Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности. Задачи урока: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление. воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке. Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. Тесты. Самооценивание. 1. Территория нашей страны составляет: А) 3 миллиона 500 тысяч кв.км, Б) 2 миллиона 700 тысяч кв.км, В) 2 миллиона 200 тысяч кв.км. 2. По площади Казахстан занимает: А) 5 место, Б) 2 место, В) 9 место. 3. Сколько стран граничат с Казахстаном? А) 4, Б) 5, В) 7. 4. На севере страна граничит с… А) Китаем, Б) Россией, В) Узбекистаном 5. С Китаем наша страна граничит… А) на востоке, Б) на севере, В) на юге. Проведите соответствие: что обозначает тот или иной цвет на карте. Зеленый- равнины, Желтый – холмистые равнины, Светло-коричневый – возвышенности, Темно-коричневый – горы. 3. Посмотрите на карту Казахстана. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Каспийского моря до Алтайских гор на расстояние 3000 км, от северных степей Петропавловска, до южных пустынь Шымкента на 1600 км. ..... 3. Введение в тему урока М Алимбаев Лишь одна мне Отчизна дана, Где сладка даже горечь полыни, Мать она мне во все времена, От рожденья я с ней и поныне. Перед вами карта Казахстана. Скажите, что обозначено на карте? - коричневым цветом? - голубым? - зеленым цветом? Верно. Сегодня мы будем говорить о формах земной поверхности и остановимся на равнинах, которые на карте обозначены зеленым цветом. На Земле есть и ровные или почти ровные участки - это РАВНИНЫ. Равнины бывают ПЛОСКИЕ И ХОЛМИСТЫЕ. На карте есть Плато Устюрт, Прикаспийская низменность, Туранская низменность. (показать) Объясните, почему равнины получили такие названия. (плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения) Возвышения на равнине - это ХОЛМЫ Чем гора отличается от холма? (горы выше - холмы имеют высоту до 200м, горы - более 200м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью) Работа в тетради (запись определений ) На равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это ОВРАГИ Проблемный вопрос Как нужно бороться с оврагами и почему? Найдите ответ в учебнике на стр29. Взаимооценивание. 5. Физкультминутка 6. Работа по учебнику Кроме оврагов встречаются балки. Что такое балки? Оценка учителя. 7. Закрепление изученного Решение кроссворда "Формы земной поверхности" Проверим ваши знания. 1. Большое пространство ровной дороги (равнина) 2. Возвышенность высотой от 10-200 м (холм) 3. Извилистое резкое понижение местности (овраг) 4. Углубления с пологими заросшими кустарником или травой (балка) 8. Рефлексия. (на доске записаны). Ответьте на вопросы. 9. Домашнее задание С.28-30 |