kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это неслучайно.

Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».»

«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».

В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это неслучайно.

Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования.

Анализ программ для коррекционной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во времени редко совпадают, и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Иногда они отделены несколькими месяцами и даже годами. Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.

Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») сочетает в себе материал разных учебных дисциплин. Интегрированные уроки в начальных классах школ VIII вида призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная школа работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, познавательного интереса к окружающей среде. Они с большим трудом переносят полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении полученных знаний в повседневной жизни.

Складывающаяся картина мира у таких обучающихся часто не достаточно полная и подробная. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, понимание происходящего искажённое и однозначное. Как правило, у такой категории детей страдает и соматическое здоровье, что требует щадящего режима на уроках.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Именно в этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.

Одним из способов решения этих вопросов являются интегрированные уроки.

Они повышают интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и жизни, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти мышления обучающихся, т.е. всех познавательных процессов.

Они помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

В чём же заключается суть интеграции в обучении. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:

-создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

-нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном, в художественном и научно – познавательном плане, а может быть даже с точки зрения различных профессий.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям:

-внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений, внутриотдельных учебных предметов;

-межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

-транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. –метапредметным (по требованиям ФГОСТа) , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Например, на уроке развития речи дети знакомятся с понятием «лиственные» и «хвойные» деревья.

На уроках рисования это понятие закрепляется в рисовании веток данных деревьев, а на уроках трудового обучения в соответствующей лепке, аппликации, объёмной аппликации. При этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.

(Пример открытого урока, где орфографическая минутка взята из учебника чтения).

Так как интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:

1)повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей с использованием сведений интегрируемых наук;

2)Учебный материал рассматривать с позиции взаимосвязей между изучаемыми предметами.

3)Осуществлять эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы.

4)Повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке.

5)Включать в урок материалы, изготовленные самими детьми (карточки).

Итак, мы приходим к выводу, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна. Более того я считаю, что каждый учитель использует элементы интегрированных занятий, может быть даже не задумываясь об этом.

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе большую часть предметов.

Поэтому такие уроки имеют свои особенности и в школе VIII вида носят коллективный характер, т.е. «немного обо всём».

Эти уроки позволяют учителю сократить дублирование материала на одном уроке и перенести часть на другое занятие.

При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:

-быстрая утомляемость (интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой);

-особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные) [интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика ];

-такие уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие.

Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету не готовы использовать знания, полученные на других уроках.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей (почти на всех уроках…).

Но! Юрий Михайлович Колягин, заслуженный учитель,деятель науки отмечает, что не «всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную взаимосвязь, целостность данного урока».

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в школе VIII вида:

-определение системы таких уроков на год;

-тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;

-тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

-оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

-привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных предметов, специалистов работающих в школе.

Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления: «А так вот где это возможно, вот где это существует, как это может выглядеть».

Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения.

Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;

- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;

- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;

- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.

Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.

Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:- в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

Для достижения позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в эмоциональном развитии учащихся с нарушениями интеллекта, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;

- в росте познавательного интереса школьников с нарушениями интеллекта, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;

- во включении учащихся школы VIII вида в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям коррекционного обучения. Б.П.Пузанов декан дефектологический факультета Московского педагогического государственного университета считает, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы VIII вида, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка с нарушенным интеллектом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично. На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества.

Перед тем как приступить к изучению какой – либо темы, учителю стоит уделить время для поисков активных форм и методов обучения, продумать каждый урок, ибо урок, по словам Василия Александровича Сухомлинского « первая искра, зажигающая факел любознательности».(фотослайды)

Интегрированное занятие с логопедом.

Задача логопеда устранять речевые дефекты и развивать устную и письменную речь до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ученика, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и учебно – воспитательного процесса.

-вырабатываются единые требования, подходы.

На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения все педагоги работающие в классе.

Проблемно-эвристические уроки.

Ещё недавно считалось, что самые главные качества учителя – это глубокое знание своего предмета, умение говорить красиво, быть «всезнающим оракулом», но в настоящее время ,когда акценты в педагогике сместились и не каждый из нас может быстро перестроиться для многих педагогов привычнее поправить и критиковать учеников по поводу их действий.

Сегодня и в коррекционной школе назрела необходимость перехода от «школы объяснения к школе развития».

Хочется поделиться опытом этапов уроков на которых учителю отводится «роль второго плана», учителя сотрудничающего с детьми на уровне партнёрских отношений (проблемно-эвристические уроки.)

(опять же многие учителя используют этот подход на своих уроках..).

Проблемное обучение – педагогическая технология, обеспечивающая возможности всё большего и большого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирования познавательных интересов личности.

Учитель обозначает проблемную ситуацию (на любом этапе обучения) ученики самостоятельно или с помощью взрослого ищут решение проблемы, открытия (пусть мизерные).

При таком поиске учащийся приобретает знания, умения и навыки, усваивает способы самостоятельной деятельности, у него развиваются познавательные способности. (фотослайды)

Такой подход к объяснению нового материала придаёт учебной работе проблемный характер и вызывает у учащихся потребность в активном восприятии и осмыслении нового материала. В активизации познавательной деятельности большую роль играет умение учителя побуждать учеников к осмыслению,к выделению главного .

Уже в младших классах полезно приучать школьников самостоятельно находить самое существенное в новом материале.

Преимущества работы в этом режиме очевидны:

-учащиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля, учатся оценивать свои учебные действия и одноклассников.

-улучшая психологический климат в классе, так как ребёнок имеет право на ошибку.

Активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения.



Сергей Леонидович Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии, сказал: «Для того чтобы учащиеся по настоящему включился в работу, нужно чтобы задача, которая перед ним ставится в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Селеткова Наталья Павловна

Дата: 02.06.2018

Номер свидетельства: 471941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Статья:"Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rol_piedaghogha_v_razvitii_funktsional_noi_ghramotnosti_shkol_nikov_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "433779"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508658950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда »"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_rol_pedagoga_v_razvitii_funktsionalnoi_gramotnosti_shkolnikov_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "515058"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560788419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1590 руб.
2270 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства