Просмотр содержимого документа
«Г.Х. Андерсен "Гадкий утёнок", урок литературного чтения в 3 классе. »
Тема:Г. Х. Андерсен «Нравственный смысл сказки»
Цель : Приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Задачи:
формировать доброе отношение к природе, окружающим людям;
учить осознавать нравственный смысл сказки;
учить определять главную мысль произведения;
совершенствовать умение анализировать художественный текст;
обогащать словарный запас учащихся
Планируемые результаты:
Предметные: определять главную мысль сказки
Метапредметные:понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; участвовать в работе группы
Личностные:проявлять интерес к чтению произведений зарубежной литературы; осознавать нравственный смысл сказки
Межпредметные связи: русский язык, темы «Текст» и «Лексика»
Ресурсы урока: учебник, ч.2,. стр.200-215
Ход урока
Орг. Момент. Психологический настрой на урок «Похожи – не похожи». (2 мин)
Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга. Задание: «Поднимите руки вверх только те, …»
-у кого голубые глаза
- светлые (темные) волосы;… - у кого разный цвет глаз;
- у кого разная длина волос;
-у кого имена содержат букву А…
- у кого встречается одинаковый цвет в одежде …
- кто родился летом, зимой, весной, осенью,
- у кого есть брат (сестра),
- кому 10 лет
- кто имеет друга в классе?
У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь, друг от друга, но это не помешало вам иметь друга. А если мы вместе , то непременно добьёмся хороших результатов. Интересно ли вам самим исследовать и открывать новое? Кем вы будете на уроке – исследователями или слушателями - зависит от вас. Добро пожаловать в мир литературной сказки. (слайд 2)
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
- Что вы поняли из этого четверостишия?
- Какие строчки главные?
Введение в тему урока (4 мин)
Я предлагаю вам определить ключевые слова урока, т.е слова, которые мы будем использовать на уроке, а заодно и проверим, насколько вы внимательно читали произведение… (помогаем Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок») (слайд 3) (вызвать ученика записывать буквы)
Задание: назвать слово, выделив первую букву.
Д – страна, где родился великий сказочник (Дания)
О – что увидел утёнок в зеркальной воде (отражение)
Б – где очутился утёнок, после того как сбежал с птичьего двора (болото)
Р – что испытали дети, увидев нового лебедя (радость)
О – что зеленело на полях летом (овёс)
Т - на звук какого музыкального инструмента был похож крик лебедя (труба)
А – назовите автора сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» (Андерсен) Слово – Доброта (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. )
- Давайте на глобусе найдём маленькую страну Данию, где жил и писал Андерсен, и огромную великую страну Россию. Почему нам так близки и понятны его сказки? (дети в других странах тоже учатся, тоже мечтают, в мире нельзя прожить без добра)
Задание: от прилагательного красивый образуйте имя существительное ж.р. Слово – Красота -Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Сергей Иванович Ожегов
Какая бывает красота? (Внутренняя и внешняя)
Есть ещё одно слово, но мы откроем его чуть позже.
Постановка учебной задачи(2 мин)
Мы будем исследовать внутренний и внешний мир героев сказки «Гадкий утёнок», выясним, всегда ли люди добры и справедливы друг к другу. (2 мин)
- Как вы понимаете внешний мир? (вешний облик, то, как мы героя видим или представляем)
Что вы понимаете под выражением внутренний мир? (душевное состояние, мысли, чувства)
Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою.
Работа по теме урока.
1.Проверка домашнего задания (3 мин)
- Я предлагаю вам восстановить порядок событий в сказке. В конвертах на карточках красного цвета пронумеруйте события, т.е. расставьте их по сюжету сказки. Работать будем индивидуально. (время 1 мин) Проверка: обменятся карточками с соседом по парте. Сверим с доской (слайд 4)
1. Рождение утёнка
2. Жизнь на птичьем дворе
3. Утёнок на болоте
4. В избушке
5. Страдания продолжаются
6. Прекрасный лебедь
- Что вы понимаете под словом страдания? (страх, унижение, боль, обида)
- Знакомы ли вам эти чувства?
1. Характеристика героев (5 мин)
-Назовите главных героев сказки. (Главные герои: мама-утка, утенок, обитатели птичьего двора, дикие утки, гусаки, кот, курица, лебеди, люди)
- Что можно сказать о внешней красоте обитателей птичьего двора, избушки, диких утках и гусаках? (они красивы каждый по- своему)
- Была ли внутренняя красота у этих героев? (нет, т.к. они были хвастливы, заносчивы, порой грубы, плохо относились к утёнку)
2. Выборочное чтение (4 мин)
О какой красоте говорят яркие рисунки к сказке? (слайд 5) (внешняя)
Из чего мы узнаём внутреннюю красоту?(поступки)
Задание: найти текст к картинке:
1р. -1 (стр.202)
2р.-2 (стр. 204)
3р.-3 (стр. 211)
Это были лебеди. Прекрасные лебеди. С.Т. Аксаков называл их величественными птицами мира. (слайд 6)
3. Физминутка Л. Толстой «Лебеди» (слайд 7) (2мин)
- Сколько времени прошло с тех пор как гадкий утёнок стал прекрасным лебедем?(лето, осень, зима, весна)
4. Две стороны жизни Гадкого утёнка (проектная задача) (5мин)
- Наш герой превратился в прекрасную красивую птицу. Как вы думаете, измениться ли он, став красивой птицей? (нет, т.к. кому жилось плохо никогда не пожелает худо другому)
- Сейчас нам предстоит поработать в группах, выполняя проектную задачу: разделить карточки на две группы – утёнок и лебедь.
Проявляйте толерантность, уважение друг к другу, каждый берёт по 1-2 карточки и приклеивает к нужной группе . Время – 3 мин. Представьте результат на доске. Давайте сверим их между собой и с доской. (слайд 8)
5. Красота и доброта в сказке. Обобщение. (6мин)
- Что ещё автор сказки описывает с большой любовью , какие картины меняются в ходе произведения? (природа) Что происходит весной? (природа пробуждается , все расцветает, оживает, рождается заново)
- Какое чувство охватило утёнка, когда он увидел стаю чудесных больших птиц? (стр. 121 – тревога)
- Что почувствовал наш герой, увидев птиц весной? (стр. 213 –непонятная грусть)
- Мы не открыли ещё одно слово, оно в ликующем крике главного героя, оно живёт в душе каждого человека – это счастье.
(Да. Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье.)
К образу лебедя обращались многие писатели, поэты. Я предлагаю поработать в парах и выполнить задание на жёлтых карточках.
V. Рефлексия. Подведение итогов. (слайд 9)(5 мин)
- В чём проявляется красота? (Красота поступков людей. Ко всем относиться по-хорошему.)
-Что есть доброта в сказке? (Описание природы, доброта лебедя, природа дарит жизнь)
-В чем проявилась жестокость? (Через страх, дрожь, крик, через отношение
окружающих к ближнему)
-Назовите главные человеческие ценности в сказке Андерсена.
(Красота, доброта, любовь)
Возьмите картинку лебедя, напишите, что для вас значит счастье. Если вы считали себя слушателем, прикрепите его к соответствующему озеру. Что не хватает в этом сюжете? (солнце)