И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных И с ними дядька их морской.
3.
Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
4.
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность, где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: “Кири-ку-ку, Царствуй, лёжа на боку!”
5.
Раз он в море закинул невод, - Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришёл невод с травою морскою.
У.- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Слайд 1
- Скажите, ребята, какая часть речи делает нашу речь полной красочной?
Д.- Имя прилагательное.
II. Объявление темы, цели и задачи урока. Слайд 2
У.- Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать (работа в группах)?
(I группа)
“Я сегодня поймал, было, рыбку, Золотая рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синий просилась, Дорогое ценою откупалась: Откупалась, чем только пожелаю”
Д.- В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Это окончание винительного падежа в жен. роде, в ед. числе. Потому что существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе. В море синее просилась, прилагательное стоит в вин. падеже, сред. роде, ед. числе, так как сущ. в море имеет такие грамматические формы. Дорогою ценою – окончание творительного падежа, жен. рода, ед. числа, так как сущ. ценою стоит в творительном падеже, жен. роде, ед. числе. Слайд 3
(II группа)
“Отвечает золотой рыбка: “Не печалься, ступай себе с богом Так и быть: изба вам уж будет” Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичный, белёный трубою, С дубовый, тесовый воротами.”
Д.- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам. Слайд 4
(III группа)
“Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокая терем На крыльце стоит его старуха В дорогую собольей душегрейке, Слайд 5 Парчовый на маковке кичка, Слайд 6 Жемчуги огрузили шею, На руках золотой перстни, На ногах красная сапожки”
Д.- Аналогичный ответ детей 3 группы. Слайд 7
(IV группа)
“ Старик к старухе воротился. Что ж? Пред ним царская палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморская вины, Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозный стража, На плечах топорики держат.
Д.- Аналогичный ответ детей 4 группы. Слайд 8
У.- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?
Д.- Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.
Физминутка.
III. Лексическая разминка.
У. - Ребята, каким словом можно заменить слово ветхая (землянка)?
Д. - Старая (землянка)
У. - Это что?
Д. - Синоним.
У. - Подберите к прилагательному антоним.
Д. - Новая.
У. - Какое корыто было у старухи?
Д. - Старое.
У. - Подберите антоним.
Д. - Новое.
У. - Рыбка золотая. Почему автор использует слово “золотая”? Какое прилагательное использует для уточнения слова “золотая”?
Д. - Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотую рыбку не простую;
Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “не простую”.
У. - Дорогой откуп. Назовите антоним.
Д. - Дешёвый.
У. - Назовите прилагательные, которые использовал Пушкин для описания одежды старухи.
Д. - Парчовая (кичка), соболья (душегрейка).
У. - Какие ещё прилагательные называют материал предмета?
Д. - Дубовые, тесовые (вороты).
У. - Почему автор называет волны сердитыми?
Д. - Это в переносом смысле. Большие волны.
У. - Ласковое слово. Назовите противоположное.
Д. - Грубое (слово).
У. - Может ли прилагательное назвать внутренние качества людей? Как названы старуха, стража, слуги?
У. - Так с какой целью автор использует эти прилагательные в содержании сказки?
Д. - (Вывод) Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, живописно, чтобы речь была полной, богатой.
У. - Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?
Д. - Нет, нельзя. Потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира.
У. - Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему?
Д. - Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта.
IV. Творческая работа.
У.- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.
Д.- (читают свои пожелания).
V. Итог урока.
У.- Итак, какую работу проделали на уроке?
Д.- Обобщили знания об имени прилагательном. Прилагательное имеет тесную связь с существительным, стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
Слайд 9
У.- Вам было интересно на уроке? Чем заинтересовал урок? Спасибо за работу!