Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки
Предлагаю вам разработку интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для 1 класса.
Тема: Путешествие в мир красок и звуков.
Цель: знакомство с особенностями казахской юрты, с композитором Курмангазы Сагырбаевым.
Образовательная - формирование понятия об орнаментах и музыкальном произведении— кюй.
Развивающая – развитие умения размышлять о музыке, развитие художественного вкуса, творческих способностей.
Воспитательная – воспитание у учащихся патриотических чувств, любовь к Родине, любви к родному краю и его природе; воспитать интерес и уважительные отношения к культурному наследию казахского народа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Юрта», «Природа Казахстана», кюй «Сары-Арка», портрет композитора Курмангазы Сагырбаева, картина «Родной край»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки »
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 1 классе
Тема: Путешествие в мир красок и звуков.
Цель: знакомство с особенностями казахской юрты, с композитором Курмангазы Сагырбаевым.
Образовательная - формирование понятия об орнаментах и музыкальном произведении— кюй.
Развивающая – развитие умения размышлять о музыке, развитие художественного вкуса, творческих способностей.
Воспитательная – воспитание у учащихся патриотических чувств,любовь к Родине, любви к родному краю и его природе; воспитать интерес и уважительные отношения к культурному наследию казахского народа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Юрта», «Природа Казахстана», кюй «Сары-Арка», портрет композитора Курмангазы Сагырбаева, картина «Родной край»
УР: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите сколько у нас гостей, улыбнитесь им.
Попевка
К нам гости пришли
Дорогие пришли
Мы не зря кисель варили
Пироги пекли. (поем форте, пиано)
УР: Пусть наш урок принесет нам радость открытий.
2. Вступительная беседа:
УМ: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Путешествие в мир красок и звуков. И зажурчал наш поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по волнам (кто желает прочесть стихотворение о Родине - передаем кораблик)
Стихи о Родине
УР: Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет. Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!» Я пою - и в вышине подпевают птицы мне.
Ученик. Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок расти!» Отвечаю травам я, Отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя!»
Ученик:
Казахстан - земля родная
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная-
Это Родина моя!
Ученик:
Как велика моя земля,
Как широки её просторы-
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы.
УР: - Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина? - Родина - это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово, Родина это мы (картинка ДЕТИ)
-Родина – это то место где живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки (картинка РОДИТЕЛИ, БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ) - Понятие Родина это то место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи ( картинка РЕБЕНОК С УЛЫБКОЙ И ПЛАЧУЩИЙ)
- Под этим словом мы понимаем нашу школу, наш класс (картинка ШКОЛА)
- Родина это наш прекрасный город, речка (город, река)
УМ: Давайте исполним песню о родном крае.
Песня «Туған жер»
3. Введение в тему урока.
УМ: Родине посвящают не только стихи, но и пишут музыку. Стихи пишут поэты, а кто сочиняет музыку (композиторы).
И трудно сказать, кто больше и лучше воспел нашу Родину, красоту природы — поэты или композиторы. Мы с вами поговорим о музыке.
Музыка— это особый язык, говорящий не словами, а музыкальными звуками и интонациями. Музыка может воспроизвести очень многие звуки, существующие в окружающей нас жизни, в природе.
В музыкальных произведениях мы можем услышать раскаты грома и пение птиц, завывание ветра и журчание ручья. Все это мы можем услышать в музыке Курмангазы Сагырбаева. И вот с этим композитором и его музыкой я хочу сегодня вас познакомить.
Курмангазы родился в нынешней Уральской области. Семья была очень бедной. Отец всю жизнь батрачил. С 6 лет мальчику пришлось работать пастухом. Он очень любил музыку и никогда не забывал о своей самодельной домбре. В любую свободную минуту играл на инструменте, с увлечением слушал выступления заезших кюйши.
- Ребята, что такое домбра? (казахский народный инструмент). Про домбру говорят «душа народа».
Уже в 18 лет Курмангазы разъезжал по аулам, как профессиональный музыкант. Он написал более 60 кюев. Самые знаменитые кюи «Балбраун» и «Сары-Арка».
- Давайте вспомним, что такое кюй? (музыка без слов, инструментальное произведение для домбры).
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал Сары-Арка.
Я хочу предложить вам прослушать кюй «Сары-Арка» («Золотая степь»).
Беседа после слушания музыки.
Ребята, подумайте какое настроение, чувство вас охватывает при слушании кюя? (взволнованное, радостное).
Какую картину природы вы можете представить? Давайте послушаем кюй с закрытыми глазами. (слушание кюя)
Ребята, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о музыке.
Что музыка смогла изобразить, какую картину природы вы представили? (широкая степь, стремительно несутся кони)
Какая по характеру музыка прозвучала? В каком темпе?
Правильно ли сказал норвежский композитор Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем!» Согласимся ли мы с этим? (Да, мы можем слушать музыку без слов)
УР: Ребята, сейчас вы послушали кюй «Сары-Арка». Музыка вызвала определённые чувства и образы, которые постараемся передать в своей работе. А что мы с вами будем делать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь. (Юрта)
- Что же это такое? (Это жилище казахского народа)
- Из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему?
- Так как они занимались скотоводством пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежным защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмики.
- О том как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье. (Звучит музыка)
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.
Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.
Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.
И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
-Сегодня мы с вами будем украшать юрту орнаментом.
УМ: Перед началом работы, давайте немного отдохнем, потанцуем.
Физминутка Танец « Қара жорға»
УР: Выполнение работы.
-Для работы нам понадобится бумага, клей, простой карандаш, ножницы. (Правила ТБ при работе с ножницами)
1.Возьмите лист белой бумаги, положите шаблон юрты и обведите его. Аккуратно вырежьте юрту.
2.Возьмите полоски голубой бумаги. Эти полоски баскур (лента для стягивания юрты)
Приклейте ленту и карандашом дорисуйте двустворчатые двери (сыкырлауык «скрипучий») и шанырак.
3. Осталось только украсить юрту орнаментом.
- Что такое орнамент? (узор)
- Что подсказало человеку в создании орнамента? (растения, животные)
У каждого народа есть свои орнаменты. Казахский народ в своих узорах спрятал изображение растений и животных эти символы использовались для украшения юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Существует более 200 видов орнаментов. Основным элементом всех орнаментов, считается «рог» (муйіз). Это древний орнамент, в нем присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов.
Особую красоту орнаменту придают краски. Каждый цвет имеет своё значение. Синий - цвет неба, жёлтый - цвет мудрости, белый – радости и счастья, красный - красоты и весны, зелёный - молодости, чёрный - цвет земли.
4. Перед вами лежат орнаменты 2 видов: бараний рог (қошқармұйіз)
Вам надо выбрать орнамент и украсить им ленту баскур на юрте.
УМ: Музыка Курмангазы вам поможет в работе.
(Звучит кюй «Сары-Арка»)
УР: - Юрты готовы.
А где мы можем увидеть юрту? (в степи)
Сейчас мы с вами перенесёмся в степь и оживим её.
(музыка. выходят к доске и вешают на панно юрты)
Чтение стихотворения К. Баянбаева «Юрта»
Юрта – это круглый дом. С комнатой одною. Обошел её кругом, Пес бежал за мною. Много места для игры, Чисто и прохладно. А кругом висят ковры, Пригнанные ладно.
Хоть прохладны вечера, В юрте сладко спится.
И до самого утра
Дом родной мне снится.
(входит фея, звучит музыка для феи)
ФЕЯ музыки: Здравствуйте, ребята. Я услышала красивую музыку и решила зайти к вам. Я принесла вам музыкальную шкатулку, но шкатулка не простая, а с вопросами. Она поможет вспомнить, что нового узнали на уроке. Итак, открываю шкатулку. Первый вопрос.
- С каким композитором познакомились? (Курмангазы - казахский композитор)
- Какое произведение Курмангазы вы слушали? (кюй «Сары-Арка»)
- Что нового вы узнали о юрте?
- С какими видами орнаментов вы познакомились?
- Понравился ли вам сегодня наш урок?
УР: Чтобы узнать какое сейчас у вас настроение, мы выберем нотки и покажем нашей фее.
УМ: Ребята, замечательно, что вы выбрали яркие цвета. У вас хорошее настроение. Давайте исполним песню о нашей любимой Родине.
Песня «Родная песенка»
УР: Сегодня на уроке хорошо работали...
Біздің сабақ аяқталды! Сау болыныз!Наш урок окончен. До свидания!