ель: познакомить учащихся с историей появления салфеток, формировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как необходимого элемента в сервировке стола, учить учащихся приёмам складывания салфеток;
Корригировать внимание, мелкую моторику, развивать творческие способности при оформлении салфеток;
воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения, интерес к предмету СБО.
Просмотр содержимого документа
«Искусство складывания салфеток.»
Мастер – класс
Искусство складывания салфеток.
Цель: познакомить учащихся с историей появления салфеток, формировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как необходимого элемента в сервировке стола, учить учащихся приёмам складывания салфеток;
Корригировать внимание, мелкую моторику, развивать творческие способности при оформлении салфеток;
воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения, интерес к предмету СБО.
I. Орг. момент. ППП Уважаемые гости! Я рада Вас приветствовать на мастер классе. Меня зовут Козлова Н.Н., я учитель Травинской школы-интерната.
II. Сообщение темы и цели Занятие будет посвящено искусству сложения салфеток.Слайд1.
Салфетки являются одним из важных элементов сервировки. Именно они позволяют соблюсти чистоту и опрятность за столом. Хорошо подобранная и интересно сложенная салфетка всегда украсит Ваш праздничный стол.
На занятии мы познакомимся с историей появления салфеток, будем учится приемам складывания салфеток. Слайд2.
III История салфеток
Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало.Слайд3,4,5,
В Россию салфетки попали во времена Петра I, до этого руки вытирали о край скатерти. В русских деревнях искусство украшения и вышивки льняных салфеток передавалось из поколения в поколение Слайд 6
В книге по этикету, изданной в 1729 году, так описывается предназначение салфеток:
«Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток». Слайд7
На востоке роль салфеток выполнял тонкий лаваш. В Японии и Китае - листочки рисовой бумаги. Они её разминали, использовали и выбрасывали. Слайд 8
Без салфетки невозможно сохранить опрятность за столом. Она не просто украшает застолье, она создает настроение, чистоту и даже производит фурор. Алебастровыми скатертями и салфетками умело манипулировала Екатерина Великая. Во время дворцовых пышных обедов она в порыве гнева срывала такую скатерть или салфетку со стола и ... выкидывала в огонь камина. Слуги затем вынимали абсолютно белоснежную, нетронутую огнём скатерть, а гости приходили в неописуемый восторг, и быстро разносили по свету молву о сверх возможностях русской императрицы. Слайд 9
Используются два вида салфеток - полотняные и бумажные. Полотняные салфетки, как правило, идут в комплекте со скатертью, гармонируя с ней по цвету, рисунку и фактуре. Салфетки могут быть того же цвета, что и скатерть (тон может немного отличаться), либо контрастного. Если стол покрывают двойной скатертью, то салфетки должны быть одного цвета с основной скатертью. Слайд 10,11
Дату появления бумажных салфеток история сохранила для нас точно - 9 июля 1887 год. Фабрикант Джон Дикенсон на торжественном обеде по поводу ежегодной встречи производителей бумаги предложил впервые использовать бумажные салфетки. Слайд 12
Практическая работа.
Как правильно пользоваться салфеткой
Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек. Расположение салфетки на столе может быть разным. Обычно салфетку располагают на закусочной тарелке, или салфетку кладут слева от прибора. Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
Правило второе:Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
Правило третье:Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.
Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.
Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.. Не рекомендуется также вешать ее на спинку стула или класть на его сиденье.
Если салфетка случайно упала с колен на пол, не следует огорчаться: попросите дать вам чистую, поскольку пользоваться салфеткой, поднятой с пола, конечно, нельзя. Использование тканевых салфеток производит впечатление большей изысканности, чем бумажных. Но и красивые бумажные салфетки могут создать атмосферу праздника Слайд8,9
. Бумажной салфеткой нужно пользоваться только один раз. Её скатывают в шарик и кладут под край тарелки. После окончания трапезы грязные салфетки кладут на тарелку вместе с приборами
Практическая работа.
Оказание помощи по необходимости.
Салфетки в бокалах: «Свеча» Слайд 13
Это, пожалуй, самый простой и быстрый способ. Лучше использовать однотонные салфетки без узоров и рисунков. Он подойдет как для больших торжеств с несколькими переменами блюд, так и для небольшого стола с холодными закусками. Берем большую квадратную льняную салфетку и складываем ее по диагонали. Теперь скручиваем ее двумя руками с основания получившегося треугольника. Плотно закручиваем ее всю, после чего получившийся валик сгибаем пополам и ставим в глубокий бокал. Можно согнуть валик так, чтобы одна часть салфетки была выше другой, это тоже смотрится красиво.
«Веер в кольце» Слайд 14
1. Исходно салфетка в расправленном виде лежит лицевой стороной вниз. 2. Сложите салфетку «гармошкой» (2а). 3. Согните ее в середине пополам. 4. Заправьте салфетку в кольцо (либо поставьте в бокал) и расправьте «веер».
«Шлейф» Слайд 15
1. Cалфетку сложите по диагонали. 2. Совместите левый и правый углы треугольника с его вершиной. 3. Сложите фигуру относительно горизонтальной оси пополам. 4. Правый угол соедините с левым сзади салфетки и заложите один в другой. 5. Фигуру поверните. Смотрящие вверх острые углы оттяните соответственно вправо и влево.
«Королевская лилия» Слайд 16
1. Исходно салфетка лежит лицевой стороной вниз. 2. Загните по очереди все ее углы к центру. 3. Переверните салфетку. 4. Снова загните ее углы к центру. 5. Придерживая в центре углы, выдерните снизу уголки, чтобы они образовали «лепестки».
«Рыбка» Слайд 17
1. Исходно салфетка сложена по диагонали (сгиб вверху). 2. Нижний угол загните вверх. 3. Левый выступающий угол загните вниз. 4. Так же загните и правый угол. 5. Левую сторону загните к средней вертикальной линии фигуры. Так же загните и правую сторону. 6. Переверните фигуру. Можно украсить ее небольшой ракушкой.
«Эверест» Слайд18
1. Исходно салфетка сложена пополам по горизонтали (сгиб сверху). 2. Верхние углы по диагонали сложите к середине. 3. Боковые стороны треугольника совместите, чтобы их острые углы оказались внизу. 4а. Переверните фигуру и подогните концы, которые станут для нее опорой.
«Артишок» Слайд 19
1. Салфетку положите изнаночной стороной вверх. Все ее четыре угла загните к центру. 2. Еще раз загните к центру все углы. 3. Переверните салфетку. 4. Опять загните к центру все углы. 5. Вытяните кончик салфетки, оказавшийся внутри четырехугольника. 6. Вытяните остальные кончики. 7. Оставшиеся четыре уголка вытяните из под сложенной фигуры
Слайд 20
Копье с манжетом (французская салфетка, шляпа, кулек).
Салфетку сложить открытыми сторонами к низу (1). Наметить середину и левую половинку завернуть к середине (1). Уголок "a" уложить на угол "b" и все 4 кончика салфетки заломать кверху (3). Угол "c" ставится свободно, слегка разворачивается (4). Салфетке придают устойчивую форму, слегка округляя и устанавливая стоя.
IV Итог занятия.
Надеюсь, что занятие поможет вам в дальнейшей жизни блистать своим мастерством и на работе, если вы выберите профессию повара или официанта, и дома перед своими домашними и гостями. Всего хорошего.