«Интеграция продуктивных видов деятельности младших дошкольников»
«Интеграция продуктивных видов деятельности младших дошкольников»
Актуальность данной темы определяется тем, что интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его (окружающего) на основе деятельностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интеграция продуктивных видов деятельности младших дошкольников»»
«Интеграция продуктивных видов деятельности младших дошкольников»
Актуальность данной темы определяется тем, что интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его (окружающего) на основе деятельностного подхода.
Но что собственно понимается под «интеграцией»? Современная педагогическая наука определяет интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей, и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности. Отсюда сделаем вывод, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования.
Продуктивная деятельность, по определению Г. С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Результаты исследований известных психологов и педагогов показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция);
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Именно поэтому я считаю, что развивать творческие способности детей следует с раннего возраста. А для того, чтобы развить эти творческие способности, первоначально необходимо ребенка заинтересовать, сформировать интерес к занятиям продуктивной деятельностью. Для активизации детей в продуктивной деятельности в своей работе я использовала следующие способы и приемы:
• игровые приемы, упражнения;
• наблюдение за процессом создания объекта;
• экспериментирование с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок», «Из чего можно сделать бусы»)
• привлечение родителей к совместной деятельности,
• нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации.
В группе был создан уголок по изодеятельности с разнообразным материалом: кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, трафареты, ватные палочки, ватные диски, бумага разного качества, природный материал, бросовый материал. "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова].
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Основная цель интеграции разных видов детской творческой деятельности – повышение уровня художественно-эстетического развития дошкольников, наиболее полное раскрытие их творческого потенциала и, в конечном счете, развитие личности каждого ребенка.
Интеграция в сфере художественно-эстетического развития детей, направленна на создание целостного обобщенного художественного образа, реализуемого в общем социально-значимом продукте (интегрированное занятие, коллективная работа, создание мини-музея в группе, спектакль для родителей и т.п.). При правильной организации процесса интеграции разные виды творческой деятельности инициируют друг друга: один вид детской деятельности становится продолжением или дополнением другого. Например, при создании художественного образа «Золотой рыбки» дети, прослушав музыкальные и литературные произведения, по желанию могут передать полученные впечатления в хореографических миниатюрах и импровизациях, в составлении творческих рассказов. Результатом многоплановых усилий является коллективное творчество детей с использованием разных выразительных средств для создания образа на интегрированном занятии с последующей презентацией работ, созданными детьми.
Основной механизм интеграции творческих видов деятельности состоит в формировании обобщенного художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребенка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объемными и устойчивыми.
У всех участников интеграции (детей и взрослых), вовлеченных в единое содержательное пространство разными видами творческой деятельности, направленных на получение и амплификацию целостного художественного образа специфическими выразительными средствами, появляется возможность творческой самореализации и повышается мотивация на получение общего продукта в результате совместное работы.
Формами интегрированной работы в области художественно-эстетического развития ребенка являются интегрированные занятия и творческие проекты, культурно-досуговые мероприятия. Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в результатах продуктивной деятельности дает возможность педагогам создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности на занятии позволит детям реализовать свои творческие потребности в создании изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве.
Как пример интеграции разных видов детской творческой деятельности представлю творческий проект - фольклорно-игровое действо для детей младшего дошкольного возраста «Матрешка - любимая игрушка».
Предварительная работа, т.е. составляющая проекта:
1 этап: Посещение детьми музея (как один из вариантов – Музей «Матрешка»).
2 этап:
Изобразительная деятельность: знакомство с народными промыслами и техниками росписи, создание игрушек в народном стиле для музея детского сада.
Музыкальные занятия: изучение музыкального фольклора, разучивание песен, потешек, народных игр.
Занятия по музыке: знакомство с танцами разучивание и постановка
Ну, а культурно-досуговая деятельность органично включает в себя все виды детской творческой деятельности, и является благодатным полем для сотрудничества всех педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Интегрированные формы работы с детьми позволяют систематизировать и обобщать знания детей, активизировать их творческий потенциал и пополнять социально-личностный ресурс каждого ребенка.
В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность глубокого и многостороннего ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности; возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников, что находит выражение в участии в выставках и конкурсах разного уровня.
В свою очередь, мы - педагоги, использующие в образовательном процессе интегративный подход, получаем возможность творческой самореализации и профессионального роста. Подготовка интегрированных занятий требует от нас детального изучения и отбора материала, что способствует расширению их кругозора, определению перспектив самообразования.
Планирование занятий интегрированного характера, и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражения, способствуют повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведёт целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.
Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
Благодаря использованию перечисленных методов и приемов у детей формируется устойчивый интерес к занятиям продуктивными видами деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.
- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации;
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе;
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.
- У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
- Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
- Такие занятия способствуют более тесному контакту детей, специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
- Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Тематика занятий может быть разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изо деятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.
Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
Литература:
• «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной;
• «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский;
• «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова;
• «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова;
• «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.