kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это неслучайно.

Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».»

«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».

В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это неслучайно.

Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования.

Анализ программ для коррекционной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во времени редко совпадают, и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Иногда они отделены несколькими месяцами и даже годами. Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.

Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») сочетает в себе материал разных учебных дисциплин. Интегрированные уроки в начальных классах школ VIII вида призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная школа работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, познавательного интереса к окружающей среде. Они с большим трудом переносят полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении полученных знаний в повседневной жизни.

Складывающаяся картина мира у таких обучающихся часто не достаточно полная и подробная. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, понимание происходящего искажённое и однозначное. Как правило, у такой категории детей страдает и соматическое здоровье, что требует щадящего режима на уроках.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Именно в этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.

Одним из способов решения этих вопросов являются интегрированные уроки.

Они повышают интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и жизни, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти мышления обучающихся, т.е. всех познавательных процессов.

Они помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

В чём же заключается суть интеграции в обучении. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:

-создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

-нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном, в художественном и научно – познавательном плане, а может быть даже с точки зрения различных профессий.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям:

-внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений, внутриотдельных учебных предметов;

-межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

-транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. –метапредметным (по требованиям ФГОСТа) , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Например, на уроке развития речи дети знакомятся с понятием «лиственные» и «хвойные» деревья.

На уроках рисования это понятие закрепляется в рисовании веток данных деревьев, а на уроках трудового обучения в соответствующей лепке, аппликации, объёмной аппликации. При этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.

(Пример открытого урока, где орфографическая минутка взята из учебника чтения).

Так как интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:

1)повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей с использованием сведений интегрируемых наук;

2)Учебный материал рассматривать с позиции взаимосвязей между изучаемыми предметами.

3)Осуществлять эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы.

4)Повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке.

5)Включать в урок материалы, изготовленные самими детьми (карточки).

Итак, мы приходим к выводу, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна. Более того я считаю, что каждый учитель использует элементы интегрированных занятий, может быть даже не задумываясь об этом.

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе большую часть предметов.

Поэтому такие уроки имеют свои особенности и в школе VIII вида носят коллективный характер, т.е. «немного обо всём».

Эти уроки позволяют учителю сократить дублирование материала на одном уроке и перенести часть на другое занятие.

При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:

-быстрая утомляемость (интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой);

-особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные) [интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика ];

-такие уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие.

Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету не готовы использовать знания, полученные на других уроках.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей (почти на всех уроках…).

Но! Юрий Михайлович Колягин, заслуженный учитель,деятель науки отмечает, что не «всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную взаимосвязь, целостность данного урока».

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в школе VIII вида:

-определение системы таких уроков на год;

-тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;

-тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

-оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

-привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных предметов, специалистов работающих в школе.

Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления: «А так вот где это возможно, вот где это существует, как это может выглядеть».

Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения.

Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;

- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;

- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;

- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.

Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.

Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:- в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

Для достижения позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в эмоциональном развитии учащихся с нарушениями интеллекта, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;

- в росте познавательного интереса школьников с нарушениями интеллекта, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;

- во включении учащихся школы VIII вида в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям коррекционного обучения. Б.П.Пузанов декан дефектологический факультета Московского педагогического государственного университета считает, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы VIII вида, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка с нарушенным интеллектом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично. На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества.

Перед тем как приступить к изучению какой – либо темы, учителю стоит уделить время для поисков активных форм и методов обучения, продумать каждый урок, ибо урок, по словам Василия Александровича Сухомлинского « первая искра, зажигающая факел любознательности».(фотослайды)

Интегрированное занятие с логопедом.

Задача логопеда устранять речевые дефекты и развивать устную и письменную речь до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ученика, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и учебно – воспитательного процесса.

-вырабатываются единые требования, подходы.

На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения все педагоги работающие в классе.

Проблемно-эвристические уроки.

Ещё недавно считалось, что самые главные качества учителя – это глубокое знание своего предмета, умение говорить красиво, быть «всезнающим оракулом», но в настоящее время ,когда акценты в педагогике сместились и не каждый из нас может быстро перестроиться для многих педагогов привычнее поправить и критиковать учеников по поводу их действий.

Сегодня и в коррекционной школе назрела необходимость перехода от «школы объяснения к школе развития».

Хочется поделиться опытом этапов уроков на которых учителю отводится «роль второго плана», учителя сотрудничающего с детьми на уровне партнёрских отношений (проблемно-эвристические уроки.)

(опять же многие учителя используют этот подход на своих уроках..).

Проблемное обучение – педагогическая технология, обеспечивающая возможности всё большего и большого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирования познавательных интересов личности.

Учитель обозначает проблемную ситуацию (на любом этапе обучения) ученики самостоятельно или с помощью взрослого ищут решение проблемы, открытия (пусть мизерные).

При таком поиске учащийся приобретает знания, умения и навыки, усваивает способы самостоятельной деятельности, у него развиваются познавательные способности. (фотослайды)

Такой подход к объяснению нового материала придаёт учебной работе проблемный характер и вызывает у учащихся потребность в активном восприятии и осмыслении нового материала. В активизации познавательной деятельности большую роль играет умение учителя побуждать учеников к осмыслению,к выделению главного .

Уже в младших классах полезно приучать школьников самостоятельно находить самое существенное в новом материале.

Преимущества работы в этом режиме очевидны:

-учащиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля, учатся оценивать свои учебные действия и одноклассников.

-улучшая психологический климат в классе, так как ребёнок имеет право на ошибку.

Активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения.



Сергей Леонидович Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии, сказал: «Для того чтобы учащиеся по настоящему включился в работу, нужно чтобы задача, которая перед ним ставится в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Селеткова Наталья Павловна

Дата: 02.06.2018

Номер свидетельства: 471941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Статья:"Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rol_piedaghogha_v_razvitii_funktsional_noi_ghramotnosti_shkol_nikov_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "433779"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508658950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда »"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_rol_pedagoga_v_razvitii_funktsionalnoi_gramotnosti_shkolnikov_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "515058"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560788419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства