Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы привлечения детей к чтению"»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Гимназия №7» (полного дня)
VII научно-практическая конференция
Рефлексия педагогом профессионально-педагогической деятельности в условиях инновационного развития гимназии
Секция № 3
«Опыт применений образовательных технологий
в контексте внедрения ФГОС НОО»
Тема:
«Методы и формы привлечения детей к чтению»
Работа педагога -библиотекаря
Байтлювой К.К.
МОАУ «Гимназия №7»(полного дня)
Оренбург,
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Глава IОбщие проблемы приобщения ребенка к чтению
3
Ребенок в мире книг.
3
1.2. Библиотека как этап формирования читателя.
4
Глава II. Педагогическая и информационная функция школьной библиотеки
5
2.1.Массовая работа с использованием инновационных, информационных и традиционных технологий
5
2.2. Методы и формы индивидуального информирования
10
2.3. Мониторинг читательской активности
14
Заключение
15
Литература
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок ,который мы можем ему сделать!
Лупан .С.
Общие проблемы приобщения ребенка к чтению
1.2. Ребенок в мире книг.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений.
1.2.Библиотека как этап формирования читателя.
Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечную деятельность, сделали библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового» поколения, вывели деятельность БИЦ на иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но задача библиотеки – привлечение к чтению – при этом не изменилась а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Сегодня в России принята и действует программа, направленная на приобщение к чтению: «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом на 2007-2020гг. Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря. Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения. Согласно концепции «Модернизация Российского образования», большая ответственность лежит на школьной библиотеке, как на органе формирования нравственной всесторонне- развитой личности. Соответственно кардинально меняется и роль школьного библиотекаря. Человек, выдающий книгу, что само по себе благородно, превращается в библиотекаря-педагога, библиотекаря-психолога, библиотекаря-консультанта.
Глава II. Педагогическая и информационная функция школьной библиотеки.
2.1.Массовая работа с использованием инновационных, информационных и традиционных технологий
И сегодня необходимо заново осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая и информационная функция школьной библиотеки – т.е. её активное участие в учебно-воспитательном процессе. На содержание работы школьной библиотеки оказывают значительное влияние модернизация учебного процесса, в том числе изменение содержания образовательных и учебных программ, в частности, в рамках внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, форм и методов обучения, структуры внеурочной деятельности. В школьную библиотеку внедряются новые информационные технологии, способствующие интеграции знаний к чтению и книгам, мягко и доброжелательно переориентировать от комиксов, «ужастиков», низкопробной литературы на чтение высокохудожественных произведений, научить «фильтровать» информацию. Есть определение: «дети – зеркало семьи». А разве не отражают они и то, что почерпнули в школе, что идет от учителей, воспитателей, от школьного библиотекаря? Нам, школьным библиотекарям, вопросы привлечения детей к чтению приходится решать сегодня, ежедневно и ежечасно. Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы. Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением. Считаю, что без пристального изучения не только ребенка, но и его семьи, нельзя привить любовь к чтению. С одной стороны – это дополнительные обязанности, зато с другой – интереснейший узел многообразных связей с учителями и родителями читателей. Родители – это единомышленники в руководстве чтением детей. Как правило, хорошие читатели растут в читающих семьях, где собирают домашнюю библиотеку, выписывают периодику, беседуют о прочитанном. Уже дома дети привыкают к тому, что книга – неотъемлемая часть семейной культуры. Если в семье растет ребенок, надо полюбить детскую книгу и научиться относиться к ней основательно. Непременно советую родителям внимательно слушать своего ребенка, обсуждать с ним то, что его в книге заинтересовало. Это необходимые элементы овладения речевой деятельностью: во- первых, чтение и говорение, во-вторых, осмысление прочитанного. Не менее важно и то, что, рассказывая, беседуя, родители и дети раскрывают себя, легче достигают взаимопонимания. Главной целью своей работы я считаю привлечение детей к чтению книг. Для достижения поставленной цели я использую различные формы и методы индивидуальной и массовой работы. Массовая работа – наиболее трудоемкое направление, но при этом и самое интересное и плодотворное. Красочные, интересные, познавательные и веселые мероприятия, конечно же, привлекают школьников в библиотеку. Цель массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной гопищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Массовая работа с использованием инновационных, информационных и традиционных технологий, на мой взгляд, направлена на то, чтобы ученик с мероприятия вышел уверенным в своих способностях, с желанием продолжать больше читать и участвовать в следующих мероприятиях. Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использовать индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями. Участие в литературных викторинах развивают : память, сообразительность, дают возможность проявить себя, активизируют интерес, несут в себе элемент праздника. Проведения любого мероприятия наши читатели проявляют большой интерес к библиотеке и чтении книг Мероприятия «Посвящение в читатели» знакомит первоклассников с правилами обращения книг, развивает творческие возможности детей и дарит прекрасное настроение праздника. Ни одно мероприятие не проходит без презентации. ВО - первых, это возможность представить материал более полно и красочно. Во- вторых,массовые формы работы с читателями при применениии современных технологий только выигрывают, приобретая новое качество и являясь более информативным.Каждый год для 4 классов проводим литературную гостиную «Лицеист», посвященная творчеству А.С. Пушкину, где ученики узнают подробно о лицейских годах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ученики охотно у чавствуют в мероприятиях «Поэт –герой Муса Джалиль», рассказывают стихи из творчества Мусы Джалиля, а также с удовольствием учавствуют в Всероссийском конкурсе по чтению в слух «Живая классика». С учителями и учащимися начальных классов один раз в месяц к уроку литературное чтение совместно готовим театрализованные сценки.Урок проходит интересно, дети быстро запоминают текст наизусть, автора произведения и с большой радостью выступают. В библиотеке совместно с учителем литературы Афониной Е.В. и учениками 5 "Б" класса подготовили в библиотеке инсценировку басни И.К. Крылова «Ворона и Лисица» на всероссийский конкурс "Читаем классику в библиотеке ". Учащиеся с 1- 4 классы принимают участие в школьном конкурсе «Нашим мамам посвящается»-пишут стихи мамам, делают поделки, Ввсероссийском конкурсе «Дети читают и пишут стихи»принимают ученики 4-х,5-х и 8классов. Принимала участие с учениками в областном конкурсе «Герои России- герои нашего двора». В итоге ученик 1 «А» класса Юрин Андрей занял 1место, а мне вручили Благодарность за личный и прфессиональный вклад в патриотическое и нравственное воспитание молодежи Оренбуржья. В конкурсе чтецов, посвященный 220-летию А.С. Пушкину, принемали участие первоклассники, ученики с артистизмом рассказывали стихи, а в конце конкурса было награждение грамотами. Участие учеников 2-х и 3-х классов в мероприятии Областной детской библиотеки «Загляни в мир животных» стараемся привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. Участие в телевизионном масштабном проекте «Война и мир. Читаем роман»,посвященный великому писателю Л.Н.Толстому. В нем приняли участие учителя, педагог –библиотекарь и ученики 10, 11 классов. Огромную радость ученикам доставил областной конкурс чтецов «…И терн сопутствует венцу…».Сертификат участника областного конкурса чтецов «…И терн сопутствует венцу…» получили : ученица Фокина Оля 10 «А» класса, ученица Рзаева Лейла 9 «А» класса, ученик Аносов Климентий 6 «Б» класса.Ученица Рзаева Лейла 9 «А» класса учавствовала со стихотворением собственного сочинения в конкурсе «Стихоборье», проходившем в ООУН библиотеке им. Н.К. Крупской, где проходит поэтический бой между творческими людими. Конкурс «Стихоборье» хороший заряд к сочинению новых стихов и просто получить прекрасное настроение. В литературном уроке «Масленица к нам пришла» принимали участие 3 классы, который дает большой толчок в воспитании интереса к традициям и обычаям нашей Родины. Есть темы,которые извечно волнуют молодое поколение:дружба и любовь,смысл жизни, долг и обязанность,поэтому в библиотеке для подростков и старшеклассников проходят диспуты на темы « О чести и достоинстве», «Что значит быть настоящим человеком», «В жизни всегда есть место подвигам. Так ли это?»,»Каким должен быть настоящий друг?»
Формированию библиотечно-библиографических знаний способствует библиотечный урок, который знакомит учащихся с библиотечно-библиографическими понятиями, учит работе со справочно- библиографическим аппаратом и книгой в частности. Воспитывает уважение к книге и труду библиотекаря, привлекает учащихся к чтению.
Громкие чтения позволяют раскрыть детям идейное, эмоциональное и художественное своеобразие книги, подготавливают к технике чтения. В тематику громких чтений подбираю книги воспитательного, поучительного характера. Я стараюсь подбирать такие произведения, которые учат детей благородству, любви к ближнему, чувству сострадания, как к людям, так и к животным .В этом году я придумала проводить на переменах литературные переменки –это оказалось огромным вдохновением для учащихся начального, среднего и старшего звена, здесь они читают стихи и или знакомят с стихотворением собственного сочинения, которые потом наглядно выкладывают в литературно-поэтический уголок «Вдохновение». Литературные переменки помогают развивать речь, актерское мастерство , а также как помощь в повторении стихотворения перед уроком литературы. Ребята младшего школьного возраста наиболее активные читатели стихов. Важно, чтобы они запоминали фамилии наших отечественных классиков: Барто, Маршака, Михалкова, Чуковского. Ведь читая наизусть стихи, имя автора не запоминают, либо запоминают чисто механически, не соотнося его в сознании с конкретным человеком, что говорит о недостаточной читательской культуре. В работе с книгой стараюсь должным образом обращать внимание детей на ее авторство. В конце учебного года в библиотеке провожу технику чтения у первых классов. В этой работе мне помогают старшеклассники 11 класса. Проверив у каждого ученика технику чтения далее подсчитываем общий процент читаемости в каждом классе. А потом проводим награждение. Каждый класс и некоторые дети с высокой техникой чтения получают диплом от учеников 11класса, которые заканчивают гимназию на отлично с красным дипломом. Ученики 11класса дают напутствие первокласснику, о том что школа –сложная и долгая работа, что нужно много читать ,учить, тогда будете как мы учиться на отлично. Пока начальное звено –самые активные читатели в библиотеке, нужно вовремя в них воспитать любовь к чтению и конечно показывать в пример гордость школы, чтобы было за кем тянуться. Недавно в библиотеке открыла творческий уголок «Я звезда»,который можно посетить только в среду или в пятницу на переменах. Сочинила такое обращение: Читаешь или сочиняешь стихи- читай для всех! Танцуешь- танцуй для всех! Прочитал интересную книгу- расскажи всем! Поешь-пой для всех! Спортсмен- расскажи о спорте, о своих достижениях! Рисуешь – приноси рисунки ,покажи всем! У тебя волшебные руки-приноси свои работы, похвалим! Участникам дарим прекрасное настроение и аплодисменты. Дети здесь раскрываются, даже самые стеснительные. Принимают участие и среднее и старшее звено. Дети стали брать сборники стихов, чтобы подготовиться и прочитать их в следующий раз. Педагогу-организатору советую детей, которые могут выступить на празднике. Читающих, я отбираю на городские, всероссийские конкурсы материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. В библиотеке присутствует журнал отзывов
« Сам прочитал посоветуй другу» или «я хочу написать о книге». Дети охотно пишут о книге, на переменах, делятся своими впечатлениями о прочитанной книге. Игра « Побыть библиотекарем» Приглашаем ребят окунуться в атмосферу библиотеки, не как читателя, а как работника царства книг. Ребята учатся работать на абонементе , ремонтировать книгу,работать с картотекой, учатся грамотному поиску книг. В читальном зале на стенде каждый год пополняются рисунки в праздники23 февраля и 9 мая . В рамках «Недели психологии» совместно с психологом проводили квест «Моя школа», а также совместная выставка «Эмоции».
С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: Формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
-Совершенствовать письменную речь
-Пополнять словарный запас -Формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.
При подготовке докладов ,рефератов, сообщений, исследовательских работ ученики используют электронную цифровую библиотеку.
В библиотеке присутствует информационный уголок для учителей и родителей, где находится информация о правильном питании, о пожарной безопасности, информация о профилактике алкогализма и наркомании, о правилах поведения при террористическом акте, о безопасности в интернете, о безопасности детей в зимние каникулы. Советы для тех, кто выбирает профессию в виде буклетов и указатели детской литературы для родителей и учащихся. В библиотеке присутствует спортивный уголок- шахматы. Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культур.
2.2. Методы и формы индивидуального информирования.
При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации.
К числу индивидуальных форм работы с читателями в настоящее время относятся беседы различного характера и формы индивидуального информирования. Для школьных библиотек наибольшее значение имеют беседы, так как позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. В ходе беседы библиотекарь получает оперативную обратную связь, то есть может гибко менять тональность и содержание беседы, импровизировать в зависимости от ситуации. Среди бесед как формы индивидуальной работы различают беседы о рекомендуемой литературе, о прочитанных книгах, о библиотеке и информационных ресурсах.
Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащемся, пожелавшем стать читателем библиотеки. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы читатель знакомится с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами.
Беседа о рекомендуемой литературе. При ее проведении я учитываю содержание книг, уровень читательского развития личности учащегося, с которым проводится беседа, его интерес и характер спроса. Для повышения эффективности подобной беседы я стараюсь использовать прием аналогии, заключающийся в том, что я предлагаю книгу, соответствующую основному интересу читателя, но содержащую новую для него информацию или написанную в другом жанре. Другим эффективным приемом является подчеркивание новизны содержания книги, достоверности изложенных в ней фактов, их связь с реальными историческими событиями или лицами. Испытанным приемом рекомендации являются также ссылки на авторитетных для читателя лиц, на мнения других читателей, на печатные рецензии и отзывы. Целями беседы о прочитанном являются:
● выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга;
● выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе (если возможно — проведение сравнения данного произведения с другими произведениями того же автора);
● выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги);
● выявление системы ожиданий читателя.
Кроме того, оценка книги, данная одним читателем, может быть использована в беседах с другими.
В библиотеке для читателей-учителей, для администрации школы используются формы индивидуального информирования по определенному кругу вопросов. Индивидуальное информирование заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, поступивших в библиотеку.
С периодичностью один раз в месяц в библиотеке проводится консультационная работа.
2.3. Мониторинг читательской активности.
Проводя общее исследование мониторинга читательской активности. Я провела анализ чтения школьников начального, среднего и старшего звена , который показывает ,что основной их спрос составляет учебная литература. Как и ранее основную часть выдачи составляют учебники, энциклопедии ,справочники, материалы в помощь учебной программе, научно- познавательная литература. Исследование потребностей начального и среднего звена показало высокий процент обращений к художественной литературе, предпочтения отданы приключениям, сказкам, фантастике. Повысился интерес к периодическим изданиям . Приобщению школьников к чтению, расширению их кругозора способствуют периодические издания. Школьная библиотека вела работу по подписке журналов для младших школьников : « Мурзилка», «Читайка», на областную газету «Добрая дорога детства», школьников среднего и старшего звена – на газету «Детская областная газета», журнал « Эрудит». Учителям – журналы «Начальная школа», « Вестник образования», газета «Учительская», «Вечерний
Оренбург», «Оренбуржье» .
Количество
обучающихся
посещения
выдача
посещаемость
читаемость
2014-2015
686
6180
5795
9%
8,4%
2015-2016
762
7020
6430
9,2%
8,8%
2016-2017
752
8200
7020
10.9%
9,3%
2018-2019
770
9100
8550
11,8
11,1
Анализ чтения учащихся старшего звена. Их можно охарактеризовать как любознательных и активных учеников. Они всесторонне развиты, им интересна историческая, отраслевая, литература по праву, психологии, экологии, истории края. В библиотеку они как правило приходят с уже сформировавшимся спросом на литературу для изучения школьной программы. Задача библиотеки в работе с этой группой своевременное и полное информирование о необходимой учебной и профессиональной литературе, посредством книжных выставок, новинок периодических изданий, индивидуальное информирование при посещении библиотеки. Нужно отметить достаточно высокий выбор изданий по психологии, что объясняется интересом к психологии, человеческим взаимоотношениям. Библиотека для старшеклассников – это в первую очередь, место ,где можно найти нужную информацию и выбрать книги . Всегда стараюсь учитывать ожидания наших читателей и идти в ногу со временем.
Анализ чтения у учителей. Многие учителя в читальном зале знакомятся с периодической литературой. В течение года оказывается методическая помощь На выставке :«Готовимся к экзаменам!», «Куда пойти учиться!». представлены информационные материалы для подготовки к ЕГЭ, а также методические и тренировочные материалы для подготовки к экзаменам.
В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируются социально-активные и конкурентоспособные граждане, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества.
Читатель должен чувствовать, что его любят и ждут в библиотеке.
И закончить мне бы хотелось словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной строчки из новой книги». Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли.
Литература
1.Соколов А.В. Библиосфера и иносфера в культурном пространстве России. Профессионально –мировоззренческое пособие / А.В. Соколов.- М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира(РШБА),2016.-384с
(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия1; Вып.6).
2. Иванова Г.А. Психология чтения школьников. / Иванова Г.А., Тихомирова И.И. – М.: РШБА,2016.-328с.: (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия1; Вып.4).
3.Читаем вместе с мамой.Дайжест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна».Составитель Тихомирова.- М.: РШБА,2016.- 232с Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия1; Вып.5).
Иванова,Г.А.Библиотечная педагогика. [Текст] /Г.А. Иванова.-Москва:Ассоциация школьных библиотекарей русского мира,2017.-248с.(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»:Серия 1,вып.6)
4. Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб.науч.тр./ ленингр.гос.инс-т.культуры им.Н.К. Крупской;Т90/Науч.ред.Г.В. Гедримович,В.А. Бородина.- Ленинград: ЛГИК,1984.-169с.
5. Тихомирова И.И. «От чтения- к творчеству». Сборник статей по педагогике ипсихологии детского чтения. .[Текст] /Тихомирова И.И. Москва:РШБА,2017.- 280с.: .(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»:Серия 1,вып.3)
Иванова,Г.А.Библиотечная педагогика. [Текст] /Г.А. Иванова.-Москва:Ассоциация школьных библиотекарей русского мира,2017.-248с.(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»:Серия 1,вып.6)
4. Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб.науч.тр./ ленингр.гос.инс-т.культуры им.Н.К. Крупской;Т90/Науч.ред.Г.В. Гедримович,В.А. Бородина.- Ленинград: ЛГИК,1984.-169с.
5. Тихомирова И.И. «От чтения- к творчеству». Сборник статей по педагогике ипсихологии детского чтения. .[Текст] /Тихомирова И.И. Москва:РШБА,2017.- 280с.: .(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»:Серия 1,вып.3)