" Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
" Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
Конспект урока по литературе для 6 класса по теме " Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.»
««Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.).»
Технологическая карта урока
1
Предмет
Литература.
2
Класс
6.
3
Базовый учебник
Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.С.Меркин.
4
Тема урока
«Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.).
5
Тип урока
Изучение нового материала.
6
Цели урока
воссоздать атмосферу эпохи в ходе сообщений «искусствоведа»; сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»; выявить художественную идею сказания, проявившуюся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия;
формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.
7
Планируемые результаты
Выразительное чтение, различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.
Компьютер, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику, презентация.
15
Интернет-ресурсы
www.gramota.ru
16
Материалы и оборудование
Музыкальная запись, учебник, электронное приложение к учебнику, презентация .
17
Подготовительный этап к уроку
Пространство кабинета оптимально организовано для групповой работы.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Группа 1.
В таблице ученики заполняют третью часть.
Элементы композиции
Мотив
Пример
Завязка
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.
Царь очень устарел и глазами обнищал…
Развитие сюжета
Поиск потерянного или недостающего.
Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.
Кульминация
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.
Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.
Развязка
Преодоление потери или недостачи.
Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.
Группа 2.
Учащиеся заполняют правую часть таблицы.
Роли
Персонажи
Вредитель
Прекрасная девица
Дарители
Бабушка-задворенка
Помощники
Волшебные кони, Нагай-птица
Царевна
Девица Синеглазка
Отправитель
Царь
Герой
Иван-царевич
Ложные герои
Фёдор-царевич, Василий-царевич
Итог работы. Выявление признаков волшебной сказки.
- Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?
- Как распределены роли в сказке?
- Каковы характерные мотивы сказки?
3.Беседа.
Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).
- Каков смысл сравнения?
Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.
- Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?
Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.
4. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника.
- Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?
- Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?
Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.
Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.
5. Сообщение «искусствоведа» «Культура Древней Руси».
План.
1.Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря.
2.Антониев монастырь.
3.Николо-Дворищенский собор.
4.Спасо-Мирожский Завеличский монастырь.
Георгиевская церковь в Старой Ладоге.
Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.
До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.
Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.
Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.
Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.
Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.
Спасо-Мирожский Завеличский монастырь во Пскове. Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами.
- Что характерно для памятников архитектуры этого периода?
6. Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет».
Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…».
Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.
По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.
7. Слово учителя.
«Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части.
Историко-этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе.
В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города-соперники.
О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе.
Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава.
Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке.
На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.
8. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».
Медуша - погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков.
Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.
Латка - гончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.
Лукошко (от лук, лука́ — "изгиб, дуга") — гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.
Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.
Печенеги, русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.
- Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду.
Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.
- Как можно оценить поступок белгородцев?
Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.
- Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.
Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».
Его писали в три слова: «въ своя си».
Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».
9. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»
10.Сообщение «литературоведа» о Несторе.
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он. - Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").
IV. Подведение итогов урока.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я понял(а)…
Я хотел(а) бы узнать…
V. Домашнее задание.
1.Прочитать в учебнике определение исторической повести.
2.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем».
3.Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем».
4.Подготовить художественный пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата.
5.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщения «историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде;
- выразительно прочитать эпизод от слов: «Князь Ингварь...» до слов: «И была радость христианам...»;
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(235) "" Сказание о белгородских колодцах". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях."
["seo_title"] => string(148) "skazaniie-o-bielghorodskikh-kolodtsakh-otrazhieniie-v-proizviedieniiakh-istorii-drievniei-rusi-i-narodnykh-priedstavlienii-o-sobytiiakh-i-liudiakh-1"
["file_id"] => string(6) "275223"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1452530989"
}
}