Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.
Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.
Для того, чтобы понять методы интерактивного обучения, надо разобраться - что же такое это самое "интерактивное обучение". Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый "интерактив". Применяешь ПК на уроке - есть интерактивные методы, не применяешь - нет! Так ли это?
Многих проблем образовательных или околообразовательных не существовало бы, если бы мы все одинаково понимали (а, следовательно, и применяли) термины, которыми пользуемся при организации своей профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках. »
БаумгертнерЕ.М.,
учитель начальных классов
МБОУ "Табатская СОШ"
октябрь 2015.
Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.
Для того чтобы понять методы интерактивного обучения, надо разобраться — что же такое это самое «интерактивное обучение». Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый «интерактив». Применяешь ПК на уроке — есть интерактивные методы, не применяешь — нет! Так ли это?
Много проблем образовательных или околообразовательных не существовало бы, если бы мы все одинаково понимали (а, следовательно, и применяли) термины, которыми пользуемся при организации своей профессиональной деятельности.
Итак, интерактивное обучение - это обучение, построенное на общении, на активности ученика-субъекта обучения, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета. Однако, формы и приемы ведения урока, исходя из определения, должны быть совсем иными.
Отсюда возникает несколько вопросов, требующих от учителя начальных классов (впрочем, как и другого) задуматься:
Насколько компьютер дает нам возможность строить обучение на общении младших школьников?
Являются ли мультимедийные презентации, так часто сегодня используемые на уроках в начальной школе, интерактивными формами?
Какие формы обучения, применяемые в начальных классах, можно отнести к интерактивным?
Конечно, хорошее дело — персональный компьютер у каждого ребенка. С этим не поспоришь. Но с кем происходит общение? Как формируется коммуникативная компетенция при этом, или, иначе, умение общаться, находить общий язык со своими сверстниками? Ведь интерактивное обучение (повторюсь) — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия субъектов учения. При работе с ПК происходит диалог с компьютером, пополнение знаний через общение с этой «умной машиной». Только надо грамотно выстроить это общение, применять его как систематически, так и дозированно, не забывая о живом общении. Конечно, это, прежде всего, игровые программы по учебным предметам.
Итак, работа на ПК ребенка при правильной организации учебной деятельности относится к интеактивным формам обучения. Как же быть с мультимедийными презентациями?
Как правило, учитель использует презентации для реализации принципа наглядности на уроке. Слайд — дополнение к информации по предмету. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» по курсу окружающего мира учитель демонстрирует слайды с изображением разных видов животных, птиц, растений и т.д. Или при изучении безударных гласных на уроке русского языка появляются слова с пропущенными буквами, а затем слова, проверяющие данную орфограмму. Каким образом происходит переживание опыта в деятельности, как выстраивается диалог, происходит рефлексия?
Когда нет активности, субъектности — нет и общения, диалога. Младшие школьники не оказываются вовлеченными в процесс познания, они не имеют возможность анализировать то, что они знают и думают по этому поводу. У детей нет возможности обмена знаниями, идеями, способами деятельности (только фронтальная работа), а ведь только групповая деятельность обучаемых в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Можно сделать единственный вывод: когда мультимедийные презентации используются для сопровождения тех знаний, которые передает учитель или учебная книга, они не являются интерактивными формами обучения.
К интерактивным формам можно отнести такие, где ребенок активен, имеет возможность высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от точек зрения большинства в классе. Таких много:
дискуссия (каждый сам за себя, но при этом должен уметь отстаивать свою позицию и вести диалог);
работа в малых группах (особенно при коллективно-распределительном методе, когда у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет );
метод проектов (когда вся группа участвует в целеполагании, планировании действий для достижения результата и осуществлении задуманных действий, оформлении результатов и рефлексии деятельности);
деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);
работа в парах (как при взаимообучении, так и при взаимопроверке);
состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);
мастерская (младшие школьники совместно «творят», но не только на уроках технологии, но и литературного чтения, математики и всех других уроках).
Можно перечислять и дальше, но главное, необходимо понимать, что для интерактивных форм обучения характерны следующие общие черты:
Работа должна проходить в режиме самостоятельной деятельности младших школьников;
Процесс деятельности должен быть построен таким образом, чтобы ребенком он воспринимался как собственная инициатива;
Обязателен процесс общения, диалог;
Принимаются любые (даже ошибочные) мнения, если они сопровождаются доказательствами;
Любая деятельность такого рода должна заканчиваться рефлексией.
(Проведение рефлексии с помощью приёма интерактивного метода обучения "Знаю, умею, хочу".)
Сегодня, когда начальное образование является личностно-ориентированной развивающей моделью образования, на смену авторитарным методам приходят новые, где ученик активен, самостоятелен и имеет право на свою точку зрения и ошибку. К ним и относятся интерактивные формы обучения.