Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(2 четверть)
Урок 39
Тема: Г. Скребицкий. Дружба.
Цели урока: совершенствовать навыки беглого чтения; провести работу над содержанием рассказа; учить различать сказочное и настоящее; развивать устную речь учащихся;
воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: портрет Г. Скребицкого,
Ход урока
I. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
- Жужжащее чтение (отработка навыка быстрого чтения).
-Расскажите, с чего начался счастливый день для Темы?
- Кто такие гимназисты? Как встретили Тему гимназисты? Зачитайте отрывок.
-Почему ему пришлось сесть за заднюю скамью? Какое мнение у него сложилось о Вахнове? Была ли приятной встреча с учителем географии?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Перенесёмся в зиму, послушаем и скажем, чей голосок (звукозапись голоса грача).
– Тема: Г. Скребицкий «Дружба».
– Прочитаем рассказ и поработаем над его содержанием.
IV. Работа над материалом урока.
1. Сообщение учителя о Г. Скребицком.
Георгий Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Детские годы прошли в городе Чернь и детские впечатления от неяркой природы этих мест остались в памяти. Окончив школу, Георгий Алексеевич учится в Москве в Институте слова, затем в лесотехническом институте, по окончании работает биологом. Но главным делом Скребицкого становится литературное творчество. Он пишет для детей о природе. В своих произведениях Георгий Алексеевич учит детей видеть красоту, многообразие природы, не воевать с ней, а найти в ней своё место.
2. Работа над рассказом.
1) Работа начинается с оглавления Г. Скребицкий «Дружба».
– Что вы знаете о дружбе? (Высказывания детей.)
Значение слова Дружба по Ефремовой:
Дружба - 1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п. // Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений. // Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами.
2. перен. разг. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного.
Продолжите фразу «Друг – это…»
друг – это человек, с которым интересно играть,
друг – это, с кем можно посекретничать
друг – это любимая книга
друг – это мама, которая всегда мне помогает,
друг – это наш учитель
друг – это моя игрушка медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя,
друг – это мой непослушный щенок,
друг – это тот, с кем можно помолчать,
друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»
друг – это тот, кто никогда не подведёт
О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
3) Чтение учителем рассказа, дети карандашом отмечают незнакомые слова, отвечают на вопрос:
Понравился рассказ?
Почему автор назвал произведение «Дружба»
4) Словарная работа.
Попонка- покрывало для животных
Смекнул- догадался
5) Чтение текста, ответы на вопросы по прочитанному:
– Почему грач не смог улететь в теплые края?
6) Самостоятельная работа (Выборочное чтение.)
Стр 112 вопрос 2
Физкультминутка
7) Проверка самостоятельной работы.
9) Групповая работа.
Ученики вспоминают правила работы в группах. (Правила записаны на доске.)
Объединяйтесь по группам быстро и тихо.
Приготовьте необходимые материалы.
Говорите тихо.
Слушайте, когда кто-то говорит.
Знайте своё задание.
Оставайтесь в группе, пока вам не указано делать другую работу.
Дети делятся на группы постоянного состава, учитель назначает ответственного.
Задание: по каждой картинке составить 3–4 предложения.
10) Проверка групповой работы.
V. Обобщение.
– Почему зимой нужно кормить птиц?
VI. Д.з.
стр. 110-112 читать, отвечать на вопросы.
VII. Итог урока.
Как оцениваете свою работу на уроке? (Дети показывают карточки «Настроение»)