«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».
«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».
В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это неслучайно.
Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».»
«Интегрированные уроки – как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».
В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это неслучайно.
Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования.
Анализ программ для коррекционной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во времени редко совпадают, и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Иногда они отделены несколькими месяцами и даже годами. Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.
Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») сочетает в себе материал разных учебных дисциплин. Интегрированные уроки в начальных классах школ VIII вида призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная школа работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, познавательного интереса к окружающей среде. Они с большим трудом переносят полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении полученных знаний в повседневной жизни.
Складывающаяся картина мира у таких обучающихся часто не достаточно полная и подробная. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, понимание происходящего искажённое и однозначное. Как правило, у такой категории детей страдает и соматическое здоровье, что требует щадящего режима на уроках.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Именно в этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.
Одним из способов решения этих вопросов являются интегрированные уроки.
Они повышают интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и жизни, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти мышления обучающихся, т.е. всех познавательных процессов.
Они помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.
В чём же заключается суть интеграции в обучении. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:
-создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
-нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном, в художественном и научно – познавательном плане, а может быть даже с точки зрения различных профессий.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям:
-внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений, внутриотдельных учебных предметов;
-межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
-транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. –метапредметным (по требованиям ФГОСТа) , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Например, на уроке развития речи дети знакомятся с понятием «лиственные» и «хвойные» деревья.
На уроках рисования это понятие закрепляется в рисовании веток данных деревьев, а на уроках трудового обучения в соответствующей лепке, аппликации, объёмной аппликации. При этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.
(Пример открытого урока, где орфографическая минутка взята из учебника чтения).
Так как интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:
1)повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей с использованием сведений интегрируемых наук;
2)Учебный материал рассматривать с позиции взаимосвязей между изучаемыми предметами.
3)Осуществлять эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы.
4)Повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
5)Включать в урок материалы, изготовленные самими детьми (карточки).
Итак, мы приходим к выводу, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна. Более того я считаю, что каждый учитель использует элементы интегрированных занятий, может быть даже не задумываясь об этом.
Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе большую часть предметов.
Поэтому такие уроки имеют свои особенности и в школе VIII вида носят коллективный характер, т.е. «немного обо всём».
Эти уроки позволяют учителю сократить дублирование материала на одном уроке и перенести часть на другое занятие.
При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:
-быстрая утомляемость (интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой);
-особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные) [интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика ];
-такие уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие.
Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету не готовы использовать знания, полученные на других уроках.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей (почти на всех уроках…).
Но! Юрий Михайлович Колягин, заслуженный учитель,деятель науки отмечает, что не «всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную взаимосвязь, целостность данного урока».
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в школе VIII вида:
-определение системы таких уроков на год;
-тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
-тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
-оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
-привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных предметов, специалистов работающих в школе.
Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления: «А так вот где это возможно, вот где это существует, как это может выглядеть».
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения.
Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;
- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.
Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.
Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.
Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:- в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.
Для достижения позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся с нарушениями интеллекта, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;
- в росте познавательного интереса школьников с нарушениями интеллекта, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся школы VIII вида в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям коррекционного обучения. Б.П.Пузанов декан дефектологический факультета Московского педагогического государственного университета считает, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы VIII вида, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка с нарушенным интеллектом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично. На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества.
Перед тем как приступить к изучению какой – либо темы, учителю стоит уделить время для поисков активных форм и методов обучения, продумать каждый урок, ибо урок, по словам Василия Александровича Сухомлинского « первая искра, зажигающая факел любознательности».(фотослайды)
Интегрированное занятие с логопедом.
Задача логопеда устранять речевые дефекты и развивать устную и письменную речь до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ученика, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и учебно – воспитательного процесса.
-вырабатываются единые требования, подходы.
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения все педагоги работающие в классе.
Проблемно-эвристические уроки.
Ещё недавно считалось, что самые главные качества учителя – это глубокое знание своего предмета, умение говорить красиво, быть «всезнающим оракулом», но в настоящее время ,когда акценты в педагогике сместились и не каждый из нас может быстро перестроиться для многих педагогов привычнее поправить и критиковать учеников по поводу их действий.
Сегодня и в коррекционной школе назрела необходимость перехода от «школы объяснения к школе развития».
Хочется поделиться опытом этапов уроков на которых учителю отводится «роль второго плана», учителя сотрудничающего с детьми на уровне партнёрских отношений (проблемно-эвристические уроки.)
(опять же многие учителя используют этот подход на своих уроках..).
Проблемное обучение – педагогическая технология, обеспечивающая возможности всё большего и большого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирования познавательных интересов личности.
Учитель обозначает проблемную ситуацию (на любом этапе обучения) ученики самостоятельно или с помощью взрослого ищут решение проблемы, открытия (пусть мизерные).
При таком поиске учащийся приобретает знания, умения и навыки, усваивает способы самостоятельной деятельности, у него развиваются познавательные способности. (фотослайды)
Такой подход к объяснению нового материала придаёт учебной работе проблемный характер и вызывает у учащихся потребность в активном восприятии и осмыслении нового материала. В активизации познавательной деятельности большую роль играет умение учителя побуждать учеников к осмыслению,к выделению главного .
Уже в младших классах полезно приучать школьников самостоятельно находить самое существенное в новом материале.
Преимущества работы в этом режиме очевидны:
-учащиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля, учатся оценивать свои учебные действия и одноклассников.
-улучшая психологический климат в классе, так как ребёнок имеет право на ошибку.
Активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения.
Сергей Леонидович Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии, сказал: «Для того чтобы учащиеся по настоящему включился в работу, нужно чтобы задача, которая перед ним ставится в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».