kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы понять методы интерактивного обучения, надо разобраться - что же такое это самое "интерактивное обучение". Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый "интерактив". Применяешь ПК на уроке - есть интерактивные методы, не применяешь - нет! Так ли это?

Многих проблем образовательных или околообразовательных не существовало бы, если бы мы все одинаково понимали (а, следовательно, и применяли) термины, которыми пользуемся при организации своей профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках. »

БаумгертнерЕ.М.,

учитель начальных классов

МБОУ "Табатская СОШ"

октябрь 2015.

Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.

Для того чтобы понять методы интерактивного обучения, надо разобраться — что же такое это самое «интерактивное обучение». Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый «интерактив». Применяешь ПК на уроке — есть интерактивные методы, не применяешь — нет! Так ли это?

Много проблем образовательных или околообразовательных не существовало бы, если бы мы все одинаково понимали (а, следовательно, и применяли) термины, которыми пользуемся при организации своей профессиональной деятельности.

Итак, интерактивное обучение - это обучение, построенное на общении, на активности ученика-субъекта обучения, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета. Однако, формы и приемы ведения урока, исходя из определения, должны быть совсем иными.

Отсюда возникает несколько вопросов, требующих от учителя начальных классов (впрочем, как и другого) задуматься:

  1. Насколько компьютер дает нам возможность строить обучение на общении младших школьников?

  2. Являются ли мультимедийные презентации, так часто сегодня используемые на уроках в начальной школе, интерактивными формами?

  3. Какие формы обучения, применяемые в начальных классах, можно отнести к интерактивным?

Конечно, хорошее дело — персональный компьютер у каждого ребенка. С этим не поспоришь. Но с кем происходит общение? Как формируется коммуникативная компетенция при этом, или, иначе, умение общаться, находить общий язык со своими сверстниками? Ведь интерактивное обучение (повторюсь) — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия субъектов учения. При работе с ПК происходит диалог с компьютером, пополнение знаний через общение с этой «умной машиной». Только надо грамотно выстроить это общение, применять его как систематически, так и дозированно, не забывая о живом общении. Конечно, это, прежде всего, игровые программы по учебным предметам.

Итак, работа на ПК ребенка при правильной организации учебной деятельности относится к интеактивным формам обучения. Как же быть с мультимедийными презентациями?

Как правило, учитель использует презентации для реализации принципа наглядности на уроке. Слайд — дополнение к информации по предмету. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» по курсу окружающего мира учитель демонстрирует слайды с изображением разных видов животных, птиц, растений и т.д. Или при изучении безударных гласных на уроке русского языка появляются слова с пропущенными буквами, а затем слова, проверяющие данную орфограмму. Каким образом происходит переживание опыта в деятельности, как выстраивается диалог, происходит рефлексия?

Когда нет активности, субъектности — нет и общения, диалога. Младшие школьники не оказываются вовлеченными в процесс познания, они не имеют возможность анализировать то, что они знают и думают по этому поводу. У детей нет возможности обмена знаниями, идеями, способами деятельности (только фронтальная работа), а ведь только групповая деятельность обучаемых в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Можно сделать единственный вывод: когда мультимедийные презентации используются для сопровождения тех знаний, которые передает учитель или учебная книга, они не являются интерактивными формами обучения.

К интерактивным формам можно отнести такие, где ребенок активен, имеет возможность высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от точек зрения большинства в классе. Таких много:

  • дискуссия (каждый сам за себя, но при этом должен уметь отстаивать свою позицию и вести диалог);

  • работа в малых группах (особенно при коллективно-распределительном методе, когда у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет );

  • метод проектов (когда вся группа участвует в целеполагании, планировании действий для достижения результата и осуществлении задуманных действий, оформлении результатов и рефлексии деятельности);

  • деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);

  • работа в парах (как при взаимообучении, так и при взаимопроверке);

  • состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);

  • мастерская (младшие школьники совместно «творят», но не только на уроках технологии, но и литературного чтения, математики и всех других уроках).


Можно перечислять и дальше, но главное, необходимо понимать, что для интерактивных форм обучения характерны следующие общие черты:

  1. Работа должна проходить в режиме самостоятельной деятельности младших школьников;

  2. Процесс деятельности должен быть построен таким образом, чтобы ребенком он воспринимался как собственная инициатива;

  3. Обязателен процесс общения, диалог;

  4. Принимаются любые (даже ошибочные) мнения, если они сопровождаются доказательствами;

  5. Любая деятельность такого рода должна заканчиваться рефлексией.

(Проведение рефлексии с помощью приёма интерактивного метода обучения "Знаю, умею, хочу".)

Сегодня, когда начальное образование является личностно-ориентированной развивающей моделью образования, на смену авторитарным методам приходят новые, где ученик активен, самостоятелен и имеет право на свою точку зрения и ошибку. К ним и относятся интерактивные формы обучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование приёмов интерактивного метода обучения на уроках.

Автор: Баумгертнер Елена Михайловна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiepriiomovsmyslovoghochtieniiaprirabotiestiekstomnaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniiav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "300231"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456678602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Интерактивная деятельность на уроках немецкого языка "
    ["seo_title"] => string(62) "intieraktivnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "235139"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443615705"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства