kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы понять методы интерактивного обучения, надо разобраться - что же такое это самое "интерактивное обучение". Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый "интерактив". Применяешь ПК на уроке - есть интерактивные методы, не применяешь - нет! Так ли это?

Многих проблем образовательных или околообразовательных не существовало бы, если бы мы все одинаково понимали (а, следовательно, и применяли) термины, которыми пользуемся при организации своей профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках. »

БаумгертнерЕ.М.,

учитель начальных классов

МБОУ "Табатская СОШ"

октябрь 2015.

Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.

Для того чтобы понять методы интерактивного обучения, надо разобраться — что же такое это самое «интерактивное обучение». Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый «интерактив». Применяешь ПК на уроке — есть интерактивные методы, не применяешь — нет! Так ли это?

Много проблем образовательных или околообразовательных не существовало бы, если бы мы все одинаково понимали (а, следовательно, и применяли) термины, которыми пользуемся при организации своей профессиональной деятельности.

Итак, интерактивное обучение - это обучение, построенное на общении, на активности ученика-субъекта обучения, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета. Однако, формы и приемы ведения урока, исходя из определения, должны быть совсем иными.

Отсюда возникает несколько вопросов, требующих от учителя начальных классов (впрочем, как и другого) задуматься:

  1. Насколько компьютер дает нам возможность строить обучение на общении младших школьников?

  2. Являются ли мультимедийные презентации, так часто сегодня используемые на уроках в начальной школе, интерактивными формами?

  3. Какие формы обучения, применяемые в начальных классах, можно отнести к интерактивным?

Конечно, хорошее дело — персональный компьютер у каждого ребенка. С этим не поспоришь. Но с кем происходит общение? Как формируется коммуникативная компетенция при этом, или, иначе, умение общаться, находить общий язык со своими сверстниками? Ведь интерактивное обучение (повторюсь) — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия субъектов учения. При работе с ПК происходит диалог с компьютером, пополнение знаний через общение с этой «умной машиной». Только надо грамотно выстроить это общение, применять его как систематически, так и дозированно, не забывая о живом общении. Конечно, это, прежде всего, игровые программы по учебным предметам.

Итак, работа на ПК ребенка при правильной организации учебной деятельности относится к интеактивным формам обучения. Как же быть с мультимедийными презентациями?

Как правило, учитель использует презентации для реализации принципа наглядности на уроке. Слайд — дополнение к информации по предмету. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» по курсу окружающего мира учитель демонстрирует слайды с изображением разных видов животных, птиц, растений и т.д. Или при изучении безударных гласных на уроке русского языка появляются слова с пропущенными буквами, а затем слова, проверяющие данную орфограмму. Каким образом происходит переживание опыта в деятельности, как выстраивается диалог, происходит рефлексия?

Когда нет активности, субъектности — нет и общения, диалога. Младшие школьники не оказываются вовлеченными в процесс познания, они не имеют возможность анализировать то, что они знают и думают по этому поводу. У детей нет возможности обмена знаниями, идеями, способами деятельности (только фронтальная работа), а ведь только групповая деятельность обучаемых в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Можно сделать единственный вывод: когда мультимедийные презентации используются для сопровождения тех знаний, которые передает учитель или учебная книга, они не являются интерактивными формами обучения.

К интерактивным формам можно отнести такие, где ребенок активен, имеет возможность высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от точек зрения большинства в классе. Таких много:

  • дискуссия (каждый сам за себя, но при этом должен уметь отстаивать свою позицию и вести диалог);

  • работа в малых группах (особенно при коллективно-распределительном методе, когда у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет );

  • метод проектов (когда вся группа участвует в целеполагании, планировании действий для достижения результата и осуществлении задуманных действий, оформлении результатов и рефлексии деятельности);

  • деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);

  • работа в парах (как при взаимообучении, так и при взаимопроверке);

  • состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);

  • мастерская (младшие школьники совместно «творят», но не только на уроках технологии, но и литературного чтения, математики и всех других уроках).


Можно перечислять и дальше, но главное, необходимо понимать, что для интерактивных форм обучения характерны следующие общие черты:

  1. Работа должна проходить в режиме самостоятельной деятельности младших школьников;

  2. Процесс деятельности должен быть построен таким образом, чтобы ребенком он воспринимался как собственная инициатива;

  3. Обязателен процесс общения, диалог;

  4. Принимаются любые (даже ошибочные) мнения, если они сопровождаются доказательствами;

  5. Любая деятельность такого рода должна заканчиваться рефлексией.

(Проведение рефлексии с помощью приёма интерактивного метода обучения "Знаю, умею, хочу".)

Сегодня, когда начальное образование является личностно-ориентированной развивающей моделью образования, на смену авторитарным методам приходят новые, где ученик активен, самостоятелен и имеет право на свою точку зрения и ошибку. К ним и относятся интерактивные формы обучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.

Автор: Баумгертнер Елена Михайловна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiepriiomovsmyslovoghochtieniiaprirabotiestiekstomnaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniiav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "300231"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456678602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Интерактивная деятельность на уроках немецкого языка "
    ["seo_title"] => string(62) "intieraktivnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "235139"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443615705"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
2060 руб.
3170 руб.
1980 руб.
3040 руб.
2060 руб.
3170 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства