Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
д.Сибирь Унинского района Кировской области
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 КЛАСС
Составитель:
Золотарева Анжела Анатольевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Сибирь
201
№ урока в теме | Тема урока | Соответствующий раздел государственного стандарта | Форма урока (тип урока) | Использование электронных материалов | Форма контроля |
7 | «Где зимуют птицы?». | «Где и когда?» | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Презентация с использованием видео- и аудиоматериалов | Самопроверка Фронтальный опрос |
Тема урока: «Где зимуют птицы?».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.
Оборудование и ТСО: интерактивная доска, компьютер, музыкальное оформление (запись птичьих голосов); учебник, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах.
Цели урока:
расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о научном поиске, методах работы орнитологов;
развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
определяет тему с помощью учителя (П);
Отвечает на вопросы учителя (П);
Совместно с учителем ставит учебную задачу и принимает ее (П);
Принимает ориентиры действия выделенные учителем в новом учебном материале и ими пользуется (П); (Работа по этапам)
фиксирует элементарную информацию рисунком, знаком, символом с помощью учителя (П); (Рабочая тетрадь – стрелки, фишки, подчёркивание)
анализирует объекты с помощью учителя; классифицирует объекты по 1 признаку (П); (Работа в парах, работа у интерактивной доски, работа в тетрадях)
делает выводы на основе наблюдений с помощью учителя (П); В конце каждого этапа и в конце урока)
воспитание бережного отношения к птицам.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы, объяснять, как ученые выяснили, куда улетают на зиму птицы.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Проверка готовности к уроку, включение в деятельность.
ЦЕЛЬ: Создать благоприятную психологическую обстановку, настрой на восприятие урока.
Просмотр видеоролика «Утро в лесу» (Слайд 1)
-Что вам напомнил этот клип?
-Можем ли мы услышать такую музыку природы зимой? Почему?
- Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке?
Ответы детей.
- прочитайте тему урока в учебниках и на слайде. (Слайд 1)
-Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним- как же им помочь?
2. Актуализация знаний.
Птицам было уже посвящено два урока. Вспомните урок «Кто такие птицы?» (Слайд 2) О каких характерных признаках птиц мы говорили? Чем они отличаются от других животных?
О птицах мы говорили и на уроке «Как помочь птицам зимой?» (Слайд 3)
-почему надо помогать птицам в это время года?
- Как можно помочь птицам зимой?
Именно на этом уроке мы впервые говорили о том, что птицы бывают перелётные и зимующие. (Слайд 4)
-Каких птиц называют зимующими? (Это те птицы, которые не улетают на юг.
- Каких птиц называют перелётными? (Тех, которые каждый год осенью улетают их наших мест на юг)
3.Работа по теме урока.
Поиск ответа на вопрос «Почему некоторые птицы улетают на зиму в теплые края»
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием пернатых, с термином «перелётные птицы»; дать представление о разновидностях птиц.
Работа в парах (карточки)
Вы сейчас будете работать в парах. Помните, пожалуйста, что работая в паре, нужно договариваться друг с другом, помогать и не ссориться.
- Разделите птиц на две группы: зимующих в одну сторону, а перелетных в другую. (Приложение 1)
(Атлас-определитель)
-Проверка. Послушайте, внимательно ответы одноклассников. Все разделили так же? (одна пара рассказывает, остальные слушают. Потом высказывают свое согласие или несогласие).
Проблема - Как так, задание одно, а выполнили по-разному. Почему?
Может мы не знаем чего-то очень важного?
Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться?
- Выскажите свое мнение, предположение. (учащиеся выступают: им холодно, ….)
- Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?
-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!
Работа по учебнику.
-Откройте учебник (с. 16) . Рассмотрите рисунок. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными – перелётных.
- Самопроверка по учебнику (с. 84-85)
Поиск ответа на вопрос «Куда улетают некоторые птицы на зиму?»
-Мы уже знаем, что некоторые птицы улетают на зиму в теплые края. А можете ли вы сказать, куда именно они улетают? (Слайд 5)
Выскажите свое мнение, предположение.
Возникли разные мнения.
- Я думаю, ответить на этот вопрос поможет схема. Откройте рабочие тетради на с.15.
Работа в тетрадях (с.15).
- Рассмотрите схему, которая расположена слева. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето, а жёлтым – места, где они проводят зиму. Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками (образец), куда летят ласточки на зиму.
-Проверим. (Слайд 6)
-Кто знает, как называются эти районы?
На зиму ласточки летят в Африку, Индию.
Возьмите зеленый карандаш и покажите стрелочками, куда они полетят на лето. Откуда и куда нужно вести стрелочки. Куда же они летят?
На лето ласточки возвращаются в те же места, где вывелись.
В Африку также летят другие наши маленькие птички: стрижи, мухоловки.
Грачи зимуют во Франции.
Утки – в Северной Америке.
В общем, птицы разлетаются по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.
-Итак, ответим на вопрос «Куда же именно улетают птицы?».
Поиск ответа на вопрос «Как ученые узнали, где именно зимуют перелётные птицы?»
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы?
Как же это удалось ученым? (Слайд 7)
- Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам.
Рассматривание колец. (Слайд 7)
– Как кольца на лапках могли помочь узнать, куда улетели птицы? /размышления детей/
На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы!
Проблемный вопрос: с.13 Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы: – Почему ласточка улетает на зиму в тёплые края, а дятел остаётся? (Слайд 8)
Ответы детей:
- Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.
- Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.
– Почему журавль улетает, а сова остаётся? (Слайд 9)
/ дети обсуждают ответы в парах/
Учитель:
- Ребята, если вы заинтересовались в какие страны улетают зимовать птицы, об этом всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета вместе с родителями.
-Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Учитель:
-Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места?
Ответы детей:
- Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.
Учитель:
- Молодцы!
Беседа-вывод.
- Почему птицы улетают в тёплые края?
- А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются?
- А какая птица первой прилетает на родину? (Слайд10)
- Недаром, писатель Николай Сладков говорил, что грачи на своих крыльях весну приносят.
Закрепление.
ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о перелётных и осёдлых птицах.
1.Работа с электронным приложением.
2. Викторина «Отгадай птицу по голосу». (Слайд 11,12,13,14,15)
Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц.
Ответы детей.
- Молодцы!
3.Игра «Третий лишний». (Слайд 16)
аист синица гусь
сова ласточка журавль
скворец поползень журавль
грач чайка дятел
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ (Слайд 17)
Закончите предложение: сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу объяснить…..
Я научился различать ……
1. Я все понял и смогу объяснить товарищу.
2. Я все понял, но еще не могу объяснить товарищу.
3. У меня остались вопросы.
Итог урока.
Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.
1.Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!
3.Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.