http://tgi65.ucoz.ru/publ/2-1-0-16 (инновационные технологии в преподавании истории)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Чечурова Алла Сергеевна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства